Аудит основных средств на примере ООО «Наша Фирма»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть организацию аудита основных средств на примере ООО «Наша Фирма».

Задачи исследования – рассмотреть сущность аудита операций с основными средствами, проанализировать особенности проведения проверки правильности организации учета основных средств, дать характеристику аудиту учета операций с прочими внеоборотными активами, рассмотреть особенности учета по поступлению и выбытию основных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы аудита основных средств………………………….....5

1.1. Основные принципы аудита основных средств……………………………5

1.2. Источники информации для проверки…………………………………….13

2. Организационно правовая и экономическая характеристика объекта

исследования ООО «Наша Фирма»………………………………………….17

2.1. Структура управления предприятия ООО «Наша Фирма»………………18

2.2. Экономическая характеристика объекта исследования

ООО «Наша Фирма»………………………………………………………..19

3. Аудит основных средств в ООО «Наша Фирма»…………………………...22

3.1. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению

и выбытию ОС………………………………………………………………22

3.2. Перечень аудиторских процедур…………………………………………..27

3.3. Ошибки, обнаруженные по итогам проверки основных средств

в ООО «Наша Фирма»……………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические  основы аудита основных средств………………………….....5

1.1. Основные принципы аудита основных средств……………………………5

1.2. Источники информации для проверки…………………………………….13

2. Организационно правовая и экономическая характеристика объекта    

    исследования ООО «Наша Фирма»………………………………………….17

2.1. Структура  управления предприятия ООО «Наша  Фирма»………………18

2.2. Экономическая  характеристика объекта исследования

       ООО «Наша Фирма»………………………………………………………..19

3. Аудит основных  средств в ООО «Наша Фирма»…………………………...22

3.1. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению

       и выбытию ОС………………………………………………………………22

3.2. Перечень аудиторских процедур…………………………………………..27

3.3. Ошибки, обнаруженные по итогам проверки основных средств

     в ООО «Наша Фирма»……………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

     Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям. Таким образом, конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости. Программу внутреннего контроля основных средств и соответствующих хозяйственных операций обычно не разрабатывают, потому что у большинства организаций таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются.  Поэтому обзор внутреннего контроля и системы учета основных средств необходимо осуществлять при большом количестве операций. Перечень основных средств в проверяемой организации может быть небольшим, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. Когда же налицо небольшое количество основных операций и существенный аудит каждой уже проведен, то тест контроля обычно не используется. Однако в любом случае аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение системы учета, поскольку требуется определить, какая информация может быть получена.

      Цель  работы -  рассмотреть организацию  аудита основных средств на примере ООО «Наша Фирма».

      Задачи  исследования – рассмотреть сущность аудита операций с основными средствами, проанализировать особенности проведения проверки правильности организации учета основных средств, дать характеристику аудиту учета операций с прочими внеоборотными активами, рассмотреть особенности учета по поступлению и выбытию основных средств.

      Объект  исследования – аудиторская деятельность. Предмет исследования – аудит  операций по учету основных средств и прочих внеоборотных активов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Теоретическая основа работы выполнена на материалах исследований таких авторов, как: Н.П. Кондраков, М.В. Мельник, Н.А. Пирожкова, Т.В. Миргородская, В.И. Подольский, О.С. Харченко, а также нормативных актов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы аудита основных средств
 
    1. Основные  принципы аудита основных средств
 

     Под основными средствами, согласно пункту 4 ПБУ 6/01 “Учёт основных средств” понимаются средства, одновременно удовлетворяющие сразу нескольким условиям:

а) использование  в производстве продукции при  выполнении работ или оказании услуг  либо для управленческих нужд организации;

б) использование  в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа  данных активов;

г) способность  приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем.

     Выделяют четыре основных этапа, или как их ещё называют направления процесса аудита основных средств. Это проверка наличия и сохранности ОС, проверка движения ОС, проверка правильности начисления амортизации и проверка правильности налогообложения по основным средствам. Взятые в совокупности эти направления составляют общий план аудиторской проверки, в котором обозначаются периоды их проведения, а также назначаются ответственные лица (исполнители) для каждого из них.

Основанием  аудита выступает программа, представляющая собой детализированный план, составленная на подготовительном этапе с учётом индивидуальной внутриорганизационной  специфики проверяемого лица.

Проверяя  наличие и сохранность ОС, аудитор  работает по большей части с инвентаризационной документацией – описями и  карточками учёта, проверяя их полноту, достоверность действительности и  соответствие данным бухгалтерского (аналитического) учёта. Так, на предприятиях в местах фактической эксплуатации ОС применяются формы ОС-9, где детально прописываются информационные данные о каждом конкретно средстве. Помимо этого с целью уменьшения профессионального риска, аудитору необходимо убедиться в том, что в организации действует комиссия по приёмке ОС, и имеются в наличии договоры купли-продажи с указанием первоначальной цены и с приложением актов приёма – передачи и протоколами договорных цен. Для достижения указанной цели аудитор запрашивает перечень ОС, которые числились на балансе у предприятия на момент составления отчёта. В ходе проверки аудитор выбирает конкретную статью счёта и оценивает её с точки зрения соответствия первичной документации. Поэтому, кроме перечня аудитор просит предоставить всю дополнительную документацию (договоры, счета-фактуры, полисы, письма и т.д.), подтверждающую поступление и движение ОС, отражаемые на счёте 01 “Основные средства”. При этом аудитором может быть применена как случайная выборка, так и метод пересчёта, к которому довольно часто прибегают при проверке правильности начисления износа.

     Далее следует этап проверки учёта движения основных средств. Движение ОС может осуществляться в двух направлениях – в сторону приобретения и в сторону выбытия. Приобретение осуществляется путём покупки, безвозмездного получения, взносов в уставный капитал, выкупа арендованного имущества (лизинг) и возврата. Причинами выбытия являются уничтожение вследствие естественного износа и стихийных явлений, ликвидация в процессе модернизации и переоборудования производственных мощностей, а также отчуждение (возмездное и безвозмездное) в пользу других лиц. Непригодность ОС должна быть подтверждена решением специально созданной комиссии. Подобное решение оформляется путём составления акта списания по форме ОС-3. 1 
 

Ошибочное отражение оценки ОС может привести к неправильному начислению амортизационных  отчислений и искажению размеров начисляемых налогов. Поэтому аудитору следует обратить особое внимание на соблюдение организацией законного  порядка оформления документации при  приобретении ОС. Так, например, приобретение ОС предполагает наличие договора купли-продажи, в тексте которого должны содержаться  данные об износе, покупной цены и первоначальной стоимости средства. Если ОС куплено  за иностранную валюту, первоначальная стоимость его должна быть учтена в пересчёте на российские рубли  по курсу на момент покупки. Приобретение ОС в комплекте (сельскохозяйственная техника с дополнительным оборудованием, офисная мебель и т.д.) в инвентаризационном документе отдельно приводится каждый предмет из данного комплекта. Списываемое  в связи с модернизацией оборудование подлежит учёту в плане модернизации (реконструкции, перевооружения).

     Начисление амортизации – другой важнейший аспект аудиторской проверки ОС. Основные средства, числящиеся на балансе предприятия должны получать амортизационные вливания, как в полном размере, так и в полном объёме. Аудитору следует принимать во внимание то обстоятельство, что амортизационные отчисления имеют (должны иметь) место, уже начиная с первого числа месяца, следующим за месяцем принятия основного средства к организационному (бухгалтерскому) учёту. Отчисления на амортизацию основных средств продолжают поступать вплоть до покрытия его стоимости. Также амортизация может быть прекращена в связи с отчуждением права собственности на основное средство в пользу другого лица. Отражение амортизационных затрат происходит в отчётном периоде, в котором они были произведены. При этом не принимаются во внимание общие и итоговые (на конец отчетного периода) финансовые результаты хозяйственной деятельности организации. Амортизация может быть начислена путём списания стоимости по числу лет полезного использования ОС, путём списания стоимости исходя из объёма произведенных работ, а также при помощи способа уменьшаемого остатка.

В любом  из приведённых случаев амортизация  начисляется ежемесячно в течение  всего года в размере 1/12 от общей  суммы отчислений за отчётный год. Объекты  основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного  лимита, установленного в учетной  политике исходя из технологических  особенностей, а также приобретенные  издания (книги, пособия, журналы) разрешается  списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Амортизация включается в издержки обращения  и производства. Все накопленные  отчисления подлежат подсчёту по состоянию  на момент составления отчёта. Их отражение  происходит на отдельном счёте по отдельным объектам ОС. Кроме ОС производственного (промышленного) назначения, предприятие может располагать  средствами непроизводственного характера (бытового, образовательно-культурного  и т.д.). Все эти средства не должны включаться в себестоимость изготавливаемой  продукции или выполняемых работ.

В случаях  приостановки какого-либо производственного  процесса или выбытия ОС, аудитором  проверяется правильность равномерной  приостановки амортизации применительно  к остановленному производству и  прекращения амортизационных отчислений на полностью изношенное средство. 2

Работы  при проведении аудита ОС можно разделить  на три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

     Ознакомительный этап. Основной задачей аудита основных средств является подтверждение информации об основных средствах в финансовой отчетности.  

     Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:

– данные об остаточной стоимости основных средств  на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой  ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным  по строке 120 «Основные средства»  бухгалтерского баланса (форма № 1);

– данные о начисленной сумме амортизации  были включены в строку 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отчета о прибылях и убытках (форма № 2). По строке 090 «Прочие доходы»  формы 

№2 должны быть отражены доходы от продажи основных средств, а по строке 100 «Прочие расходы» – остаточная стоимость проданных активов;

– по строке 210 отчета о движении денежных средств (форма № 4) показана выручка от продажи  объектов основных средств, а по строке 290 – приобретение объектов основных средств;

– данные в разделе II «Основные средства», указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), соответствуют  данным аналитического учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств».

     Аудиторы должны изучить состав и структуру ОС по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета ОС, ведомости, машинограммы и др.). В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к ОС, их классификации, а также формирования инвентарных объектов.

Данная  процедура необходима для формирования мнения о достоверности данных, отраженных в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).       Аудитор проверяет классификацию объектов на предмет их соответствия Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94.

При проведении аудита сохранности ОС необходимо проверить  условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.

     Основной этап. На этом этапе аудитору необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению объектов ОС. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 данного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).

Информация о работе Аудит основных средств на примере ООО «Наша Фирма»