Анализ эффективности и интенсивности использования капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является повышение эффективности и интенсивности использования капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность, значение, состав и структуру капитала;
изучить основные показатели эффективности и интенсивности капитала предприятия;

Содержание

Введение___________________________________________________________2
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности и
интенсивности использования капитала_________________________________ 4
1.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа______________4
1.2. Сущность капитала и значение повышения эффективности
и интенсивности его использования_____________________________________4
1.3. Состав и структура капитала_______________________________________ 6
1.4. Направления и показатели эффективности и интенсивности
использования капитала______________________________________________12
Глава 2. Анализ использования капитала на предприятии_________________16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия__________16
2.2. Анализ оборачиваемости капитала_________________________________ 17
2.3. Оценка эффективности использования оборотного капитала;
эффект финансового рычага__________________________________________ 25
2.4. Анализ доходности собственного капитала__________________________ 31
2.5. Факторный анализ рентабельности капитала_________________________33
Глава 3. Резервы повышения эффективности и интенсивности
использования капитала на предприятии________________________________36
3.1. Мероприятия, влекущие за собой ускорение оборачиваемости
капита-ла___________________________________________________________36
3.2. Внешняя задолженность как средство развития предпри-ятия___________37
3.3. Резервы повышения рентабельности про-даж_________________________37
Заключение_______________________________________________________ 40
Список используемой литерату-ры___________________________________ 42
Приложения_______________________________________________________43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине- «Технико-экономический анализ дея.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

 

Для 2008/2007:

Общее изменение ROE: 38,9-59,8=-20,9%; в том числе за счет изменения

а) рентабельности продаж: (11,4-14,2)×2,6×1,6=-12,6%;

б.) оборачиваемости капитала: (2,2-2,6)×11,4×1,6=-7,3%;

в) мультипликатора капитала: (1,58-1,62)×2,2×11,4=-1%.

Следовательно, доходность собственного капитала понизилась в основном благодаря снижению рентабельности продаж и замедления оборачиваемости капитала.

Для 2009/2008:

Общее изменение ROE: 0,3-38,9=-38,6%; в том числе за счет изменения

а) рентабельности продаж: (0,2-11,4)×2,2×1,58=-38,9%;

б) оборачиваемости капитала: (0,9-2,2)×0,2×1,58=-0,4%;

в) мультипликатора капитала: (1,5-1,58)×0,9×0,2=-0,01%.

Следовательно, доходность собственного капитала понизилась в основном благодаря снижению рентабельности продаж.

Для 2009/2007:

Общее изменение ROE: 0,3-59,8=-59,5%; в том числе за счет изменения

а) рентабельности продаж: (0,2-14,2)×2,6×1,62=-58,9%;

б) оборачиваемости капитала: (0,9-2,6)×0,2×1,62=-0,6%;

в) мультипликатора капитала: (1,5-1,62)×0,9×0,2=-0,02%.

Следовательно, доходность собственного капитала понизилась в основном благодаря снижению рентабельности продаж.

 

2.5. Факторный  анализ рентабельности капитала.

Связь между рентабельностью  капитала, прибыльностью продукции  и оборачиваемостью капитала и факторов, формирующих их уровень, показана на рис. 4.

Рис. 4. Взаимосвязь  факторов, формирующих рентабельность совокупного капитала

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:

∆ROAКоб=∆Коб×Rрп0; ∆ROARрпоб1×∆Rрп

 

 

 

Таблица 6.1. Показатели эффективности использования совокупного капитала

Показатель

2007 год

2008 год

Балансовая  прибыль, тыс. рубл.

94342

125210

Чистая выручка  от всех видов продаж, тыс. рубл.

530004

879235

Средняя сумма  капитала, тыс. рубл.

204663,5

406771

Рентабельность  капитала, %

46,1

30,8

Рентабельность  продаж, %

17,8

14,2

Коэффициент оборачиваемости  капитала

2,6

2,2

Изменение рентабельности капитала за счет:

 

коэффициента  оборачиваемости

рентабельности  продаж

Всего

(2,2-2,6)×17,8=-7,1%

(14,2-17,8)×2,2=-7,9%

-7,1-7,9=-15%


 

Данные, приведенные в  табл. 6.1, показывают, что доходность капитала за 2008 год по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 15%. В связи с замедлением оборачиваемости капитала она снизилась на 7,1%, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности продаж уменьшилась на 7,9%.

 

Таблица 6.2. Показатели эффективности использования совокупного капитала

Показатель

2008 год

2009 год

Балансовая  прибыль, тыс. рубл.

125210

1090

Чистая выручка  от всех видов продаж, тыс. рубл.

879235

400783

Средняя сумма  капитала, тыс. рубл.

406771

457129,5

Рентабельность  капитала, %

30,8

0,2

Рентабельность  продаж, %

14,2

0,3

Коэффициент оборачиваемости  капитала

2,2

0,9

Изменение рентабельности капитала за счет:

 

коэффициента  оборачиваемости

рентабельности  продаж

Всего

(0,9-2,2)×14,2=-18,5%

(0,3-14,2)×0,9=-12,5%

-18,5-12,5=-31%


 

Данные, приведенные в  табл. 6.2, показывают, что доходность капитала за 2009 год по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 31%. В связи с замедлением оборачиваемости капитала она снизилась на 18,5%, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности продаж уменьшилась на 12,5%.

 

 

Таблица 6.3. Показатели эффективности использования совокупного  капитала

Показатель

2007 год

2009 год

Балансовая  прибыль, тыс. рубл.

94342

1090

Чистая выручка  от всех видов продаж, тыс. рубл.

530004

400783

Средняя сумма  капитала, тыс. рубл.

204663,5

457129,5

Рентабельность  капитала, %

46,1

0,2

Рентабельность  продаж, %

17,8

0,3

Коэффициент оборачиваемости  капитала

2,6

0,9

Изменение рентабельности капитала за счет:

 

коэффициента  оборачиваемости

рентабельности  продаж

Всего

(0,9-2,6)×17,8=-30,3%

(0,3-17,8)×0,9=-15,8%

-30,3-15,8=-46,1%


 

Данные, приведенные в  табл. 6.3, показывают, что доходность капитала за 2009 год по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 46,1%. В связи с замедлением оборачиваемости капитала она снизилась на 30,3%, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности продаж уменьшилась на 15,8%.

 

ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

3.1. Мероприятия, влекущие за собой ускорение оборачиваемости капитала.

Анализ оборачиваемости  капитала позволил выявить отрицательную  тенденцию использования капитала на предприятии: в течение трех лет 2007-2009 гг. скорость оборота капитала уменьшалась. В основном в 2009 году наблюдается ее значительный спад. Это явление, прежде всего, объясняется всемирным экономическим кризисом. Так как предприятие поставляет свою продукцию за границу, спрос резко сократился в связи с низкой покупательской способностью потребителей. Но, несмотря на это, необходимо разработать мероприятия по ускорению оборачиваемости капитала (см. табл. 7).

 

Таблица 7. Основные пути ускорения оборачиваемости капитала

Цель

Мероприятия

1. Сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства

1.1. Использование новейших  технологий

1.2. Механизации и автоматизации  производственных процессов

1.3. повышение уровня  производительности труда

1.4. более полное использование  производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов

2. Улучшение организации  материально-технического снабжения  с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах

3. ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов

4. сокращение времени  нахождения средств в дебиторской  задолженности

5. повышение уровня  маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю

5.1. изучение рынка

5.2. совершенствование  товара и форм его продвижения к потребителю

5.3. формирование правильной  ценовой политики

5.4. организация эффективной  рекламы


 

 

3.2. Внешняя задолженность как средство развития предприятия.

Внешняя задолженность – акселератор развития предприятия и риска. Привлекая заемные средства, предприятие может быстрее и масштабнее реализовать свои цели. При этом задача финансиста не в том, чтобы исключить всякий риск, а в том, чтобы пойти на экономически обоснованный риск в рамках дифференциала ROA-СП/(1+И), а для этого необходим прогноз экономической рентабельности предприятия, ставки банковского процента и уровня инфляции.

 

3.3. Резервы повышения рентабельности продаж.

Уровень рентабельности продаж можно увеличить за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно снижение спроса на продукцию и как следствие замедление оборачиваемости активов. В итоге прирост рентабельности капитала за счет роста цен может компенсироваться за счет снижения коэффициента его оборачиваемости и общая доходность капитала не улучшится.

Например, руководство  предприятия рассматривает вопрос о повышении цен на 10 %. При этом ожидается, что спрос на продукцию и объем продаж снизится на 15—20 %. Требуется оценить эффективность такого предложения по его влиянию на рентабельность капитала, рентабельность продукции и коэффициент оборачиваемости капитала.

Поскольку фактическая  сумма постоянных расходов предприятия составляет 26 490 млн руб., а переменных - 54 149, то при спаде производства на 20 % сократится соответственно только сумма последних и составит 43 320 (54149 х 80%/100), а общая сумма затрат будет равна 69 810 млн руб.

Выручка в связи  с повышением цен на 10 % и снижением объема продаж на 20 % составит 87 943 млн руб. (99 935 х 0,80 х 1,1), прибыль 18 133 млн руб. (87 943 - 69 810), а все остальные показатели изменятся следующим образом:

Доходность  капитала падает с 45,40 до 44,5 % из-за значительного замедления его оборачиваемости. Следовательно, данное предложение невыгодно для предприятия.

Факторный анализ рентабельности капитала может  выявить слабые и сильные стороны предприятия. Допустим, что два предприятия одной и той же отрасли имеют следующие показатели:

 

Рентабельность  капитала на двух предприятиях одинаковая. Однако на первом она достигнута в основном за счет более высокого уровня рентабельности продукции при низком коэффициенте оборачиваемости средств, а на втором - за счет более высокого коэффициента оборачиваемости при низком уровне рентабельности реализуемой продукции.

Очевидно, что  предприятие А может добиться более быстрого и значительного успеха за счет мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

На предприятии  Б обратная ситуация. Здесь нужно  выявить причины низкого уровня рентабельности продукции и найти резервы его повышения с целью увеличения показателей ROF и ROA. Причин низкой рентабельности производства продукции может быть очень много: неэффективная работа оборудования, низкий уровень производительности труда, низкий уровень организации производства, неприбыльный ассортимент продукции, неполное использование производственных мощностей с сопутствующими высокими постоянными издержками производства, избыточные коммерческие и административные расходы и т.д.

Достоинство ROA и в том, что его можно использовать для прогнозирования суммы прибыли. Для этого применяется следующая модель:

П = KL х ROA,

где KL - среднегодовая сумма капитала; П - сумма прибыли.

Отсюда изменение  суммы прибыли за счет:

величины капитала:

уровня рентабельности капитала:

Получение достаточно высокой прибыли на средства, вложенные в предприятие, зависит главным образом от изобретательности, мастерства и мотивации руководства. Следовательно, показатель ROA является хорошим средством для оценки качества управления. Связанный с эффективностью управления этот показатель намного надежнее других показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, основанных на соотношении отдельных статей баланса. Поэтому он представляет большой интерес для всех субъектов хозяйствования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Капитал является не только средствами, находящимися в распоряжении предприятия, но и способом воздействия на все производственные процессы, качество продукции, объем спроса среди покупателей и (самое главное) финансовый результат деятельности предприятия. Поэтому необходимо рационально использовать имеющиеся ресурсы и при их распределении руководствоваться единственной целью: максимизации конечного эффекта. Таким образом, данная курсовая работа помогла усвоить не только теоретические аспекты анализа эффективности и интенсивности использования капитала, но и на конкретном примере ОАО «Майкопский редукторный завод» определить влияние скорости оборота капитала, наличия заемных средств, соотношения оборотного и основного, заемного и собственного капитала на объем продаж, а, следовательно, и на прибыль предприятия.

В ходе проведения анализов и расчетов оборачиваемости капитала, эффекта финансового рычага, доходности собственного и совокупного капитала, оценки эффективности использования оборотного капитала выяснились некоторые недостатки деятельности ОАО «Майкопский редукторный завод». К таковым относятся:

Информация о работе Анализ эффективности и интенсивности использования капитала