Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
· изучить суть понятия себестоимость продукции;
· проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Работа содержит 1 файл

содержание .docx

— 144.59 Кб (Скачать)

     По  экономической роли в процессе производства затраты бывают основные и накладные. Основные затраты непосредственно  связаны с процессом производства продукции. К накладным относятся  затраты по обслуживанию и управлению производством в масштабе цеха (общепроизводственные расходы) или предприятия в целом (общехозяйственные расходы). Они  включают заработную плату аппарата управления предприятия и цехов  и отчисления на социальные нужды, расходы  на отопление, освещение, ремонт и амортизацию  зданий и цехов и пр.

     На  рисунке 1.1 показана группировка затрат, включаемых в себестоимость продукции  по элементам и по статьям калькуляции. 

 
      
     Затраты, включаемые в себестоимость       
                                         
                                         
     Группировка по элементам  затрат                    Группировка по статьям калькуляции
                                         
     Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)                    Сырье и материалы
                                         
     Расходы на оплату труда                    ПКИ, полуфабрикаты и услуги производственного  характера
                                         
     отчисления на социальные нужды                    Возвратные  отходы
                                         
Амортизация основных средств и нематериальных активов               Топливо и энергия на технологические  цели
                                         
     Прочие расходы                    Основная  заработная плата производственных расходов
                                         
                                 Налоги  и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды
                                         
                                 Расходы на подготовку и освоение производства
                                         
                                 Погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения
                                         
                                 Общепроизводственные  расходы
                                         
                                 Общехозяйственные расходы
                                         
                                 Технологические потери
                                         
                                 Потери  от брака
                                         
                                 Прочие  производственные расходы
                                         
                                 Расходы на реализацию
                                         

     Рисунок 1.1–Классификация затрат, включаемых в себестоимость

     Примечание. Источник: собственная разработка.

       1.3 Значение и пути снижения себестоимости продукции

     Величина  себестоимости не только характеризует  затраты, которые несет предприятие  в процессе производства и реализации продукции, она оказывает непосредственное влияние на конечные результаты ее деятельности и эффективность работы. В условиях рыночной экономики коммерческие усилия направлены на достижение двуединой  цели. Первая состоит в выпуске  конкурентоспособных товаров и  услуг для наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей, а вторая – в получении прибыли, определяемой разницей между полученными  доходами и затраченными в производственном процессе ресурсами. Чем ниже последние  при сложившейся в определенный промежуток времени конъюнктуре  рынка, тем большую прибыль получит  предприятие, тем значительнее их возможности  по производственному и социальному  расширению номенклатуры и улучшению  качества продукции, экономическому стимулированию работников.

     Себестоимость товарной продукции планируемого года определяется уровнем затрат в базисном году и запланированным объемом  производства товарной продукции в  оптовых ценах предприятия.

     Планирование  себестоимости предусматривает  ее возможное снижение. Задания по снижению себестоимости сравнимой  товарной продукции устанавливаются  в процентах к предыдущему  году. Сравнимая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается  по плановой себестоимости предшествующего  года.

     Экономия  от снижения себестоимости – это  разность между среднегодовой стоимостью товарной продукции за предшествующий год и плановой себестоимости.

     Пути  снижения себестоимости предусматривают  разработку плана организационно-технических  мероприятий по использованию внутрипроизводственных резервов и факторов.

     Повышение эффективности промышленного производства в значительной степени зависит  от уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Снижение  себестоимости продукции является одним из обязательных условий интенсификации производства. Обоснованный выбор путей  снижения предполагает, во-первых, знание факторов и условий, определяющих величину себестоимости на всех стадиях ее формирования; во-вторых, четкую классификацию резервов с учетом конкретных производственных условий; в-третьих, выбор показателей, обеспечивающих объективную оценку сокращения затрат.

     Такими  показателями в данной промышленности являются:

     - снижение себестоимости на 1 руб.  товарной продукции 

      ,  (1.12) 

     где , - затраты на 1 руб. товарной продукции в базовом и плановом годах;

     - затраты на 1 руб. товарной продукции 

      ,   (1.13) 

     где , - годовой объем товарной продукции, рассчитанный по полной себестоимости или по оптовым ценам соответствующего года;

     - снижение себестоимости единицы  продукции 

      ,  (1.14) 

     где , - себестоимость годового объема товарной продукции в базовом и плановом годах, рассчитанная по полной себестоимости продукции, выпускаемой в соответствующем году.

     Рассмотренные показатели оценивают общие результаты деятельности объединения, предприятия, отрасли или промышленности в  целом по снижению затрат на производство продукции.

     Если  один и тот же вид продукции  предприятие выпускает несколько  лет, целесообразно определить также  снижение себестоимости единицы  продукции 

      ,   (1.15) 

     где , - полная себестоимость единицы продукции в базовом и планируемом годах.

     Применение  этого показателя требует дифференцированного  учета фактических затрат на производство каждого вида продукции.

     Снижение  себестоимости происходит под влиянием различных технико-экономических  факторов, которые в данной отрасли  объединены в четыре группы: повышение  технического уровня производства, улучшение  организации производства и труда, изменение объема и структуры  производимой продукции, отраслевые и  прочие факторы.

     Резервы сокращения затрат устанавливаются  по каждой статье расходов. Так экономию затрат по оплате труда ( ) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения ( ) и после внедрения ( ) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда ( ) и на количество планируемых к выпуску изделий ( ): 

      .  (1.16) 

     Резерв  снижения материальных затрат ( ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом: 

      ,   (1.17) 

     где , - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий; - плановые цены на материалы.

     Резерв  сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин оборудования ( ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации ( ): 

      . (1.18) 

     Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного  сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи  материалов и готовой продукции, оплаты простоев и т.п.

     Дополнительные  затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это  в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально  объему производства продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Анализ  производственно  хозяйственной деятельности  ОАО «Горизонт» 

      2.1 Общая характеристика выпускаемой продукции предприятия

     ОАО «ГОРИЗОНТ» - градообразующее предприятие, лидер отечественного телевизионного производства, по праву стоит в  ряду предприятий, определяющих индустриальное лицо республики. Акционерное общество является участником подпрограммы «Цифровое  телевидение», в рамках формируемой  государственной научно-технической  программы «Бытовая электроника» на 2006-2010г., осуществляемой с целью дальнейшего  развития производственных мощностей  белорусских телевизионных предприятий.

       Минский радиозавод, на основе  которого в 1972 году образовано  производственное объединение “ГОРИЗОНТ”, был создан согласно приказу  Министерства местного хозяйства  БССР в октябре 1950 года.

     30 декабря 2002г. приказом Министерства  экономики Республики Беларусь  № 181 создано Открытое акционерное  общество «ГОРИЗОНТ» (ОАО «ГОРИЗОНТ») в процессе разгосударствления  и приватизации государственной  собственности производственного  объединения «ГОРИЗОНТ», как единого  научно-производственного комплекса.

     ОАО «ГОРИЗОНТ» является учредителем следующих  частных унитарных предприятий:

     - частное научно-исследовательское  унитарное предприятие «ИНСТИТУТ  ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ГОРИЗОНТ»

     - частное производственное унитарное  предприятие «ЗАВОД БЕЛИТ»;

     - частное унитарное предприятие  «КОМБИНАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ  ГОРИЗОНТ»;

     - частное унитарное предприятие  «ТОРГОВЫЙ ДОМ ГОРИЗОНТ»;

     - частное производственно-торговое  унитарное предприятие «АЭСТОН  ГОРИЗОНТ»;

     - частное строительное унитарное  предприятие «ГОРИЗОНТПРОЕКТСТРОЙ».

     Государство в лице Министерства экономики владеет 99,06% акций, 0,94% принадлежит физическим лицам.

     Для производства своей продукции ОАО  «Горизонт» использует высокотехнологическое  и современное оборудование, позволяющее  механизировать и автоматизировать процессы сборки, контроля и упаковки продукции. Процесс изготовления продукции  включает все стадии производственного  цикла от разработки конструкторско-технологической  документации до выпуска готовых  теле- и радиоприемников. Структурными подразделениями на основании собственных  разработок изготавливается продукция  от печатных плат, жгутов, моточных изделий, фильтров, пультов дистанционного управления до выпуска теле- и радиоприемников. Все это позволяет выпускать  конкурентоспособную продукцию. Благодаря  расширению производства и вводу  новых конвейеров финишной сборки, ОАО "Горизонт" существенно увеличил ассортимент выпускаемой продукции  и в ближайшее время предприятие  планирует существенно увеличить  ассортимент бытовой техники. Уже  сегодня предприятие выпускает  не только традиционную для него продукцию - телевизоры, мониторы, DVD-проигрыватели, LCD/PDP телевизоры, но и различную бытовую  технику - СВЧ-печи, кондиционеры, пылесосы, утюги, фены. Таким образом, компания делает ставку не только на высокотехнологичность  продукта, но и на многопрофильность  производства и в этом направлении  ОАО "Горизонт" имеет хорошие  перспективы.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения