Цели государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Льготы, предоставляемые государством. Проблемы малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Содержание

1.Введение 2
2.Проблемы малого предприятия 3
3.Льготы 8
3.1 Инфраструктура программ поддержки малого бизнеса
3.2 Налоговые льготы 10
3.3 Льготы при выкупе арендуемых помещений 13
4.Государственная поддержка малого предпринимательства 15
5.Вывод 27
6.Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Экономике организации.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

                                   ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ 
 

                                         Кафедра менеджмента 
 
 
 

                                             Курсовая работа 

                      По дисциплине: “Экономика организации” 
 

На тему: “Цели государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Льготы, предоставляемые государством. Проблемы малого предприятия.” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель                                                                   к.э.н. Ульфский Г.В. 

Выполнил студент                                                                     Кочеткова А.А.  

                                                                                  Менеджмент организации 

                                                                                             2009-2015год 3 курс 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Санкт-Петербург 

                                                   

                                                      2012год 

Содержание

1.Введение                                                                                                        2

2.Проблемы малого предприятия                                                                  3

3.Льготы                                                                                                           8

   3.1 Инфраструктура программ поддержки  малого бизнеса

   3.2 Налоговые льготы                                                                                  10

   3.3 Льготы при выкупе арендуемых помещений                                      13

4.Государственная поддержка малого предпринимательства                    15 

5.Вывод                                                                                                            27

6.Список литературы                                                                                      28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы  хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Одним из приоритетных направлений в экономике западных стран является развитие малого и  среднего бизнеса. В нашей стране проводится подобная политика, но она  реализуется больше на бумаге, чем  на деле.

В России предпринимательский  сектор (имеются в виду предприятия среднего и малого бизнеса) все-таки сформировался и стал довольно объемным и значимым. Но основная поддержка на деле заключается только в агитационных мерах, которые призывают развивать и открывать новые фирмы, «рисуют» радужную картину рынка, хотя это далеко не так.

В мировой экономике  малые предприятия являются базисом. Специалисты утверждают, что без  них не будут существовать крупные  предприятия. С каждым годом роль малого бизнеса усиливается. Он создает  новые рабочие места, способствует внедрению инноваций, развитию отраслей, уменьшению кризисных «ударов», и положительной динамике роста экономических показателей. Такие предприятия более гибкие и приспосабливаемые в своем рыночном поведении и способны очень быстро среагировать на изменение ситуации в стране.

     Но  у малого бизнеса существует масса  проблем. Задачей государства является помочь малому предпринимательству  в преодолении этих проблем и  барьеров на пути к развитию.

Проблемы  малого предприятия

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены 2/3 экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по этим показателям. Доля малых предприятий в создании ВВП не превосходит 10-11 %, а доля занятых в этом секторе экономики не превышает 19 %. 
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Около четверти малых предприятий сосредоточены в Москве, а подавляющее большинство малых предприятий России занимаются торговлей и общественным питанием, в то время как число производственных и научных малых предприятий неуклонно сокращается. Продолжает оставаться высокой доля «теневого» сектора, который занимает от 30 до 50 % от реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями.      

♦ Основная проблема малых предприятий —недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей, У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся  для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные  с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства .

♦ Следующая  проблема — это та законодательная  база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются

в жизнь  далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.  

В настоящее  время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше "задвигать" его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых

затрат.

♦ Еще  одна важная проблема — кадры. Часто  говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

♦ Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база. К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса налаживается практически сразу же. Большинство из них выходит «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального функционирования.

На сегодняшний  день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной  из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия  для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса  способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Льготы

Инфраструктура программ поддержки среднего и малого бизнеса

Структура поддержки  малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в  инфраструктуре присутствуют и фонды  поддержки предпринимательства, фонды  поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные  организации предлагают возможность  принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в  настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских  проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в  кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое  можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация  пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

Информация о работе Цели государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Льготы, предоставляемые государством. Проблемы малого предприятия