Влияние музыки на развитие творческих способностей детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:13, научная работа

Описание работы

Цель работы: Сравнительный анализ восприятия музыкальных произведений детьми разного возраста.
Объект исследования: Воздействие музыки на развитие творческих способностей детей и подростков
Предмет исследования: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста, имеющих разную музыкальную подготовку.
Задачи исследования:
Выявить влияние музыкального воспитания на гармоничное и всестороннее развитие детей.
Исследовать факторы, влияющие на восприятие музыки.
Выявить основы возникновения индивидуальных музыкальных предпочтений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Музыка как один из видов искусства 5
1.2 Значение музыкального воспитания 6
1.3 Задачи музыкального воспитания 8
1.4 Средства музыкального воспитания 9
1.5 Восприятие музыки 10
1.6 Пение 11
1.7 Связь музыки с литературой 11
2 Исследовательская часть 12
2.1 Эксперимент №1 «Развитие музыкального воображения» 13
2.2 Педагогическая практика 14
2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста 14
2.4 Эксперимент с детьми среднего школьного возраста 16
2.5 Эксперимент со старшеклассниками 17
2.6 Музыка как средство развития поэтического слова 20
Заключение 21
Глоссарий 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА.docx

— 1.25 Мб (Скачать)

Содержание

Введение           3

1 Теоретическая  часть        5

1.1 Музыка как  один из видов искусства     5

1.2 Значение музыкального  воспитания     6

1.3 Задачи музыкального  воспитания      8

1.4 Средства музыкального  воспитания     9

1.5 Восприятие  музыки        10

1.6 Пение            11

1.7 Связь  музыки с литературой       11

2 Исследовательская  часть        12

2.1  Эксперимент   №1 «Развитие музыкального воображения» 13

2.2 Педагогическая практика       14

2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста    14

2.4 Эксперимент с детьми среднего  школьного возраста  16

2.5 Эксперимент со старшеклассниками     17

2.6 Музыка как средство развития поэтического слова   20

Заключение          21

Глоссарий           23

Список литературы         25

Приложение          26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основу моей работы вошли  наблюдения и личный опыт, который  я приобрел на своем жизненном  пути. Свой творческий путь я начал  с обучения игре на фортепиано в  Дворовом клубе «Арман» в возрасте 10 лет.

Игра на фортепиано вызвала  во мне большой интерес. Изучая с  каждым разом все более сложные  пьесы, я дошел до сложных произведений Л.Бетховена, И.С.Баха, В.А.Моцарта.

Но на сегодняшний день в моем репертуаре (приложение 1) есть  и мои авторские произведения. К этому я пришел благодаря усидчивости и большой любви к музыке, преодолев свою лень и другие негативные качества характера.

Цель работы: Сравнительный анализ восприятия музыкальных произведений детьми разного возраста.

Объект исследования: Воздействие музыки на развитие творческих способностей детей и подростков

Предмет исследования: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста, имеющих разную музыкальную подготовку.

Задачи исследования:

  1. Выявить влияние музыкального воспитания на гармоничное и всестороннее развитие детей.
  2. Исследовать факторы, влияющие на  восприятие музыки.
  3. Выявить основы возникновения индивидуальных музыкальных предпочтений.

Гипотеза: Если предположить, что каждый ребенок от природы наделен определенными творческими способностями, то и музыкальные произведения детьми разного возраста воспринимаются одинаково.

Творческое начало рождает  в ребенке живую фантазию, живое  воображение. Творчество по природе  своей основано на желании сделать  что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

У каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка  есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче  учиться, трудиться, строить отношения  с окружающими людьми, справляться  с трудностями.

Вот такое творческое начало воспитывает восприятие искусства в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека.

Для многих детей характерна высокая восприимчивость. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний и чтобы открыть  этот мир, надо развивать  способности, и, прежде, всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное искусство не выполняет свои воспитательные функции.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическая  часть

1.1 Музыка как один из видов искусства

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.

  • Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Она удивительно отображает переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки (И.С. Бах «Музыкальная шутка»); человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
  • Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, понятного всем народам мира, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияния музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и  глубоких чувств человека, способные  вызвать эмоциональный отклик, воздействуя  на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

  • Третья особенность влияния музыки, этого «прекрасного своеобразного языка» (Д.Шостакович) - сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Музыкальное искусство, непосредственно  и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни  занимает большое место в его  общем культурном развитии (колыбельные песни). Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она способна вдохновить, «зажечь» человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.  Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей, и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.д.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей.  Воздействуя на чувства и мысли  людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка  музыка влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может  углубить имеющиеся, эмоционально насытив  их.

 

1.2 Значение музыкального  воспитания

Под музыкальным воспитанием  подразумевается  процесс передачи детям общественно-исторического  опыта музыкальной деятельности. В процессе передачи этого опыта  и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность.

Дети очень остро чувствуют  прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства  представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать  музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием  произведения, красотой его формы  и образов. У детей развивается  интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.

Каждая песня, танец, мелодия  должны исполняться детьми эмоционально-выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня, танец или  мелодия теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс  музыкального развития. Выразительное  же исполнение вызывает у детей  желание неоднократно повторять  песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к  формированию его нравственности. Адресуясь  к чувствам ребенка, музыка оказывает  на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение  к социальным явлениям. Музыка способствует воспитанию чувства патриотизма («Три танкиста»), дружбы, товарищества, выдержки, дисциплинированности, отзывчивости и инициативности.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Музыка влияет на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов. Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первые эстетические оценки (детские музыкальные песни).

 

1.3 Задачи музыкального  воспитания

Основной задачей эстетического, музыкального воспитания  является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. С. Назарбаева в книге «Путь к себе» так характеризует значение искусства: «Надо помочь ребенку через искусство лучше осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…»

Музыкальное воспитание ребенка – это целенаправленное формирование личности ребенка путем  воздействия музыкального искусства.

Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей детей.

  1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
  2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
  3. Знакомить детей с элементами музыкальных произведений, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
  5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен,  инициатива и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и  формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются  к культурной жизни, знакомятся с  важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей  развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести  до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя  на их чувства и мысли, это благородное  и ответственное влияние музыки на ребенка.

 

1.4 Средства музыкального  воспитания

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических  движений, музыкально-дидактических  игр, игры на музыкальных инструментах.

Каждое средство, которое  использует педагог, осуществляя процесс  музыкального воспитания, обучения и  развития ребенка, представляет собой  вид активной, доступной ребенку  художественной деятельности в области  музыкального искусства.

1.5 Восприятие  музыки

 

“Влияние музыки на детей благодатно,

и чем ранее  они начнут испытывать

 его на себе, тем лучше для них.”

В.Г.Белинский

 

Первым звеном в системе  музыкального воспитания является слушание музыки.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, воспитывает  музыкальный вкус детей.

 Спокойной музыкой можно создать у ребенка соответствующие настроение, внутреннюю сосредоточенность. Особенно важно слушать такую музыку легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой  содержится, что заложено в ней  композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается  в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его  собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает  в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного  ее восприятия. К творчеству композитора  и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают  небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. 

 

1.6 Пение

Пение – это основное средство музыкального воспитания, которое  влияет на личность ребенка. Оно наиболее близко и знакомо детям. Дети любят  петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания  и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает  усвоение мелодии.

Информация о работе Влияние музыки на развитие творческих способностей детей и подростков