Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание   категорий   "конкурентоспособность   товара"   и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие   методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать   динамику   конкурентоспособности   и   основных экономических     результатов     деятельности     предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать   механизм   влияния   конкурентоспособности   на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы   управления   конкурентоспособностью   как   основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
Глава   1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1.   Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение  устойчивости  предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.
Таблица 5
Взвешенные оценки конкурентоспособности факторов внутренней среды ОАО "РПО САМ"
| Степень влияния на достижение краткосрочных целей 
 | Степень влияния на достижение долгосрочных целей 
 | Значение фактора 
 | Внутренние факторы
 | |||
| 
 
 | 
 
 | + | Сила
 | |||
| 0,06 
 | 0,06 
 | 1 
 | уровень квалификации кадров 
 | |||
| 
 
 | 
 
 | - | Слабость
 | |||
| 0.06 
 | 0,07 
 | -1 
 | степень прогрессивности и структура оборудования 
 | |||
| 0.06 
 | 0,07 
 | -1 
 | прогрессивность используемой технологии и инструмента | |||
| 0,05 
 | 0,04 
 | -1 
 | возрастной состав работников 
 | |||
| 0.06 
 | 0,06 
 | -4 
 | стимулирование реализации кадрового потенциала 
 | |||
| 0,05 
 | 0,04 
 | -1 
 | уровень организации труда 
 | |||
| 0,05 
 | 0,04 
 | -3 
 | уровень организации производства 
 | |||
| 0,08 
 | 0,07 
 | -1 
 | профессиональный уровень управленческих кадров 
 | |||
| 0.07 
 | 0,07 
 | -5 
 | функционирование системы непрерывного управления качеством 
 | |||
| 0,05 
 | 0,04 
 | -1 
 | система стимулирования продаж 
 | |||
| 0,06 
 | 0.07 
 | -2 
 | наработанный имидж изготовителя | |||
| 0,07 
 | 0,07 
 | -4 
 | присутствие маркетингового подхода в управлении 
 | |||
| 0,06 
 | 0,07 
 | -2 
 | уровень инновационного потенциала 
 | |||
| 0,06 
 | 0,07 
 | -2 
 | уровень информационного потенциала 
 | |||
| 0,08 
 | 0,08 
 | -5 
 | величина внутренних источников финансирования 
 | |||
| 0,08 
 | 0,08 
 | -5 
 | возможность привлечения внешних финансовых ресурсов 
 | |||
Таблица 6
Взвешенные оценки факторов конкурентоспособности предприятия во внешней среде для ОАО "РПО САМ"
| Степень влияния на достижение краткосрочных целей 
 | Степень влияния на достижение долгосрочных целей 
 | Значение фактора 
 | Внешние факторы
 | 
| 
 
 | 
 
 | + 
 | Возможности 
 | 
| 0,07 
 | 0,05 
 | 1 
 | тенденции изменения курсов валют 
 | 
| 0,05 
 | 0,05 
 | 4 
 | территориальное расположение 
 | 
| 0,05 
 | 0.06 
 | 2 
 | изменения в налоговом законодательстве 
 | 
| 0,07 
 | 0,06 
 | 2 
 | стабильность политической обстановки в стране 
 | 
| 
 
 | 
 
 | - | Угрозы 
 | 
| 0,05 
 | 0,05 
 | -3 
 | давление со стороны конкурентов существующих и угрозы со стороны потенциальных 
 | 
| 0,07 
 | 0,06 
 | -2 
 | влияние потребителей: тенденции изменения потребностей и прогнозы размеров рынка 
 | 
| 0,05 
 | 0,06 
 | -1 
 | влияние контактных аудиторий на реализацию конкурентного потенциала предприятия 
 | 
| 0,06 
 | 0,07 
 | -3 
 | влияние поставщиков на реализацию конкурентного потенциала предприятия 
 | 
| 0,04 
 | 0,05 
 | -1 
 | наличие протекционизма в политике относительно отечественного производства 
 | 
| 0,05 
 | 0,08 
 | -1 
 | угроза появления техники нового поколения 
 | 
| 0,07 
 | 0,06 
 | -5 
 | состояние финансирования отраслевых НИИ и КБ и наличие налаженных связей с ними 
 | 
| 0,07 
 | 0,06 
 | -1 
 | макроэкономическая ситуация в стране 
 | 
| 0,07 
 | 0,06 
 | -3 
 | уровень отраслевых издержек по сравнению с мировым уровнем 
 | 
| 0,07 
 | 0,07 
 | -3 
 | условия предоставления кредитов 
 | 
| 0,04 
 | 0,05 
 | -3 
 | соответствие производства законодательным требованиям в области охраны окружающей среды 
 | 
| 0,07 
 | 0,05 
 | -2 
 | угроза возможного дефицита используемых истощаемых природных ресурсов 
 | 
| 0,04 
 | 0,05 
 | -2 
 | влияние основных культурных ценностей на реализацию кадрового потенциала предприятия 
 | 
Рис. 1. Схема оценки уровня конкурентоспособности.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 2 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.