Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Данная тема очень актуальна. Этот способ организации бизнеса (франчайзинг) позволяет доже неподготовленному в вопросах предпринимательства человеку открыть собственное дело с высокой степенью надежности.

Работа содержит 1 файл

курсовая Огнева.docx

— 655.95 Кб (Скачать)

До последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного  питания с едой быстрого приготовления  типа McDonald`s. Но сейчас франшизы существуют в таких областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса.[25]

 

 

1.2. Виды и формы франчайзинга

Английский автор Л. Мейтланд обосновывает деление франчайзинга на отдельные разновидности в зависимости от возможностей и намерений франчайзи. По этим критериям он выделяет личный (индивидуальный) франчайзинг, деловой франчайзинг и инвестиционный франчайзинг.

Первый (job franchise) типичен для индивидуальных лиц, стремящихся в одиночку создать и вести очень скромное франшизное дело по продаже товаров или оказанию услуг непосредственно у себя на дому или использованием транспортного средства. Этот вид франчайзинга требует минимального оборудования, товарных запасов, приобретения транспорта и обходится франчаизи примерно в 5тыс.  фунтов стерлингов. Доходы от такого франчайзинга обычно тоже скромны и могут быть сопоставимы с заработком служащего на аналогичных должностях.

Деловой франчайзинг (business franchise), по Л Мейтланду, — это типично семейный или иной родственно-групповой бизнес, более существенное и дорогостоящее предприятие по продаже товаров или оказанию услуг с использованием торгового помещения типа магазина или офиса. Его стоимость 30-100тыс.  фунтов стерлингов включает в себя недвижимость, установки, приспособления, оборудование,машины, запасы товаров и прочую значительную по стоимости собственность. Естественно, финансовые поступления от такого франшизного бизнеса должны быть гораздо больше, чем от личного (индивидуального) франчайзинга.

Инвестиционная франшиза (франчайзинг) приобретается коммерческой организацией, стремящейся к получению  долгосрочных процентов на вложенный  ею капитал, а не просто регулярных доходов. Для этой цели компания зачастую набирает команду менеджеров для  организации продажи товаров  или оказания услуг. Инвестиции в  такого рода франчайзинг превышают 300 тыс.Ф.с.

Помимо классификации  Мейтланда  ( в основе которой лежат родовые признаки продаваемых товаров (автомобили, напитки и тд.) и стоимость франшизы) существует деление франчайзинга на разновидности, по характеру производственно-технологических и юридических отношений между франчайзером и франчайзи. По этому признаку французский автор Ф. Бесси  выделяет три разновидности франчайзинга: сервисный, распределительный (сбытовой, торговый) и производственный (или промышленный). Кроме того, это деление более актуально, чем вышеизложенное, потому что в Европе для каждой из таких разновидностей существует официальное определение, выработанное Судом Европейского союза.

По решению Суда № 161 от 28.01.1986 г., под сервисным франчайзингом понимают договор, по которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, предоставляет услуги под фирменным обозначением и знаком обслуживания франчайзера.

 Производственный франчайзинг,  по определению Суда, — это  договор, по которому франчайзи,  действуя в соответствии с  указаниями франчайзера, сам изготавливает  продукцию, которую он продает  под торговой маркой франчайзера.  При производственном франчайзинге  франчайзи не занимает промежуточного положения между изготовителями продукции и ее потребителями (покупателями, клиентами). Он сам - полноценный, независимый изготовитель продукции. Таким образом, производственный франчайзинг — это отношения двух изготовителей продукции и товаров, когда один из них предоставляет другому лицензии на использование при производстве товаров, а также предоставляет патенты и/или технические знания и опыт (ноу-хау), соединенные с лицензией на торговую марку.

 Торговый франшизный договор — это договор, по которому франчайзи ограничивается сбытом определенной продукции в торговом заведении, имеющем фирменное обозначение франчайзера.

Чаще всего торговый и сервисный франчайзинг применяют в комбинированном виде, поскольку оказание услуг обычно сопровождается поставкой необходимых для них товаров (материалов, сырья, компонентов, запчастей и т. п.), так же, как продажа изделий, особенно технически сложных, требует послепродажного их обслуживания.

Что касается отечественных  классификаций франчайзинга, В. Довгань  выделяет 3 разновидности франчайзинга: товарный, производственный и деловой.

Товарный франчайзинг подразумевает, что франчаизи покупает у компании-производителя право на продажу товаров с ее торговой маркой. Прототипом товарного франчайзинга стал автомобильный и бензиновый бизнес США начала XX века, когда независимые дистрибьюторы приняли на себя функции по организации сбыта автомобилей и содержания сети бензоколонок.

Производственный франчайзинг относительно широко представлен в сфере производства безалкогольных напитков, когда предприятия по разливу и упаковке напитков выступают в роли франчайзи по отношению к производителям концентратов напитков.

Деловой франчайзинг - вид  франчайзинга, при котором франчайзер уступает частным лицам или другим компаниям лицензию на право открытия магазинов, киосков, павильонов для  продажи покупателям продуктов  или оказания услуг под фирменным  наименованием франчайзера[8].

Франшизинговые системы принимают различные формы. Чаще всего различают 4 типичных объединения:

    • производителя с производителем;
    • производителя с оптовым торговцем;
    • производителя с розничным торговцем;
    • оптового торговца с оптовым торговцем;
    • оптового торговца с розничным торговцем;

[10 стр 145]

Разновидность «вертикальных» франшизных «связок» возникает между  изготовителем продукции и ее оптовым распространителем (дистрибьютором). Ближайший пример  это отношения между уже упоминавшимися изготовителями сиропов и концентратов безалкогольных напитков и оптовыми распространителями, которым уступается право бутилирования и дальнейшего продвижения продукции на рынках.

 Второе объединение типа «изготовитель продукции - розничный торговец» характерно для начального этапа развития франчайзинга. Впервые подобные комбинации возникли в автомобильной промышленности США между крупными автомобилестроительными корпорациями и независимыми дилерами, принявшими на себя предпродажную подготовку автомобилей, снабжение запчастями, оформление продаваемых машин в учреждениях регистрации и учета и таким образом освободившими франчайзеров от рутинных забот, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции.

Третья разновидность  отношений возникает, таким образом, между двумя предприятиями обслуживания. Для того, чтобы было понятнее, приведем следующий пример. Пусть фирма патентует новый способ производства аммиака. Так как данный  способ снижает издержки на производство, то другие фирмы тоже хотят его применять. Лицензия дает  право этим фирмам использовать новый технологический процесс в обмен на вознаграждение (роялти). То есть, в данном случае лицензиар становится франшизиром, а лицензиат - франчайзи. При данной системе франчайзинга франчайзи остаются относительно автономными и располагают полной свободой действий. Они могут самостоятельно вырабатывать свою политику процедуры, даже цехи и оборудование может быть их собственной разработки[2],[11].

Наконец, четвертая разновидность  франшизных отношений - это отношения  между двумя розничными распространителями (торговцами), один из которых выступает  в роли франчайзера, предоставляющего своему контрагенту - франчайзи фирменное  наименование, торговую марку или иные средства индивидуализации. Типичными франчайзерами в такого рода «связках» считаются такие лидеры международных франшизных «империй» общепита, как «Макдоналдс», «Пицца Хат», «Кентакки Фрайд Чикенс»[11].

1.3. Законодательно- правовая база франчайзинга

Каким образом регулируется франчайзинг в мире?

Регулирование франчайзинга относится к различным отраслям права, например,

    • контрактное право
    • законы о представительстве
    • законы, регулирующие контракты распределения (например, дистрибъюторские и агентские соглашения)
    • законы о справедливой торговле
    • корпоративное право
    • конкурентное законодательство
    • законы, регулирующие интеллектуальную собственность
    • и др.

В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное  правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.

        В зависимости от концептуального видения государств развития национального рынка и предпринимательской среды на своих территориях законодательство каждой страны имеет свою специфику. Попытаемся с некоторыми допущениями сформулировать общие для большинства государств принципы:

  • как правило определена цель регулирования, а именно отношения франчайзинга, его развитие и защита законных интересов участников отношений;
  • определен предмет регулирования-франчайзинг, соответственно формализованы основные понятия;
  • в некоторых законах прописаны необходимые для франчайзеров условия, которые должны быть выполнены до предложения первой франшизы;
  • письменная форма договора;
  • обязательное раскрытие информации до заключения соглашения (в среднем за 10-20 дней).
  • регистрация франчайзеров существует практически во всех странах, но идеология этой регистрации серьезно отличается от российского варианта. Регистрация, как правило, осуществляется с целью обеспечения контроля за рынком (обращаю внимание не на рынке, а за процессами и тенденциями, происходящими на рынке), а также с целью создания дополнительных механизмов защиты прав сторон.
  • основные условия соглашения и платежи;
  • условия расторжения, прекращения и возобновления соглашения, а также последствия расторжения.
  • штрафные санкции.[17]

Однако только в трех странах мира (США, Румынии и Республике Молдова) существуют специальные законы франчайзинга. В других странах (например, во Франции, Германии, России) законодательная  основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский  Кодекс, законы, связанные с предпринимательской  деятельностью, различные нормативные  акты, принятые Правительством или  специализированными неправительственными организациями.

В частности, в России не существует закона о франчайзинге, но используется закон о коммерческой концессии, равно как вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. [20]

Будучи новым договором  в российской практике, договор коммерческой концессии признается одним из самых  сложных, если не самым сложным в  гражданском праве. Соответственно возникает вопрос: как договор  коммерческой концессии соотносится  с договором франчайзинга?  

 Согласно с г 1027 ГК, под коммерческой концессией понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Целый ряд положений Кодекса  вполне отвечает международным критериям, на основании которых выделяются отношения франчайзинга:

  • Одна из сторон, правообладатель, предоставляет другой стороне, пользователю, комплекс исключительных прав, в т.ч. фирменное наименование и / или коммерческую информацию (ст. 1027, п. 1 ГК РФ).
  • Пользователь использует деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя в определенном объеме, на определенной территории (по договоренности), в определенной сфере: продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (ст. 1027, п. 2 ГК РФ).
  • Пользователь выплачивает правообладателю вознаграждение в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или наценки на оптовую цену товаров (ст. 1030 ГК РФ).

   Таким образом,  франчайзер в законе назван  правообладателем, франчайзи - пользователем,  фиксированные разовые платежи  и периодические платежи - стоимостью  франшизы и роялти.

Информация о работе Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса