Анализ организационных структур управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Построение структуры управления организацией - это важная составная часть общей функции управления - организовывания, одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 61.74 Кб (Скачать)

     Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных  центров, занимающихся разработкой, освоением  и развертыванием производства новых  видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают  пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят  ей замену (проектируют, налаживают выпуск). Это сообщает организации дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.

     Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:

  • Многопрофильные предприятия;
  • Предприятия, расположенные в различных регионах;
  • Предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.

     Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.

     Производственные  связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми. Технологические  основываются на том, что каждое подразделение  выполняет лишь отдельные операции в цепочке изготовления конечного  изделия. Их деятельность не воплощается  в законченном продукте, имеющем  самостоятельное значение. Продуктовые  связи предполагают, что имеет  место обмен законченными изделиями, которые предназначены для использования  не только внутри организации, но и  на стороне.

     В рамках административных связей руководство  организации доводит до подразделений  обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.

     Финансовые  связи реализуются либо через  формирование внутри организации и  последующее перераспределение  между ее подразделениями централизованного  фонда денежных средств, либо через  финансовый контроль за их деятельностью. Последний отслеживает правильность расходования денег, своевременность  их поступления и пр.

     Крупные современные организации, имеющие  дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений (акционерные компании, холдинги, финансово-промышленные группы).

     Функциональная  структура управления – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Схема функциональной структуры управления представлена в Приложении №6.

     Для большинства средних и крупных  предприятий или организаций  основным подходом к формированию подразделений  является функциональный. Под функциями  в данном случае понимаются главные  направления деятельности, например, производство, финансы, сбыт и т.п. В  соответствии с функциями образуются блоки подразделений – производственный, управленческий, социальный.

     Обособление отдельных подразделений в рамках блоков осуществляется уже в соответствии с одним из рассмотренных выше подходов или несколькими одновременно. Например, цехи могут организовываться с учетом выпускаемой продукции, а участки – исходя из применяемых  в них технологий.

     В производственный блок входят основные подразделения, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием  услуг; вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального  функционирования основных подразделений; подразделения, обслуживающие основные и вспомогательные процессы; экспериментальные  подразделения, где изготавливаются  опытные образцы продукции. Понятно, что в зависимости от характера  деятельности организации роль тех  или иных подразделений производственной структуры различна – не везде  создаются опытные образцы, не везде  имеются вспомогательные производства и т.п.

     К управленческому блоку относятся  предпроизводственные подразделения (НИОКР и пр.); информационные (библиотека, архив); сервисные, занимающиеся вопросами маркетинговых исследований, сбыта, гарантийного обслуживания; административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел); совещательные (комитеты и комиссии, работающие над совершенствованием организации и технологии производства и управления).

     Наконец, третий блок функциональной структуры  организации составляют подразделения  социальной сферы – оздоровительные  центры, клубы, детские учреждения, базы отдыха.

     Функциональному подходу соответствует структура  гигантов индустрии, создававшихся  до начала второго этапа современной  НТР, то есть до 1970-х гг., например, Уралмаша, Магнитогорского металлургического комбината и т.п. На таких предприятиях существовали практически все виды производств, обеспечивавших необходимые условия для массового выпуска однородной или близкой по ассортименту продукции. Это делало ее дешевой и конкурентоспособной. Теперь же за счет внедрения новых технологий, всеобщей компьютеризации производственных процессов и т.п. На них сегодня можно с успехом выпускать не только конкурентоспособные по уровню затрат изделия и услуги, но и обеспечивать их необходимое качество и разнообразие. Поэтому крупные и сверхкрупные предприятия свои решающие позиции в экономике утратили.

     Многие  предприятия, в сущности, превратились в подразделения, обладающие значительной производственной и хозяйственной  самостоятельностью и разбросанные порой по всему миру.

     Области применения функциональной структуры  управления:

  • Однопродуктовые предприятия;
  • Предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты;
  • Крупные специализированные предприятия;
  • Научно-исследовательские и проектно - конструкторские организации;
  • Узкоспециализированные предприятия.

     Специфическими  задачами менеджмента при функциональной структуре управления являются:

    1. Сложность коммуникаций;
    2. Тщательный подбор специалистов руководителей в функциональных подразделениях;
    3. Выравнивание загрузки подразделений;
    4. Обеспечение координации функциональных подразделений;
    5. Разработка специальных мотивационных механизмов;
    6. Предотвращение сепаратистского развития функциональных подразделений;
    7. Приоритет специалистов над линейными руководителями.

     Основные  же преимущества и недостатки функциональной структуры представлены в Приложении №6.

     Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.

     Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с  позиций достижения цели, предусмотренной  программой. Основное внимание при  этом концентрируется не столько  на совершенствовании отдельных  подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При  этом руководители программы несут  ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию  и качественное выполнение функций  управления.

     В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение  и т.д.

     В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

     Как видно из Приложения №7, в установившуюся линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют существенные горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее как двух руководителей, но по разным вопросам.

     Управление  программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые  несут ответственность за координацию  всех связей по программе и своевременное  достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения  по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях  повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, то есть заметно повышается роль руководителей  специализированных подразделений  в организации работ по четко  определенной программе.

     При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены  не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано  по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как  будет выполнять ту или иную работу.

     Матричная структура управления так же имеет  свои преимущества и недостатки (См. Приложение №7).

     Создание  матричной организационной структуры  управления организацией считается  целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых  сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные  колебания рынка.

     Применяются матричные структуры в следующих  областях:

  • Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;
  • Холдинговые предприятия.

     Матричные структуры управления, дополнившие  линейную организационную структуру, открыли качественно новое направление  в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.

     Основными задачами менеджмента при матричной  структуре управления являются:

  1. Обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
  2. Выделение состава функциональных служб и подразделений;
  3. Тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях;
  4. Разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
  5. Обеспечение централизованного управления по объектам.

       Проектные организационные структуры управления. Под проектом обычно понимают детально разработанный чертеж, план, в соответствии с которым будет осуществляться решение какой-то разовой задачи. В управлении проект – это, кроме того, временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ. Как правило, эти работы заключаются в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида продукции, технологии, методов управления, что всегда связано с риском неудачи и финансовых потерь. Организация, состоящая из подобного рода подразделений, получила название проектной.

     Проектные структуры мобильны и сконцентрированы на определенном виде деятельности. Это  позволяет достичь высокого качества выполнения работы. В то же время  из-за узкой специализации, используемые в проекте ресурсы, по завершении работ не всегда могут найти себе дальнейшее применение, что увеличивает  расходы. Поэтому использование  проектных структур по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что подобный принцип организации  работы весьма плодотворен.

     Одна  из форм проектного управления – создание специального подразделения – проектной  команды (группы), работающей на временной  основе, то есть в течение времени, необходимого для реализации заданий  проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том  числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми  проектными полномочиями, охватывающими  ответственность за планирование, составление  графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а  так же за материальное поощрение  работающих. В связи с этим большое  значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между  членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к  разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую  проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной  работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.

Информация о работе Анализ организационных структур управления предприятием