Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат

Описание работы

Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7

Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

    1.5 Семья Н.А. Римского-Корсакого 

      Род Римских-Корсаковых был издавна  связан с псковской землёй. Вероятно, эти связи начались с Якова  Никитича Римского-Корсакого, в  начале XVII века занимавшего пост вице-губернатора Ингерманландской (Петербургской) губернии, в которую входил туда и Псков. Дети Якова Никитича жили в Пскове: знаменитые Поганкины палаты с 1721 по 1748 год по документам значатся собственностью Воина Яковлевича Римского-Корсакого «с братьями» (Воин Яковлевич, прадед композитора, - выдающийся моряк, контр-адмирал, крестник Петра I). Традицией семьи была морская служба. Ещё со времён Петра I Римские-Корсаковы проявляли себя как храбрые, знающие и способные моряки. Дед композитора, Пётр Войнович, новгородский губернатор, взял в жёны дочь псковского священника и крепостной. Бывал в Пскове и отец композитора Андрей Петрович.

      В 60-е годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки – Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.

    Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоскою мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку». Надежда Николаевна принимала горячее участие в сочинении «Псковитянки». Она проигрывала эскизы, обсуждала их с автором, даже инструментовала несколько отрывков. Взаимная любовь связала судьбу молодых людей на всю жизнь. В июле 1872 года Надежда – милая, добрая девушка, с серьезным нежным лицом и задумчивыми глазами стала  Надеждой Николаевной Римской-Корсаковой. 

 

      5 июня 1908 года Н.А. Римскому-Корсакову  пришли неприятные письма: одно  из Парижа с отказом выплачивать  авторский гонорар за постановку  «Снегурочки», другое – от директора императорских театров В. А. Теляковского об окончательном запрещении цензурой «Золотого петушка». После получения этих писем в ночь на 6 июня последовал новый приступ. На следующий день композитор написал тревожное письмо издателю Б. П. Юргенсону, советуясь с ним о судьбе своего последнего произведения.

      Он стремился перебороть болезнь  и волнение своим всегдашним  средством – ходьбой в саду  и много гулял. Наверное, слишком  много. «Любенский сад – парк  был напоен благоуханием… Николай Андреевич с палкой в руке, в люстриновом пиджачке и в своем обычном головном уборе – синей кепке – медленным шагом спустился по нескольким ступенькам в сад и такой же медленной размеренной поступью обошел все свои любимые места в саду». «Словно прощался», - рассказывал потом садовник. Поговорил с садовником о красоте яблонь в цвету, об очередности цветения растений. Посидел на скамеечке у ворот и долго смотрел на закат. Рассказывал о своей юности, о плаваниях. Устал. Вечером немного еще поиграл на рояле и занимался «Основами оркестровки». К ночи воздух стал предвещать грозу. В комнатах чувствовалась тягостная духота. Спать было трудно, несмотря на раскрытые окна. Белая ночь томила и наполняла смутными, тяжелыми предчувствиями.

      Приступ начался сразу после двух часов ночи. Сыновья Андрей и Михаил сделали впрыскивание морфия и камфоры, однако это не принесло облегчения. В это время за окнами раздался короткий и сильный удар грома, а вслед за ним шум начинающего летнего ливня. Смерть наступила около половины третьего…

    * * *

    Николай Андреевич Римский – Корсаков похоронен в Петербурге в некрополе  Александро-Невской лавры. Семья  его жила на Псковщине до 1919 года. В 1921 году по инициативе первого наркома  просвещения Республики Советов  А.В.Луначарского оба дома – в Вечаше и в Любенске – были взяты под охрану государства.

    Война не пощадила этих памятных мест. Фашисты  сожгли дома в Вечаше и Любенске, почти полностью вырубили сады и  парки.

    Псковичи, как и все русские люди, чтут память гениального композитора. После Великой отечественной войны в Вечаше был создан музей Н.А.Римского-Корсакова, который сейчас превращен в музей-заповедник.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Оперы – сказки в творчестве Н.А. Римского-Корсакого

 

    2.1 Произведения Н.А. Римского-Корсакого

 

      Произведения Н.А. Римского-Корсакого разнообразны по характеру музыки, темам, сюжетам. Однако в каждом из них виден великий художник-гражданин, борец за социальную справедливость.

      Темы добра и зла, красоты  и насилия над ней, любви  к родине и защиты от врагов  занимают центральное место в его творчестве. Характерна привязанность композитора к былинам, преданиям, сказкам, в которых образно раскрывается борьба добра и зла, утверждается вера в победу светлого начала.

 

      Особенность творчества композитора - его многогранность.

    Он  создал:

  • 15 опер;
  • 10 симфонических произведений (3 симфонии, симфоническая         картина «Садко», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада»)»
  • несколько камерно-инструментальных произведений, хоров,    несколько кантат («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из    Гомера»);
  • 79 романсов (среди них «Редеет облаков летучая гряда», «Пророк»,   «Нимфа», «Анчар», цикл «У моря»);
  • сборники народных песен.
 

      Основные оперы Н.А. Римского-Корсакого:

  • «Псковитянка» (1872)
  • «Майская ночь» (1879)
  • «Снегурочка» (1881)
  • «Ночь перед рождеством» (1895)
  • «Садко» (1896)
  • «Царская невеста» (1898)
  • «Сказка о царе Салтане» (1900)
  • «Кащей Бессмертный» (1902)
  • «Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904)
  • «Золотой петушок» (1907)
 

    Эти оперы на сказочные и исторические сюжеты выразили то непреходящее ценное, вечное, чем жил наш народ века. Пристрастию композитора к народной жизни, народному искусству способствовало многое: и первые детские впечатления от народных песен, слышанные когда-то  в родном Тихвине; и воздействие музыки Глинки, в которой так много национальной самобытности; и принадлежность к творческому содружеству композиторов «Могучей кучки». И, наконец, большая самостоятельная работа по записи и изучению русского музыкального фольклора. Все это в большей мере сказалось в прекрасной, поэтичной «весенней сказке» «Снегурочка».

 

2.2. Опера «Снегурочка»

 

                           Очами тихой, кроткой Снегурочки-девушки

                           смотрит великий композитор на мир и

                             внимательно слушает и людские песни, и му-

                           зыку, что звучит в природе. И песню, теплом

                           людской души согретую, и  звучания,

                           подслушанные у холодной стихии в лесной тиши

                           и в безграничном просторе океана…

                                                         Б. Астафьев

 

      «Зимой мне пришла мысль писать оперу на сюжет и слова «Снегурочки» Островского. В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати… Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку Островского. Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле - Солнцу. Сейчас же после чтения (помнится в феврале) начали приходить в голову мотивы, темы, ходы аккордов, и стали мерещиться, сначала неуловимо, потом всё яснее и яснее, настроения и краски, соответствующие различным моментам сюжета. У меня была толстая книга из нотной бумаги, и я стал записывать всё это в виде черновых набросков…»

                                                                                Н.А. Римский-Корсаков

     

      Делая общий обзор музыки «Снегурочки», следует сказать, что в этой опере Н.А. Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущество из своего сборника.

      «Напев клича бирючей помнился  мною с детства, когда по  Тихвину разъезжал верховой, снаряженный  от монастыря, и зычным голосом  скликал: «Тётушки, матушки, красные девицы, пожалуйте сенца пограбить для божьей матери» (чудотворная тихвинская божьей матери икона находилась в церкви Большого мужского монастыря, обладавшего сенными покосами на берегу реки Тихвинки). Некоторые птичьи попевки (кукушки, крик молодого кобчика и др.) вошли в пляску плиц. Во вступлении петуший крик тоже подлинный, сообщённый мне моею женою… Один из мотивов Весны (в прологе и в IV действии): есть вполне точно воспроизведённый напев жившего у нас довольно долго в клетке снегиря; только снегирушка наш пел в фис-дур (фа-диез мажор), а я для удобства скрипичных флажолетов взял его тоном ниже. Таким образом, в ответ на своё пантеистическое, языческое настроение я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества, чем впоследствии навлёк на себя немало нареканий».            

                                                                       Н.А. Римский-Корсаков        

 

  В 1881 году Римский-Корсаков окончил эту  оперу. «Снегурочка» в сказочной  форме прославляет добро, любовь к людям, неотразимую силу искусства, его красоту. Покоряет и народность сказки, созданной по мотивам русского фольклора; и насыщенность ее древними языческими обычаями и обрядами; и обилие песен, близких к народным.

  Из  этой горячей влюбленности композитора  в русскую природу, русские народные песни, сказочный народный сюжет и родилась чудесная «весенняя сказка» - опера «Снегурочка».

  Создавалась она как бы на одном дыхании, единым вдохновенным творческим порывом. «Ни одно сочинение до сих не давалось мне с такой легкостью и скоростью»,- признавался сам композитор.

  Опера представляет собой чередование  различных картин из народной жизни. Они то яркие, наполненные звонкими голосами природы и людей (композитор писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы»), то спокойно-лирические, пронизанные таинственным, словно мерцающим светом народной поэзии. А все вместе они создают единую многокрасочную картину народной жизни: цельной, здоровой и прекрасной.

  И за всем этим угадывается добрая улыбка мудрого сказочника, его глубокие размышления о неисчерпаемости природы и жизни, о мудрости и гармоничности их законов. По этим законам живут в своей сказочной стране берендеи, живут, не ведая неправды и зла. Все здесь и обычно - и необычно в то же время: волшебные, сказочно-фантастические сцены и реальные, народно-бытовые тесно переплелись; сказочные существа (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший, Снегурочка) вступают в общение с реальными людьми (Купавой, Мизгирем, Бобылем и Бобылихой).

  Берендеи  совершают свои весенние и бытовые  обряды, поют подлинные народные песни - те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далекие языческие времена.

  И весь музыкальный язык оперы тоже пронизан интонациями народных песен, что придает этому произведению особую прелесть и национальное своеобразие.

  Музыка  оперы словно напоена ароматами  весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны. «Это именно весенняя сказка, со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием»,- писал о «Снегурочке» Бородин.

  Образ Снегурочки – один из самых прекрасных сказочных  женских образов в операх Римского-Корсакова. Эта тема – по определению автора «характера легкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление», - рисует Снегурочку как наивного дитя природы, полуребёнка, еще не знающего чувства любви. В сцене смерти та же Снегурочка, но любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.

    Опера «Снегурочка» очень полно выразила творческие и философские взгляды Римского-Корсакова, его отношение к искусству и к жизни.  Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги»,- писал он впоследствии.

 

  Поставленная  на сцене в 1882 году, «Снегурочка» шла  с успехом. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так  живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

 

    2.3. Опера «Сказка о царе Салтане»

 

    В 1899 году Россия отмечала столетие со дня  рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого