Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов.
- проанализировать формирование финансовых результатов на отдельном предприятии.
- разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта…………...5
1.1. Доход предприятия, его сущность и значение………………………………5
1.2. Порядок формирования доходов хозяйствующего субъекта……………….8
1.3. Механизм формирования и использования прибыли предприятия……....15
1.4. Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов………...25
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………...34
2.1. Эффективность производства продукции…………………………………..34
2.1.1. Структура товарной продукции………………………………………….34
2.1.2. Затраты на производство продукции, себестоимость продукции……..35
2.1.3. Эффективность реализации продукции…………………………………37
2.2. Экономическая эффективность использования производственных фондов……………………………………………………………………………….39
2.3. Экономическая эффективность использования оборотных средств…….43
2.4. Эффективность использования трудовых ресурсов………………………..46
2.5. Экономическая эффективность производства……………………………...48
2.5.1. Денежные поступления, валовый и чистый доход……………………...48
2.5.2. Рентабельность производства……………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………………………54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.72 Кб (Скачать)
 

      Фонд  накопления и фонд потребления –  это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено  учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств  хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для  создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств  и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его  средств. Вместе с тем операция по приобретению и созданию нового имущества  хозяйствующего субъекта не затрагивают  фонд накопления. Фонд накопления может  уменьшаться в случаях:

- списания  затрат, связанных с созданием  нового имущества, но по установленному  порядку не включаемых в первоначальную  стоимость этого имущества (на  подготовку кадров);

- распределения  его между юридическими лицами  — учредителями;

- погашения  убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

      Фонд  потребления представляет собой  источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

- суммы,  начисленные на оплату труда  (ФОТ);

- доходы (дивиденды, проценты) по акциям  членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

- суммы  предоставленных хозяйствующим  субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

      К трудовым и социальным льготам относятся: 

- оплата  дополнительно предоставленных  по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей; 

- надбавки  к пенсиям, единовременные пособия  уходящим на пенсию ветеранам труда;

- оплата  проездов членам семьи работника  к месту использования отпуска и обратно;

- стипендии  студентам и учащимся, направленным  хозяйствующим субъектом на обучение  в высшие и средние специальные  учебные заведения, выплаченные  за счет средств хозяйствующего  субъекта;

- оплата  путевок работникам и их детям  на лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

- компенсации  удорожания стоимости питания  в столовых, буфетах, 
профилакториях;

- расходы  на погашение ссуд, выделенных  работникам на улучшение 
жилищных условий, приобретение садовых домиков.

      С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

      Эффективное использование прибыли, возможно, лишь при согласованности действий системы  экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции.

      Во-первых, потому что в процессе продажи  товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств, производства.

      Во-вторых, реализация продукции — это тот  момент, когда произведенный продукт  получает признание на рынке. Любая  заминка в реализации вызывает нарушение  ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности  деятельности предприятия.

      Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия  — производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что  на размерах прибыли отражаются все  стороны деятельности предприятия. 

      1. 4.Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов

      Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или унижения.

      Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства.

      Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

      Производственные  факторы связаны с объемом  производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными  параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д.

      Коммерческие  факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком  смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение.

      Надежность  прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа). С другой стороны — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).

      Финансовые факторы, охватывающие выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности,Включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия. [5]

      К факторам, не зависящим от деятельности организаций (внешние), 
относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизационных 
отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рис. 3.1).
 
 
 

     Рис. 3.1 – Факторы, влияющие на  величину прибыли

 
 
 
 
 
 
 

      Внутренние  факторы делятся на производственные и в непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов),

      К интенсивным относятсяфакторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

      К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и  природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

      Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

      Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

      Важнейшим из них является себестоимость. Под  себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно: стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

      Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

      К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с повышением технического  уровня производства (внедрение  новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение  конструкции и технических характеристик  изделий);

- показатели, связанные с улучшением организации  труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

      Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:

-установление  динамики важнейших показателей  себестоимости;

- определение  затрат на рубль товарной продукции;

- выявление  резервов снижения себестоимости.

      Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции.Удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли, на себестоимость продукции.

      Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод о необходимости принятии неотложных мер, но обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

      Зависимость величины прибыли ел объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная. Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции; чем он выше, тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятии, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести, продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.

      Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Информация о работе Формирование финансовых результатов деятельности предприятия