Цыганский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Содержание

Введение 2
Глава I. Цыгане как нация 4
1.1 Цыгане как нация. 4
1.2 История цыган. 8
1.3 Цыгане на территории России: наши дни 19
Глава II. Цыганская культура 25
2.1 Система ценностей. 26
2.2 Обряды и обычаи цыган. 39
2.3 Цыганская система имён. 60
2.4 Цыганский национальный костюм 61
2.5 Структура цыганской общины 72
2.6 Цыганский дом. 76
2.7 Цыганская кухня 80
2.8 Цыганская литература. 81
2.9 Цыганская музыка 97
Список литературы 115

Введение

Работа содержит 1 файл

цыгане.docx

— 171.58 Кб (Скачать)

У большинства  цыганских этногрупп сохранилось  индийское понятие «скверны». У  цыган оно связано не с социальным положением, а с половыми органами или неким совершённым преступлением.

2.1 Система ценностей

 

Система цыганских ценностей не менялась столетиями. Самые главные ценности для цыгана: принадлежность к цыганскому обществу, семья, профессия и вера.

Принадлежность к цыганскому обществу

Самое страшное наказание для цыгана — лишение  права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется  в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах, и другим причинам. Изгнание сопровождается «осквернением». Вписаться после  изгнания обратно в общество очень  сложно.

Отрицательной стороной существования обычая изгнания является то, что если изгои считают, что страшнее уже ничего не будет  и ниже падать уже некуда, это  сказывается на их поведении и  образе жизни.

Принадлежность  к цыганскому обществу возможна только по обоюдному желанию цыгана или  цыганского метиса (романо рат) и собственно цыганского общества. В общем и  целом, внутри цыганского общества принята  свобода национальной самоидентификации. При определённых обстоятельствах  нецыган также может быть членом цыганского общества.

Семья в цыганской культуре

Для цыган  характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье.

Хотя  современные цыганские семьи  редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из чужой семьи или нецыганский, рассматривается как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении. Система сравнения и поощрения детей баллами считается у цыган очень вредной для детей. Культ детства настолько силён, что у цыган распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей), а также подбирания или подкармливания беспризорников и сирот. В дом, где есть ребёнок или дети, цыган, по цыганскому этикету, должен взять угощение или небольшие подарки. Если ребёнку в гостях у цыгана очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок (исключение, естественно, делается для дорогих вещей, таких как драгоценности, бытовая техника и т. п.).

У многих цыган женщина не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребёнка. У  всех цыган, материнство называется в одном ряду с достижениями социальными  и профессиональными при упоминании достижений какой-либо женщины, статус матери окружён почётом. Чем более  женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает  своего ребёнка или детей, по мнению цыганского общества), тем весомей  её мнение и положение в обществе. Беременным женщинам и женщинам с  маленькими детьми принято предоставлять  особые привилегии в быту. Очень  велико внимание к роженице. Если женщина  из кочевого табора начинала рожать, табор  немедленно останавливалася, мужчины (независимо от родства женщине), дружно сооружали шатёр, женщины оказывали  акушерскую помощь. Затем 40 дней отводилось на то, чтобы мать окрепла. На всё  это время она была практически  освобождена от домашней работы, её обихаживали женщины (родственницы или соседки). Примерно так же всё  происходит и у оседлых цыган.

Культ возраста у цыган выражается уважением  не просто к пожилым людям, а уважением  к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное, кроме особых случаев (например, если человек считается  недалёким). Страшным преступлением  считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок. Ссылка на мнение пожилого человека — один из самых весомых аргументов любого спора.

Верность  семье имеет разные выражения. Самые  простые проявления: признание интересов  семьи во всём выше личных, верность (обычно женщин мужу), выбор молодыми людьми профессии, являющейся традиционной для этой семьи, либо её современной  модификации. В этногруппах, не осуждающих супружескую неверность со стороны  мужчин, мужья тем не менее не имеют права бросать своих  жену и детей, а также оставлять  их без обеспечения. Дети, повзрослев, считаются обязанными содержать  своих родителей. помогать им в быту и следить, чтобы они не испытывали нужды. В последнем общество устанавливает  очень высокую планку — дети должны следить, чтобы уровень жизни  родителей был не ниже, чем у  них самих. Однако последнее время  наблюдается манкирование этим обычаем.

Принадлежность  к той или иной семье имеет  очень большое значение для «стартового  рейтинга» цыгана. Цыган из неизвестной  семьи или утративший сведения о  своей семье считается «безродным», вес в обществе его очень низок, к нему проявляют уважение только в пределах норм вежливости. Чаще всего  такие цыгане — романо рат или  ассимилянты, решившие возвратиться к  цыганскому сообществу. Низкий «стартовый рейтинг» не значит, что цыган всегда будет на «дне» общества, «рейтинг»  меняется сообразно его поступкам  и может стать очень высоким (примеры: Ляля Чёрная, Юл Бриннер). Обретя «высокий рейтинг», цыган может стать  основателем семьи или даже династии.

Члены династий имеют самый высокий «стартовый рейтинг». Династией семья становится, если несколько её членов стали знаменитыми  в пределах цыганского сообщества и  хотя бы один — за его пределами. Среди цыганских династий можно  назвать Бузылёвых (Россия), Рэйес (Испания), Вудов (Великобритания), Рейнхардт (Франция), Лакатош (Венгрия) и многие другие. Основателем  династии считается не основатель семьи, а первый представитель, прославивший её. Так, для династии Эрденко это Михаил Гаврилович Эрденко.

Профессия

Профессии придаётся очень большое значение, и поэтому с ней связано  много обычаев. Например, принято  выбирать профессию в рамках традиционных занятий своей семьи или этногруппы. Профессии в глазах цыганского общества делятся на «цыганские» и «нецыганские», то есть пристойные для цыган и  нежелательные для цыган. К «цыганским»  профессиям относят профессии, связанные  с музыкой, актёрским ремеслом, шоу-бизнесом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией (только если это не связано с целибатом), работой с животными, педагогикой  и психологией (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло  и ремёсла, связанные с кустарным  изготовлением предметов быта, таких  как корзины, верёвки, кирпичи, посуда и т. п.

Прежде  в список «цыганских» профессий  вынужденно входила военная служба. В общем же и целом цыгане привержены к пацифизму.

Исторически в число женских занятий входило  выпрашивание милостыни. В настоящее  время это явление почти изжито в большинстве этногрупп.

Несмотря  на широкий спектр профессий, считающимися «цыганскими», в странах бывшего  СССР и Европы много цыган, занятых  «нежелательным» трудом, таким как  фабричная работа, уборка улиц, журналистика и т. п. Цыгане, имеющие подобные профессии, часто скрывают их. Это связано  с боязнью выпасть из цыганского общества в глазах окружающих цыган.

Цыгане  уделяют большое внимание профессиональной успешности и потому всячески её демонстрируют, на словах и экономически.

Вера

Большая часть цыган исповедует христианство или ислам, но встречаются также  и представители других конфессий.

Цыгане-христиане  очень набожны, большое внимание уделяют церковным праздникам.

Православные  цыгане в быту одеваются строго с  рекомендациями Православной Церкви. В доме православных цыган, так же, как у русских, есть «красный угол», в котором находятся иконы. Венчание считается важнее гражданской регистрации  брака. Важнее венчания только «цыганская свадьба», то есть признание брака  цыганским обществом. Она обычно играется раньше венчания.

Православные  цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, католики — Блаженного Сеферино (официально утверждённого в этой роли Ватиканом), а также мать Терезу и мифический персонаж Сару Кали.

Самыми  значимыми религиозными праздниками  для всех цыган-христиан являются Пасха  и Рождество.

Цыгане-мусульмане также религиозны, но не исполняют  некоторых мусульманских обычаев. Например, цыганки-мусульманки не закрывают  лиц даже в странах, где это  принято у местного населения; некоторые  группы цыган-мусульман не практикуют обрезания крайней плоти, и т. п.

В разные времена цыгане подвергались гонениям или дискриминации по религиозному признаку. В Турецкой империи цыгане-христиане  облагались повышенным налогом. В Косово албанские боевики убивали или  изгоняли цыган вместе с другими  христианами. В современном Израиле  цыгане-мусульмане (домари) часто подвергаются дискриминации со стороны низших слоёв иудаистского и мусульманского населения, а иногда и со стороны  средних слоёв. Тем не менее, религиозность  цыган настолько велика, что они  не думают сменить веру, а в советские  времена не становились атеистами, вопреки распространённому стереотипу о цыганах, гласящему, что они  легко меняют веру на удобную для  места проживания.

Цыганские религиозные деятели: Сеферино Хименес  Малья, Матео Максимов, Родни Смит

У цыган  хорошо развита философия. Философские  сказки, песни и афоризмы составляют заметную часть цыганского фольклора. Большая часть цыганских философских  категорий легко понятны нецыганам, но некоторые требуют отдельного объяснения.

Романипэ́ (другие возможные формы: романипэ́н, романыпэ́, романыпэ́н, ромипэ́н, рома́имос) — термин цыганской философии, условно переводимый как «цыганский дух», «цыганская культура». На самом деле, значение этого слова шире. Романипэ — это совокупность цыганского духа, цыганской сущности, цыганского закона, осознавания принадлежности к цыганскому обществу, набора цыганских качеств характера и т.п.

Без соответствия, соблюдения и наличия романипэ этнический цыган не может быть признан цыганом.

Считается, что романипэ — отличительное  качество цыган. Однако этнический нецыган, имеющий романипэ, признаётся цыганом. Обычно это приёмный ребёнок нецыганского происхождения, выросший в рамках цыганской  культуры.

Цыганские пословицы и поговорки, посвящённые  романипэ

Бар зорало, а ромэнгиро ило зоралэдыр.

Камень  крепок, а цыганское сердце крепче.

Конэстэ рат шылало, одова нанэ ром.

У кого кровь  холодная, тот не цыган.

Конэстэ екх жыла, а ромэстэ дуй.

У кого одна жила, а у цыгана две.

Ром на сбандёла, подыкхэла, сыр вавир джювэна.

Цыган не окривеет (от зависти), посмотрев, как  другие живут.

Сыр на накхарпэ, манушэса ячпэ.

Как ни называйся, человеком оставайся.

Романы  яг сарэнгэ свэтинэла.

Цыганский костёр всем светит.

Закон гостеприимства свят для цыгана.

Ромэстэ пэскирэ кругом пэ свэто.

У цыган  родня кругом на свете.

Дэ сави строна на гэян, везде пэскири семья  ластя.

В какую  страну ни пришёл, везде свою семью  нашёл.

Ромэстэ шэл чиба, а корнё екх.

У цыган  языков сто, а корень один.

Различия  между цыганами не повод забывать о родстве.

Кицы  рома, дакицы обычае.

Сколько цыган, столько обычаев.

Са амарэ  ромэндэ, со чюжонэндэ — рат екх  цвэто.

Что у  наших цыган, что у чужих —  кровь одного цвета

Гаджо (мн. ч. «гадже») — в цыганской философии обозначение человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель» (предки цыган, как и цыгане, были артистами и ремесленниками) и является однокоренным к цыганскому слову «гав» (деревня).Отношения цыган и гадже со стороны цыган регулируются «цыганским законом». Самые главные правила гласят: «при отношениях с гадже цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.

Некоторые правила «цыганского закона»  одинаковы для отношений с  гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь  же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.

Слово при  употреблении может иметь оттенок  снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.

Цыганские пословицы и поговорки, посвящённые  гадже

Вавир племё  манушэнге кэ рома дела нанэ.

Другого племени людям до цыган дела нет.

Налачэ  ромэс сарэ заметинэна, лачэс никон  не заметинэна.

Плохого цыгана все заметят, хорошего цыгана никто не заметит.

Кон дасаво ром? Ёв мануш сыр сарэ мануша.

Кто такой  цыган? Человек как все люди.

Тут гадже  представлены словами «все люди»

Налачэ  магуша пхэндлэ, со рома джювалэ; лачэ мануша пхэндлэ со амэ соловьи.

Плохие  люди сказали, что цыгане вшивые; хорошие  люди сказали, что мы соловьи.

На косинэс  бангэс пэ ромэндэ, и ёв тукэ прямо  подыкхэла.

Не гляди  на цыгана косо, и он на тебя прямо  посмотрит.

Кон мангэ  на патяла, долэс обхухавава; кон  мангэ патяла, последнёнэса угостинава.

Кто мне  не верит, того обману; кто мне верит, последним угощу.

Кон ромэскэ  допатяла, долэс ром крэпкос уважинэ.

Кто цыгану доверяет, того цыган крепко уважает.

Сарэ  мануша дэ таборо явэна, романо законо припхэнэла сарэ лэн тэ прилэс.

Всякие  люди в табор приходят, цыганский  закон велит всех их принять.

Романы  яг сарэнгэ бикхэрэнгиро свэтинэла.

Цыганский костёр всем бездомным светит.

Кажнонэ народостэ пэскиро обличьё, пэскиро  обычаё.

У каждого  народа своё обличье, свой обычай.

Сарэ  манушэндэ кокалэ парнэ, рат лолы.

У всех людей  кости белые, кровь красная.

Романо рат буквально переводится как «цыганская кровь». Романо рат — носитель цыганских генов. Сюда входят как сами цыгане, так и гадже, являющиеся цыганскими метисами. Этнические цыгане, не осознающими себя носителями романипэ, всё равно относятся к романо рат. Считается, что цыганская кровь сильна, и у нецыган, являющихся романо рат, она проявляется в тяге к цыганской культуре, творческом взгляде на жизнь, темпераментности и постоянном духовном поиске, где бы они ни были воспитаны.

Информация о работе Цыганский народный танец