Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйст­венном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выс­тупает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.
В обобщенном виде прибыль отражает кон

Работа содержит 1 файл

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИБЫЛИ.doc

— 63.00 Кб (Скачать)


1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИБЫЛИ

 

1.1 Сущность и значение прибыли

 

В условиях формирования рыночной экономической  системы  в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйст­венном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выс­тупает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты ра­боты предприятий и фирм,  характеризует экономическую эффек­тивность их хозяйственной деятельности.

Существует достаточно большое количество определений поня­тия "прибыль".

Прибыль- это сумма,  на которую доход  превышает  затраты. Чаще всего  прибыль определяют как разность между полной вы­ручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.

В переносном  смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической ка­тегории.

Предприятие может  не  получать  прибыль  и продолжать ка­кое-то время функционировать. При этом оно может даже расши­рять свою деятельность за счет заемных средств.  Если произ­водитель материальных благ будет потреблять в полном  объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам,  а не  общество.  В обществе есть множество людей, которые не создают материаль­ных благ,  но их потребляют.  В обществе имеются  структуры, работающие убыточно,  но социально необходимые (здравоохра­нение и т.д.).  Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий,  т.к. представляющее его государство че­рез налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.

Прибыль представляет  собой одну из форм денежных накопле­ний, создаваемые в предприятиях,  отраслях экономики,  госу­дарства; это экономическая категория, характеризующая конеч­ный финансовый результат коммерческой деятельности организа­ций.

Введение показателя прибыли предприятий,  чуждого по своей сути социалистической экономике,  породило определенную пута­ницу в понимании сущности прибыли и привело к схоластическим спорам на предмет сущности прибыли.

Наиболее распространенным являлось мнение, что труд торго­вых работников,  связанный со сменой формы стоимости, с реа­лизацией товаров не создает прибавочного продукта,  не явля­ется производительным. Следовательно, торговля должна посто­янно получать от производителя причитающуюся ей долю прибыли.

Что же  касается  труда торговых работников,  связанного с продолжением процесса производства в сфере обращения, то он, является производительным,  создает  и прибавочный продукт и прибыль. Но даже этой прибыли  не  обеспечивает  самоокупае­мость и ее удельный вес постоянно сокращается. Другая группа экономистов истинный источник прибыли видела в при­бавочном продукте,  созданная  самими  работниками.

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение  в  условиях формирования экономики смешанного типа можно определить через выполняемые прибылью функции;

- она является  основным  источником  финансовых ресурсов предприятия. Ее величина,  во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хо­зяйственной деятельности;

- прибыль  создает  заинтересованность  предпринимателей и участников хозяйственной  деятельности  в  совершенствовании различных сторон своей деятельности;

- прибыль служит критерием экономической эффективности хо­зяйственной деятельности,  выступает  главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех ви­дов экономических ресурсов предприятия;

- прибыль выступает важнейшим источником формирования  до­ходной части бюджетов всех уровней,  поскольку часть ее изы­мается у предприятий в виде налогов;

Прибыль становится одним из важнейших определяющих показа­телей деятельности субъектов хозяйствования.  Возрастает роль  прибыли  в развитии деятельности предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных  средств. 

Таким образом,  из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико.  Именно поэтому в условиях формирования экономики  смешанного  типа,  коренной ломки сложившихся  стереотипов  и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории  собственности в особенности  возрастает  актуальность  вопроса о сущности прибыли.

 

1.2 Показатели рентабельности

 

Как уже  отмечалось,  прибыль - это конечный финансовый ре­зультат хозяйственной деятельности предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рента­бельность, определяемая  как отношение  прибыли к одному из показателей функционирования предприятия.

При расчете  рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли.  Это позволяет выявить не  только  общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта,  созданного  производительным  трудом работников,  которые  заняты  продолжением процесса производства в сфере товарного обращения Прибыль измеряется суммой и уровнем.  Она является одним  из важнейших оценочных  показателей,  характеризующий  результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.  В ус­ловиях рыночной  экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового  предприятия,  в котором обобщается  состояние  доходов,  издержек обращения, товарооборачиваемости, использования основных фондов,  рабо­чей силы, собственного и заемного капитала.

Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчис­ленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.

Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) предприятия выполняется по формуле:

      Ро = П / Т *100%   (1.1)

Ро - общая экономическая рентабельность хозяйственной дея­тельности предприятия;

П  - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т  - объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета применима и для  определения  при­быльности капитала  (вложенных  средств) предприя­тия: показатель товарооборота надо  заменить  на показатель капитала. Преобразив  эту  формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получили два показателя: рента­бельность товарооборота и  оборачиваемость капитала:

Ро = Рт х Ок (1.2)

где:   Рт- рентабельность товарооборота;

         Ок- оборачиваемость  капитала предприятия   (число оборотов).

Рентабельность товарооборота Рт отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, по­лученную с единицы товара.  Поскольку бухгалтерс­кий учет  хозяйственных  операций ведется в денежном выраже­нии, то коэффициент  рентабельности  продаж,  умноженный  на 1000, показывает,  какая  прибыль  была получена с 1 тысячи рублей реализованного товара,

Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П:Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности предприятия.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товароо­борота к величине капитала предприятия.  На основе этого по­казателя можно определить сумму  товарооборота на  тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем боль­ше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала,  поскольку он по­казывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической рентабельности  сводится к воздействию  на оба составляющих ее показателя - рентабель­ность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности использования собственно­го капитала определяют долю прибыли в  собственном  капитале по соотношению  прибыли  (П) и средней величины собственного капитала (Кс).

Рк = П / Кс (1.3)

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет большое значение  для  акционеров  предприятия.  Он служит критерием для оценки уровня котировки акций  акционерного предприятия  на фондовой  бирже,  этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в  акции  и другие ценные бумаги.  На основе данного показателя можно определить период,  в течение которого пол­ностью окупаются средства, вложенные в акционерное предприя­тие (1/Рс).

Рентабельность производственных фондов предприя­тия определяется по соотношению суммы прибыли  (валовой, чис­той) и  средней  стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Рф =  ( П / ( Оф + Мс ) х 100 ) (1.4) ,

  где РФ - рентабельность основных фондов;

П  - сумма прибыли ( валовой или чистой );

Оф - средняя стоимость основных средств;

Мс - средняя стоимость материальных оборотных средств.

Если предприятие работает в арендуемых помещени­ях, зданиях или сдает в аренду  некоторые  объекты  основных фондов, то  среднюю  стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных  в  аренду  основных средств. В этом случае средние величины основных средств оп­ределяются путем вычитания из суммарной стоимости  собствен­ных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с показателями товарооборота,  капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применя­ются и другие показатели:  издержки обращения, пло­щадь, численность персонала,  каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности предп­риятия.

Уровень рентабельности,  исчисленный отношением суммы прибыли от реализации продукции к сумме издержек обращения, пока­зывает эффективность текущих затрат.

Увеличение или уменьшение  издержек обращения  непосредс­твенно влияет  на сокращение или рост прибыли.  Этот показа­тель рентабельности определяет эффективность сделки.

Рентабельность, рассчитанная по  отношению  к численности занятых на предприятии работников,  характеризует эффектив­ность использования рабочей силы и показывает  размер  полу­ченной прибыли в расчете на одного работника.  Наряду с этим показателем определяются величины валовой и  чистой  прибыли по отношению  к фактической  сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные  фонды. Данный показатель  рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли,  полученной в расчете на 1 тыс.руб. средств, израсходованных на оплату  труда и  социальные нужды.  Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника,  что свидетельствует о повы­шении эффективности использования рабочей силы.

Отношение прибыли  от реализации товаров к величине занимаемой площади предприятия характеризует размер полу­ченной прибыли в расчете на 1 кв.м. площади помещения.

Этот показатель свидетельствует об эффективности использо­вания площадей и основного капитала.  Считается, что рациональное использование площади позволяет,  повы­сит размер прибыли.

Изучение системы показателей рентабельности предприятия рекомендуется проводить в динамике и,  если воз­можно, в сравнении с показателями других аналогичных организаций.

 

1.3 Факторы, влияющие на прибыль

 

Прибыль и рентабельность в условиях формирования  рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной де­ятельности организаций и предприятий.  Эти показа­тели отражают все стороны деятельности предприятий: объем и структуру реализации продукции,  рациональность использования ресурсов,  осуществление мероприятий по совер­шенствованию организаций и технологий различных процессов  и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием боль­шого количества различных факторов,  оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество фак­торов, определяющих величину прибыли и рентабельности,  врядли можно четко ограничить,  оно весьма велико-  Все  факторы можно разделить на основные,  оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние ко­торых можно пренебречь.  Кроме того, всю совокупность факто­ров можно разделить на внутренние и внешние.  Они тесно свя­заны между собой.

К внутренним факторам,  влияющих на прибыль  и  рентабель­ность, относятся  ресурсные  факторы ( величина и состав ре­сурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные  с  развитием товарооборота.

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

1. Объем товарооборота, При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема про­дажи продукции позволяет получать большую сумму прибыли.

2. Структура товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте продукции более  высокого  качества, являющихся престижными,  позволяет  повысить  долю прибыли в цене товара,  т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабель­ности.

3. Организация товародвижения.

Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способству­ет увеличению товарооборота и снижению текущих  расходов.  В результате масса и уровень прибыли возрастают.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия