Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.
Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений – существенное изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение его методологии и методики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Понятие и сущность анализа 5
1.2. Виды анализа на предприятии 7
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ООО "Синтезлок") 10
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
(на примере ООО "Синтезлок")
10
2.2. Проведение анализа себестоимости продукции на предприятии
(на примере ООО "Синтезлок")
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

    Анализ  выполнения плана в постатейном  разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции (таблица 1.2).

    В гр. 4 табл. 1.2 показано процентное отношение  отклонений от плана к плановым затратам по каждой калькуляционной статье; в гр. 5 – долевое участие изменения затрат по соответствующим статьям в общем проценте снижения полной себестоимости товарной продукции. Таким образом устанавливают степень влияния отклонений по отдельным статьям на общий результат.

    В соответствии с данными таблицы, полная себестоимость выпущенной продукции  снизилась в отчетном периоде  на 11424 тыс. руб., или 5.6%, по сравнению с планом. Значительнее всего сократились расходы по статье "Сырье и материалы" (–12.9%), что позволило сэкономить 2.75% от полной плановой себестоимости товарной продукции. Наиболее существенное превышение плана (на 23%) наблюдается по внепроизводственным (коммерческим) расходам. Это превышение обусловило возрастание себестоимости на 1.79% за счет увеличения данной статьи.

 
 
 

                           Таблица 1.2

Анализ  себестоимости по калькуляционным статьям

№ п/п Статьи  затрат Фактически  выпущенная продукция, тыс. руб. Отклонения  от плана (+,-)
по  плановой себест-ти по фактической себест-ти тыс.руб. в процентах
к плановой статье ко всей план. себес-ти
А Б 1 2 3 4 5
1 Сырье и материалы 43456 37865 -5591 -12,9% -2,75%
2 Возвратные  отходы (вычитаются) -96 -107 -11 +11,5% -0,01%
3 Сырье и материалы за вычетом отходов 43360 37758 -5602 -12,9% -2,75%
4 Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций 19344 17134 -2210 -11,4% -1,09%
5 Топливо и энергия  на технологические цели 1006 1024 +18 +1,8% +0,01%
6 ИТОГО прямых материальных затрат 63710 55916 -7794 -12,2% -3,83%
7 Заработная  плата основная производственных рабочих 46783 42424 -4359 -9,3% -2,14%
8 Заработная  плата дополнительная производственных рабочих 8561 8545 -16 -0,2% -0,01%
9 Отчисления  на социальное страхование 23730 21353 -2377 -10,0% -1,17%
10 ИТОГО заработной платы прямой с отчислениями 79074 72322 -6752 -8,5% -3,32%
11 Расходы на подготовку и освоение производства 2561 2549 -12 -0,5% -0,01%
12 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 10716 10329 -387 -3,6% -0,19%
13 Цеховые расходы 13170 12873 -297 -2,3% -0,15%
Продолжение таблицы 1.2
14 Общезаводские расходы 18420 18515 +95 +0,5% +0,05%
15 ИТОГО расходов на обслуживание производства и управление 44867 44266 -601 -1,3% -0,30%
16 Потери от брака X 72 +72 X +0,04%
17 Прочие производственные расходы
18 Производственная  себестоимость товарной продукции 187651 172576 -15075 -8,0% -7,41%
19 Внепроизводственные (коммерческие) расходы 15903 19554 +3651 +23,0% +1,79%
20 Полная  себестоимость товарной продукции 203554 192130 -11424 -5,6%

    Основное  внимание должно быть уделено при  анализе тем статьям, по которым  допущены непланируемые потери и  перерасходы. Однако анализ себестоимости  не должен ограничиваться только этими  статьями. Значительные резервы снижения себестоимости продукции могут быть вскрыты и по остальным статьям при более детальном анализе затрат на материалы, топливо, энергию, расходов на заработную плату и комплексных статей себестоимости.

II. Проведем анализ затрат на рубль товарной продукции.

    В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

    Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

    Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

  • изменение структуры выпущенной продукции;
  • изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
  • изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
  • изменение оптовых цен на продукцию.

    Рассмотрим  влияние этих факторов на основе данных таблицы 2.1.

                           Таблица 1.3

Затраты на рубль товарной продукции 
(расчет показателей срок 1-6 приведен в Приложении 2.)

Наименование  показателя № строки Формула расчета Сумма
Плановая  себестоимость всей ТП, тыс.руб. 1 åqпSп 203554
Себестоимость всей выпущенной продукции:   
б) по фактической себестоимости, тыс.руб. 2 åqфSп 194321
а) по плановой себестоимости, тыс.руб. 3 åqфSф 192130
ТП  в оптовых ценах предприятий:   
а) по плану, тыс.руб. 4 åqпСп 250066
б) фактически в ценах, принятых в плане, т.р. 5 åqфСп 235883
в) фактически в ценах, действовавший в отчетном году, тыс.руб. 6 åqфСф 237199
Затраты на рубль ТП по плану (стр.1:стр.4), коп. 7 åqпSп åqпCп 81,40
Затраты на рубль фактически выпущенной ТП:   
а) по плану, пересчитанному на фактический  выпуск и ассортимент (стр.2:стр.5), коп. 8 åqфSп åqфCп 82,38
б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.3:стр.6), коп. 9 åqфSф åqфCф 81,00
в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение цен):стр.5), коп. 10 åqфS'ф åqфCп 79,46
г) фактически в оптовых ценах на готовую  продукцию, принятых в плане (стр.3:стр.5), коп. 11 åqфSф åqфCп 81,45
Затраты на рубль ТП по отчету за прошлый  год, коп. 12   81,90

Условные  обозначения:

q -- количество  изделий;

S -- себестоимость единицы изделия;

C -- оптовая цена единицы изделия;

S'ф -- фактическая себестоимость единицы изделия, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

    Общее отклонение затрат на рубль товарной продукции от плана определяется сравнением строк 9 и 7: 81.00 – 81.40 = –0.4 коп., т. е. фактические затраты оказались ниже утвержденных планом. Проанализируем влияние каждого из 4-х вышеперечисленных факторов на это отклонение.

    Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется по следующей формуле (сравниваются строки 8 и 7 табл.2.1):

    

    Таким образом, изменения ассортимента выпущенных изделий привело к увеличению затрат на рубль товарной продукции на 0.98 коп. (82.38 – 81.40).

    Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции определяют по формуле (разница строк 10 и 8 табл.1.3):

    

    то  есть 79.46 – 82.38 = –2.92 коп. Полученное изменение  себестоимости за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.

    Выделить  влияние изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы можно, воспользовавшись формулой

    

    или сравнив сроки 11 и 10 таблицы: 81.45 – 79.46 = 1.99 коп. Увеличение в среднем цен  и тарифов на ресурсы привело  к увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции на 1.99 коп.

    Влияние последнего фактора — изменения  оптовых цен на продукцию определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле

    

    Полученное  отклонение свидетельствует о снижении затрат на 0.45 коп. (81.00 – 81.45) за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных предприятием в отчетном периоде на свою продукцию.

    По  итогам отчетного периода план по снижению затрат на рубль товарной продукции был значительно перевыполнен (вместо снижения затрат по плану на 0.5 коп. фактически они были снижены на 0.9 коп.). Проанализировав влияние на это изменение всех 4-х факторов выяснилось, что снижение расходов в основном приходится именно на чистую экономию, т. е. на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий. Это является положительным моментом. Однако общая экономия могла бы быть значительно больше, если бы не отрицательное влияние 2-х других факторов. Предприятию необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы (структурный сдвиг в продукции и увеличение цен на потребленные ресурсы) повлияли в сторону увеличения расходов. 

 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной курсовой работе приведены лишь основные методы и направления анализа себестоимости продукции. Эти расчеты могут послужить основой для более детального изучения и анализа себестоимости продукции на предприятии.

    В процессе работы были сделаны следующие  выводы.

    Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

    Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

    Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

    Затраты живого и овеществленного труда  в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства – это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

    Себестоимость продукции находится во взаимосвязи  с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

    Таким образом, руководству предприятия  необходимо уделять должное и  своевременное вниманию процессу анализа  себестоимости продукции на предприятии. Это поможет не только оптимизировать затраты на производство, но и улучшить производственный контроль и, как следствие, повысить экономическую эффективность хозяйствования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Богдановская Л.А., Виногоров Г.Г., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности, Минск: Высшая школа, 2002.
  3. Савицкая С.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема формирования и анализа  показателей и  факторов себестоимости

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Расчетные данные к таблице 2.1 "Затраты  на рубль товарной продукции"

Наименование изделия Количество продукции (изделий), шт. Сбестоимость единицы изделия, тыс.руб. Оптовая цена единицы изделия, тыс.руб. Измен. цен и тарифов на матер. Расчетные показатели для таблицы 2.1."Затраты  на рубль товарной продукции", тыс.руб.
по  плану qп фактич. qф по плану Sп фактич. Sф по плану Cп фактич. Cф рес-сы, тыс.руб SqпSп SqфSп SqфSф SqфS'ф* SqпCп SqфCп SqфCф
 
Пылесос 63 60 1013 999 1267 1313 +34 63819 60780 59940 57900 79821 76020 78780
Холодильник 61 61 1903 1911 2199 2199 +41 116083 116083 116571 114070 134139 134139 134139
Кофеварка 95 35 113 108 177 180 -2 10735 3955 3780 3850 16815 6195 6300
Утюг 114 128 78 65 94 107 +3 8892 9984 8320 7936 10716 12032 13696
Телефон 175 153 23 23 49 28 -1 4025 3519 3519 3672 8575 7497 4284
Итого: 508 437           203554 194321 192130 187428 250066 235883 237199

Информация о работе Анализ себестоимости продукции