Анализ финансового состояния предприятия» (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор: Артур Минулин, 11 Июня 2010 в 07:21, реферат

Описание работы

С переходом экономики России к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия…………….5
1.1 Понятие, цель и задачи анализа финансового состояния предприятия………...5
1.2 Информационное обеспечение проведения анализа……………………………..9
1.3 Система показателей и методология анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………………...11
2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»...25
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»……………………...25
2.2 Анализ баланса предприятия и его структуры………………………………….30
2.3 Анализ финансовой устойчивости……………………………………………….36
2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности……………………………………37
2.5 Оценка рентабельности и деловой активности…………………………………38
2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО«АВТОВАЗ»…...39
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список используемой литературы…………………………………………………...44
Приложения

Работа содержит 1 файл

анализ3.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, изучив динамику показателей данной группы можно сделать вывод о постепенном повышении финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ».

 

      2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности 

     Таблица 9 – Основные показатели оценки ликвидности и платежеспособности

Наименование  показателя и рекомендуемое значение 2005 2006
1. Величина собственных оборотных  средств {>0} 1762 1576
2. Маневренность собственных оборотных  средств {0–1} 0,52 1,27
3. Коэффициент текущей ликвидности  {>2} 1,08 1,06
4. Коэффициент быстрой ликвидности  {>1} 0,62 0,63
5. Коэффициент абсолютной ликвидности  {0,05–0,1} 0,21 0,27
6. Доля оборотных средств в активах 0,33 0,33
7. Доля собственных оборотных средств  в покрытии запасов {>0,5} 0,09 0,08
8. Коэффициент покрытия запасов  {>1} 1,68 1,69
 

     Величина  собственных оборотных средств характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Величина собственных оборотных средств в 2006 г. снизилась на 186 млн. руб., что означает отрицательную тенденцию.

     Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 г. составил 0,27, превысив показатель предыдущего года. Следовательно, при небольшом значении коэффициента повышается способность компании своевременно погасить свои краткосрочные обязательства.

     Коэффициент быстрой ликвидности составил в 2006 г. 0,63. Незначительное увеличение коэффициента говорит о возможности предприятия выполнить свои текущие обязательства.

     Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Ликвидность АВТОВАЗа соответствует нормативному уровню: коэффициент текущей ликвидности превышает единицу, а наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) покрывают более четверти краткосрочных обязательств компании. Коэффициент текущей ликвидности снизился на 0,02 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия. Этот коэффициент снизился на 0,01 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

     Маневренность собственных оборотных средств характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Рост этого показателя в 2006 г. по сравнению с 2005 г. рассматривается как положительная тенденция.

     Доля  собственных оборотных средств  в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. В 2006 г. этот показатель снизился по сравнению с 2005 г. на 0,01.

     Коэффициент покрытия запасов означает, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия производственных (товарных) запасов. Коэффициент покрытия запасов в 2006 г. составил 1,69 что свидетельствует устойчивом финансовом состоянии предприятия. 

     2.5 Оценка рентабельности и деловой активности 

     Таблица 10 – Показатели рентабельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.

Показатель 2004 2005 2006
Валовая рентабельность 13,3% 12,7% 14,8%
Рентабельность  продаж 10,7% 9,5% 10,6%
Доналоговая рентабельность 3,0% 6,2% 6,6%
Чистая  рентабельность 0,6% 4,3% 4,4%
 

 

      Валовая рентабельность компании увеличилась  с 12.7% до 14.8%, что указывает на повышение эффективности производства.

     АВТОВАЗ сумел сохранить высокий уровень  рентабельности продаж, но и увеличить  его на 1.2% по сравнению с 2005 годом.

     Рентабельность  компании по прибыли до налогообложения  и чистой прибыли выросла в  течение года на 0,40 и 0,10 до 6.6% и 4.4% соответственно. Рост чистой рентабельности по сравнению с 2004 годом составил 3.8%. 

     Таблица 11 – Показатели деловой активности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.

Показатель 2004 2005 2006
Оборачиваемость дебиторской задолженности в  днях 33,78 29,84 21,68
Оборачиваемость основных средств 2,02 2,14 2,63
Оборачиваемость активов 0,92 1,03 1,16
Оборачиваемость запасов 79,38 57,58 50,45
 

     Важной  составной частью финансовой политики ОАО «АВТОВАЗ» является повышение эффективности бизнес процессов. Итогом проводимой компанией политики является улучшение показателей, характеризующих деловую активность общества. Так, оборачиваемость основных средств в течение двух последних лет выросла почти на 30%, составив по итогам года 2.63. Оборачиваемость активов составила 1.16, что на 27% выше, чем в 2004 году. Оборачиваемость дебиторской задолженности сократилась с 34 дней в 2004 году до 22 дней по итогам 2006 года. 

     2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ» 

     Реорганизационные меры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

     К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций.

     Одним из основных и наиболее радикальных  направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

     Основное  внимание при этом необходимо уделить  вопросам ресурсосбережения: внедрения  прогрессивных норм, нормативов и  ресурсосберегающих технологий; использования вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

     Большую помощь в выявлении резервов улучшения  финансового состояния предприятия  может оказать маркетинговый  анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

     В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы. 
 

 

      Заключение 

     Финансовое  состояние предприятия (ФСП) – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

     Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

     Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.

     Финансовая  бухгалтерская отчетность состоит  из нескольких образующих единое целое  отчетных документов:

  • бухгалтерского баланса, форма №1;
  • отчета о прибылях и убытках, форма №2;
  • отчета о движении капитала, форма №3;
  • отчета о движении денежных средств, форма №4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5.

     Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия  являются:

  • анализ бухгалтерской отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • расчет финансовых коэффициентов.

     Реорганизационные меры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов. 
 

 

      Список используемой литературы 

  1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. – М: "Финансы и статистика", 2002. – 208 с.
  2. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М: Издательство "ПРИОР", 2000. – 96 с.
  3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.:» Бухгалтерский учет», 1998
  4. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – СПб.:» Аудит-Ажур». 2002.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.:» Финансы и статистика», 1998.
  6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 424 с.
  7. Кричевский Н.А. Как улучшить финансовое состояние предприятия. М.:» Бухгалтерский учет» – 1997.
  8. Петров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. М.:» Финансы и статистика», 2000.
  9. Русак Н.А., Стражев В.И. Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. Стражева В.И. – Минск:» Высшая школа», 2001. – 398 с.
  10. Рубцов И.В. Финансы организации (предприятия). Учебное пособие. – М.: ООО Издательство «Элит», 2006. – 448 с.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., переработ. И доп. – Минск: ООО» Новое издание», 2008.-512 с.
  12. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 366 с.
  13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.» ИНФРА-М», 1996
  14. www.lada-auto.ru

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия» (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)