Вокально хоровая работа с детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Нужно ли сегодня убеждать кого-нибудь в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. Отсюда огромна социальная значимость и эффективность функционирования музыкального искусства. Музыка всех эпох и народов, разнообразных жанров и видов, народная, классическая, и современная, легкая и серьезная должна удовлетворять запросам личности и общества в целом. Важно, чтобы у людей был иммунитет против дурной, безвкусной, вредной для здоровья музыки. Ум и сердце каждого должны быть открыты для музыки. Только гармония ума и сердца способна противостоять пошлости и духу разрушения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РАСКРЫТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
Основные принципы и приемы обучения детей пению……………7
1.2. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях………………………………………………………11
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методические рекомендации по подбору хорового репертуара для детей дошкольников разных возрастных групп………………………………….16
2.2. Использование вокально-хоровой работы на музыкально-тематическом занятии с детьми дошкольниками………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая.ТАДАААМ!!)))).doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправлять свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно [13, 123].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях

 

Для детей дошкольного возраста есть программы, которые предлагают разнообразный репертуар песен и упражнений разнообразных как по содержанию, так и по форме. На музыкальных занятиях большое внимание уделяется распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать [4,76]

В работе используются как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую поставил педагог перед разучиванием той или иной песни. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог- «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка, «Как под наши ворота», русская народная песня. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.

Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная  творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание [5,30].

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в  короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большинства детей и хорошо активизирует детей. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания детей.

Одна из сложных задач - «петь  индивидуально и коллективно  с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения а капелла маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем дошкольном возрасте. Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Пошла млада за водой», «Ходила молодешенька», «В сыром бору тропина», «Во кузнице», а также такие авторские песни, как «Будет горка во дворе» Т. Папатенко, «Летние цветы» Е. Тиличеевой и др. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий прием: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь9без музыкального сопровождения, если ошибаются, нечисть интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу [12,89]

На музыкальных занятиях педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.

Перед разучиванием песни  необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное  отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни.

Большое значение на музыкальных  занятиях занимают музыкально-дидактические  игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в  поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни [2,40].

Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?»-для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.

Дети с большим интересом  относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».

Педагог располагает  на фланелеграфе нарисованные цветы  одуванчика и.взяв палочку, на конце  которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает.

Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички  на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне.)» [8]

Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.

Для успешного решения  программных задач по обучению детей  пению необходимо тщательно продумывать  содержание, методы и приемы каждого  занятия, планировать не только разучивание  новой песни, закрепление ранее  пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса [10,53]

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Методические  рекомендации по подбору хорового репертуара для детей дошкольников разных возрастных групп

 В пример для музыкальных руководителей мы взяли первую младшую группу и подготовительную к школе группу.

 

Первая младшая группа (от2х до 3х лет) [6,25].

Слушание:

  1. Лошадка - Е.Тиличеева
  2. Зайка – рус.нар. мелодия, обр. Ан. Александрова
  3. Кошка – Ан. Александрова
  4. Слон, Куры и Петухи – из «Карнавала животных» - Ш.К. Сен-Санс
  5. Зима, Зимнее утро – П.чайковский
  6. Весною, Осенью – С.Майкапар
  7. Вот так мы умеем, Марш и бег – муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Френкель
  8. Наша погремушка – муз. И.Арсеева, сл. И.Черницкой
  9. Пляска с платочком – муз. Е.Тиличеевой, сл. И.Грантовской
  10. Юрочка – белорус.нар. плясовая мелодия, обр. Ан.Александрова.

 

 

Пение:

  1. Баю (колыбельная) – муз. М.Раухверга
  2. Белые гуси – муз. М.Красева, сл. М.Клоковой
  3. Лошадка – муз. Е.Тилечеевой, сл. Н.Френкель
  4. Дождик – рус.нар. мелодия, обр. В.Фере
  5. Цыплята – муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной
  6. Елочка – муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Булатова
  7. Колокольчик – муз. И.Арсеевой, сл. И.Черницкой
  8. Зима – муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель
  9. Собачка – муз. М.Раухверга, сл. Н.Коммисаровой
  10. Птичка – муз. М.Раухверга, сл. А.Барто

 

К концу года дети могут:

- узнавать знакомые  мелодии и различать высоту  звуков (высокий и низкий)

- вместе с воспитателем  подпевать в песне музыкальные фразы

- замечать изменения  в звучании (тихо- громко)

- петь не отставая  и не опережая друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная  к школе группа (от 6 до 7 лет).

Слушание:

  1. Сиротка – С.Майкапар
  2. Рондо – марш – Д.Кабалевский
  3. Первая утрата – Р.Шуман
  4. Три марша – Д.Кабалевского
  5. Вальс – шутка – Д.Шостакович
  6. Болезнь куклы, Новая кукла, Камаринская, Песня жаворонка – П.Чайковский
  7. В пещере горного короля – сюита из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» - Э.Григ
  8. Зима, Весна, Лето, Осень – из цикла «Времена года» - А.Вивальди
  9. Зимнее утро – из «Детского альбома» П.Чайковский
  10. Море, Белка – Н.Римский-Корсаков (из оперы Сказка о царе Салтане)
  11. + ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РФ и РБ.

 

 

Пение:

  1. Подсолнух – З.Левиной
  2. Здраствуй, Родина моя – Ю.Чичкова
  3. Елочка моя – М. Андреевой
  4. Зайка, зайка где бывал? – Г.Зингера
  5. Просто девочки, просто мальчики – Ю.Чичкова
  6. Бубенчики – Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой
  7. К нам приходит Новый год – муз. В.Герчик, сл. З.Петровой
  8. Мамин праздник – муз. Ю.Гурьева, сл. С. Вигдорова
  9. Во поле березка стояла – рус.нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова
  10. До свиданья детский сад – муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова.

 

 

К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ МОГУТ:

- узнавать мелодию  Государственного гимна РФ и  РБ

- определять к какому  жанру принадлежит прослушанное  произведение (марш, песня, танец) 

- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев)

- внимательно слушать  музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения

- петь индивидуально  и коллективно, с сопровождением  и без него

- сохранять правильное  положение корпуса при пении

- воспроизводить и  чисто петь общее направление  мелодии и отдельные ее отрезки  с аккомпанементом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Использование вокально-хоровой работы на музыкально-тематическом занятии с детьми дошкольниками

 

 

При прохождении практики в детском саду, нами были проведены  музыкально-тематические занятия. Конспект одного из этого музыкального занятия приведен ниже:

«Страна разновысотных звуков»

Программное содержание. Развивать у детей звуковысотный и тембровый слух (задание на поиск нужных тембров и регистров). Уметь сравнивать звучание крайних регистров инструмента. Развивать ассоциативное мышление у детей, подбирать отдельное звукоподражание голосом птиц и зверей. Предоставлять детям возможность самостоятельно обследовать инструмент, что является предпосылкой обучения игре на ДМИ (детские музыкальные инструменты). Познакомить с инструментом пианино: предложить прикоснуться к инструменту, узнать способы звукоизвлечения.

 

Ход занятия

Дети входят в зал. Звучит классическая фортепианная музыка (на выбор)

Педагог. Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,-

Осторожно, осторожно,

Не спугнуть бы нам его.

Деть вновь нас встречает  чудесная музыка. Звучит удивительный инструмент, который называется пианино (дети располагаются у пианино).

                  Тронешь  пальцем- звук родится,

                   То ворчит , как мишка, он,

                   То трубит , как будто слон,

                   То звенит, совсем как птица. 

                   Есть педали.

                 От одной- звук становится глухой,

                 От другой- звучит он длинно.

Информация о работе Вокально хоровая работа с детьми дошкольного возраста