Функциональный анализ рыночных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления, цели и задачи анализа рынка.
2. Охарактеризовать виды и методы и анализа рынка.
3. Проанализировать основные этапы анализа рынка.
4. Раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ..3
Глава 1. Исследование и анализ рынков………………………………………5
1.1. Классификация рынков и видов рыночного спроса………………..5
1.2. Подходы к проведению рыночных исследований…………………10
1.3. Оценка и прогнозирование спроса………………………………..12
Глава 2. Основные этапы функционального анализа рынка……………...18
2.1. Функциональный анализ и его особенности………………………18
2.2. Функциональный анализ регионального рынка
ценных бумаг …………………………………… ………………….....19
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка и его прогнозные оценки. ……………………………………………………………………….....30
3.1.Пути и средства сбора и анализа информации…………………..30
3.2.Прогнозные оценки рыночной ситуации…………………………32
Заключение…………………………………………………………………......36
Список используемой литературы……………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МУЗИАТИ.docx

— 112.33 Кб (Скачать)

С другой стороны, источники  инвестиционных ресурсов предприятий  почти всегда оказываются легко  и быстро исчерпаемыми и пополнить их можно за счет эмиссии долевых либо долговых ценных бумаг, за счет чего предприятие может реализовать собственные инвестиционные стратегии.

Исходя из проведенного анализа, функциональная структура рынка  ценных бумаг имеет вид, представленный на рис.2.2.1.

 

         

          

              РИС.2.2.1. ФУНКЦИИ  РЫНКА  ЦЕННЫХ  БУМАГ                  

Анализ реализации функций  региональным фондовым рынком показал  недостаточную степень их выполнения. Так, например, распределительная функция  регионального фондового рынка  не может быть оценена однозначно. Важнейшим для развития экономики  региона является первичный рынок, на котором процесс распределения  средств между отраслями сразу  продемонстрировал бы наиболее выгодные направления инвестирования. Однако фрагментарность первичных эмиссий  не позволяет говорить о сложившемся  рынке продаж ценных бумаг от их эмитента первому владельцу.

С другой стороны, региональные инвесторы, осуществляющие деятельность на фондовых биржах, осуществляют распределение  денежных средств исходя как из рыночной конъюнктуры, т.е. оценивая текущую  ситуацию на рынке, избирательно инвестируя в ценные бумаги, стоимость которых  будет расти в цене, так и  исходя из фундаментальных перспектив роста капитализации предприятия. Фундаментальный подход к оценке перспектив роста дохода конкретного вида бизнеса позволяет инвестору сделать межотраслевой выбор. При этом будет ли осуществляться инвестирование на первичном или вторичном рынке имеет значение только с точки зрения рискованности предстоящих  инвестиций. Поэтому можно утверждать, что региональный рынок ценных бумаг лишь частично осуществляет распределительную функцию, ориентируя средства не на внутрирегиональное инвестирование, а на переток в прибыльные отрасли.

Реализация коммерческой функции состоит в получении  доходов от деятельности на фондовом рынке. Можно с уверенностью говорить о том, что все больше экономических  субъектов – физических и юридических  лиц в регионе обращаются к  рынку ценных бумаг. Показательным  примером может являться устойчивая тенденция прихода в регион значительного  количества инвестиционных компаний, выполняющих функции фондовых брокеров, управляющих компаний, финансовых консультантов. Сегодня в Ставропольском крае существует немалое количество представительств и филиалов инвестиционных компаний, которые обеспечивают клиентам выход  на российские фондовые биржи ММВБ и РТС, любые зарубежные фондовые площадки, финансовое консультирование, консультационное и доверительное  управление, продажу паев паевых инвестиционных фондов.  Весь спектр этих услуг ориентирован именно на предоставление инвестору получения прибыли за счет роста в цене или падения торгуемых фондовых инструментов либо за счет получения дивидендных и процентных платежей, что позволяет говорить о выполнении региональным фондовым рынком коммерческой функции.

Ценообразующая функция регионального фондового рынка на биржевом и  внебиржевом рынках реализуется по-разному. Как было указано выше, определенное количество ставропольских предприятий разместило свои ценные бумаги на бирже, где в результате взаимодействия спроса и предложения образуется рыночная цена, как итог реализации ценообразующей функции. При этом говорить о соответствии рыночной капитализации «справедливой» цене нельзя, поскольку при финансовой оценке справедливой цены используется ряд подходов – изучается стоимость чистых активов, дисконтируются будущие денежные потоки, рассматривается соотношение прибыли и курсовой стоимости акций. При этом такой важный финансовый показатель как фондоотдача участниками рынка вообще не принимается во внимание. Можно говорить о том, что биржевая цена акции включает в себя как сегодняшнюю стоимость чистых активов предприятия, приходящуюся на одну акцию, так и оценку участниками рынка перспектив развития данного предприятия.

Внебиржевой рынок акций  ставропольских региональных предприятий  чаще всего характеризуется монополизмом покупателя, поэтому цена в данном случае не может считаться объективной. В целом данная функция реализуется  региональным фондовым рынком на вполне удовлетворительном уровне.

Анализируя региональный рынок ценных бумаг с точки  зрения выполнения им информационной функции, можно говорить о недостаточной  степени ее выполнения. Так, если информацию о количестве и отраслевой ориентации региональных эмитентов вполне можно  получить в региональном отделении  федеральной службы по финансовым рынкам, то финансовую отчетность, отчет эмитента и уставные документы получить, даже являясь акционером конкретного  предприятия, практически невозможно. Отсутствие признаваемых котировок  акций, делает их непригодными инвестиционными  инструментами для паевых инвестиционных фондов и для иностранных инвесторов.1

Реализация перераспределительной функции регионального рынка ценных бумаг весьма ярко просматривается в инвестиционно-финансовой деятельности физических лиц, предприятий, финансово-инвестиционных институтов. Физические лица и предприятия, становясь клиентами фондовых брокеров, совершают сделки с фондовыми инструментами, эмитированными в других регионах, поэтому важнейшей задачей является переориентирование экстернального вектора данной функции на внутреннее перераспределение.

Функция хеджирования на региональном рынке ценных бумаг сегодня не реализуется, поскольку не востребована  его участниками. Возможность страхования ценовых рисков должна быть реализована в силу аграрно-сырьевой направленности экономики Ставропольского края, посредством заключения зерновых фьючерсных контрактов с государством, экспортерами, мукомольными предприятиями. Реализация этой функции на нефтехимическом и энергетическом рынках позволят обезопасить продавцов от неблагоприятных ценовых колебаний.

Функция реализации прав собственности  дает приобретателю ценных бумаг  определенные права и полномочия. Данная функция, реализующаяся во всей своей полноте при приобретении пакета акций, на региональном фондовом рынке состоит в основном в  осуществлении процесса перехода предприятия  новому владельцу. Региональные стратегические инвесторы – предприятия, нуждающиеся  в расширении производственной деятельности, не стремятся к эмиссии акций, поскольку оправданно опасаются  скупки крупными инвесторами. Данные опасения оправданы, поскольку среди миноритариев, не стремящихся к захвату властных функций, спроса на ценные бумаги региональных предприятий, не наблюдается. Данное противоречие может быть разрешено посредством создания организационно-экономического механизма согласования интересов участников регионального рынка ценных бумаг.

Неполная реализация инвестиционной функции связана с обозначенным уже нами свойством перехода прав собственности, при котором владельцы  предприятий сознательно ограничивают возможность инвестирования за счет привлеченных средств. Однако региональные владельцы сбережений, стремясь удовлетворить  инвестиционный спрос и не обнаружив  предложения со стороны региональных инвесторов, инвестируют  при посредничестве брокерских контор и управляющих компаний в ценные бумаги эмитентов из других регионов.

Функция обслуживания товарного  рынка реализуется вполне удовлетворительно, поскольку оформление товарных кредитов происходит посредством заключения векселя. Что касается других бумаг, то они по вполне объективным причинам не используются.

Одной из наиболее полно  проявляющих себя функций, является функция ссудная. Если говорить о  массовом выпуске облигаций региональными  эмитентами пока еще рано, то оформление кредитов векселями и последующая  их перепродажа - довольно часто встречающееся  в экономике края явление. Что  касается залоговой роли ценных бумаг, то особо актуальна она потому, что не представляет особой сложности  определение ликвидности и возможной  потери в цене предлагаемых в качестве залога ценных бумаг

Региональный инвестор, выходя на фондовую биржу, имеет возможность  сформировать сбалансированный в плане  рисков, портфель. Для эмитента диверсификация означает выпуск как различных видов акций, так и облигаций, различающихся по своей срочности или доходности. Подобный состав выпущенных ценных бумаг способствует снижению риска эмитента.

Проведенный нами анализ позволяет  сделать вывод о том, что региональный рынок ценных бумаг, выполняя как  общерыночные, так и специфические функции, требует своего развития, поскольку не все перечисленные функции выполняются полностью, что не позволяет эффективно решать задачи, поставленные перед ним экономикой.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка и его прогнозные оценки.

             

               3.1. Пути и средства сбора и анализа информации

 

Сбор информации - важнейший  этап изучения рынка. Не существует единого  источника информации, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные  виды информации, полученные из различных  источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием  отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета  и отчетности.

Коммерческая информация - это данные, извлекаемые из деловой  документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций  и учреждений торговли (материалы  о движении товаров в оптовых  и розничных организациях, конъюнктурные  обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных  мероприятий по изучению рынка (опросов  населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских  организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку  содержит сведения, которые нельзя получить другим путем.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта  предприятия (объединения) могут создавать  собственные источники информации в виде: магазинов- опорных пунктов (базовых); сети торговых посредников; специализированных потребительских панелей.1

До непосредственного  сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования. Структура исследования включает ответы на следующие вопросы:

●Кого или что следует исследовать?

●Исследователь должен определить, что будет объектом его внимания

●Какая информация должна собираться?

Виды и объемы нужной информации определяются тем, как компания сформулировала задачи. Предварительные исследования требуют меньшего объема информации, чем окончательные.

●Кто собирает данные?

●Какие методы сбора данных следует использовать?

Существует четыре основных метода сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация.

●Сколько будет стоить исследование?

Издержки исследования следует  сравнить с преимуществами, которые  будут получены в результате.

●Как будут собираться данные?

Следует определить необходимый  для сбора данных персонал, в том  числе его возможности, квалификацию и подготовку.

●Насколько длительным будет период сбора данных?

Исследователь должен определить, сколько времени он затратит на исследование, иначе оно может затянуться. Это  может привести к несопоставимости ответов и нарушению секретности.

●Когда и где следует собирать информацию?

День и время сбора  информации должны быть определены. Кроме  того, необходимо установить место  проведения исследования. Исследователь  должен соразмерить срочность и  удобство с желанием изучить труднодоступных  лиц в подходящее время.

 

                  

                3.2.Прогнозные оценки рыночной ситуации

 

Цель конъюнктурного анализа  не исчерпывается констатационными оценками фактически сложившейся ситуации и выявлением причинно-следственных связей в сфере рынка товаров и услуг. Конъюнктурный анализ должен завершаться прогнозом дальнейшего развития рынка, в первую очередь спроса и предложения.

Прогнозирование спроса и  предложения – это научно обоснованное предсказание развития спроса и предложения  в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, S”, тенденций и закономерностей. Наиболее простым способом прогноза является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Однако существуют определенные ограничения подобного метода прогнозирования. Главное из них заключается в невозможности учитывать вероятные изменения условий, определяющих рыночную ситуацию. В то же время необходимо признать, что любой прогноз как предвидение будущего опирается на информацию, полученную в прошлом. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном развитии. Это оправдывает использование методов экстраполяции при наличии соответствующих предпосылок.

В то же время более глубокий прогноз, особенно на отдаленный период, должен максимально принимать во внимание вероятность изменения  условий, в которых будет функционировать  рынок. Искусство прогноза как раз  заключается в умении предвидеть изменение социально-экономической  и демографической обстановки. При этом не исключается многовариантность прогноза в заданных границах достоверности. Разрабатываются сценарии развития, исходящие из различных вариантов изменения условий. Может быть поставлена несколько иная цель: разработать определенные ориентиры развития рынка, которых нужно достичь к определенному сроку. В этом случае прогноз представляет своеобразную ожидаемую траекторию развития.

Информация о работе Функциональный анализ рыночных ситуаций