Характеристика элементов финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упо¬мянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денеж¬ным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяет¬ся особо.

Содержание

Введение
1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
2. Структура финансовой системы РФ
3. Характеристика элементов финансовой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Фмнансовая система РФ.docx

— 32.14 Кб (Скачать)

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные

(местные)  фонды;

— финансы  предприятий, организаций, учреждений, отраслей

народного хозяйства;

— имущественное  и личное страхование;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский) .

Названные звенья финансовой системы существуют как на фе-деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местно¬го самоуправления. Все они обладают общими свойствами финан¬сов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие  финансовой системы Российской Федерации  на совре-менном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобре¬тает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, проис¬ходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические ус¬ловия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует  специ-фические финансовые отношения, посредством которых образуют¬ся и используются соответствующие виды денежных фондов (дохо¬дов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен¬ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб¬ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе¬ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо¬ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюдже¬та, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд за¬нятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федера¬ции занимает бюджетная система. Путем ее использования обра¬зуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюдже¬тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Россий¬ской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства  бюджетной системы образуются в  основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических  и физичес¬ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат¬ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  фонды — новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся  в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды со¬здаются соответствующими представительными или исполнитель¬ными органами государственной власти и местного самоуправле¬ния. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частнос¬ти, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд госу¬дарственного социального страхования, Фонд занятости населе¬ния, фонды обязательного медицинского страхования, сформиро¬ванные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязатель¬ных платежей юридических и физических лиц, так и за счет по¬ступлений на добровольной основе. В установленных (Законода-тельством случаях в них могут направляться и бюджетные средст¬ва. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансо¬вые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в  связи с недостаточностью средств в бюджетной систе¬ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф¬фективного использования их в рамках фондов проведено вклю¬чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступ¬ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного  хозяйства как обособленные денежные фонды, нахо¬дящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предпри¬ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функцио¬нируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой Системы подразделяется на финансы коммер¬ческих и некоммерческих организаций . Так, коммерческими ор-ганизациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджет¬ные организации такой цели не имеют, хотя на основании зако¬нодательства последних»лет они вправе заниматься предприни¬мательской и иной деятельностью для получения дополнитель¬ных доходов в целях более полного выполнения ими своих функ¬ций.

Финансы предприятий  — исходное звено, основа всей финансо¬вой системы, так как они непосредственно связаны с материаль¬ным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, создавае¬мые на каждом конкретном предприятии и используемые для раз¬вития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производст¬ва и реализации произведенной продукции, что создает возмож¬ности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их ис¬пользование.

Особое место  занимают финансы совместных предприятий, со-здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отече¬ственных и иностранных хозяйственных организаций . Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряже¬нии партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере  матери-ального производства, функционируют также финансы других хо-зяйствующих субъектов, которые занимаются предприниматель¬ской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кре¬дитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает форми¬рование страховых денежных фондов, направляемых на возме¬щение материального ущерба, причиненного физическим и юри¬дическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения, по страхованию. Од¬нако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи  с переходом к рыночной экономике  страхование пере¬стало быть государственной монополией. Наряду с государствен¬ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо¬ром государства. 

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию  их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное исполь¬зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав¬ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита:

а) государственный  и муниципальный;

б) банковский.

Под государственным  кредитом принято понимать отноше¬ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри¬дических и физических лиц государством при недостаточности го¬сударственных (бюджетных) доходов для осуществления намечен¬ных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качест¬ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кре¬диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли¬гаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок  его образования и погашения  урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и согла¬шениями. Государственный долг образуется на федеральном уров¬не, а также на уровне субъектов РФ.

Вместе с  тем  государство может предоставлять  из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъ¬ектам в целях их финансовой поддержки, развития экономичес¬ких взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом . Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В таких  же формах осуществляется и муниципальный  кре¬дит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предо¬ставлять находящиеся в их ведении средства во временное поль¬зование.

Банковский  кредит — это отношения по предоставлению бан¬ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платнос¬ти), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным обра¬зом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объек¬тов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государст¬венной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собствен¬ности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы  произво¬дятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранив¬шиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финан¬сов осуществляются на основе заключения соответствующих дого¬воров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с дру¬гими зарубежными странами. Все они являются предметом меж¬дународного финансового права. 
 

Заключение 

Все более  активное участие Российской Федерации  в мировом финансовом обороте  предопределяет необходимость присоединения  к международным конвенциям, принятия международных финансово-правовых обязательств. Это трансформирует экономическое  законодательство, обеспечивая взаимодействие в его рамках норм различных финансово-правовых систем, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на развитие российской финансовой системы.

Целесообразно разработать комплекс правовых мер, направленных на устранение нарушений  в сфере бюджетной дисциплины на разных уровнях, на обеспечение стабильности бюджетных показателей в течение  финансового года и создание системы  реагирования на структурные изменения  экономики.

Защита финансовой системы должна осуществляться правовыми  способами, среди которых - устранение пробелов законодательства, принятие законодательных мер по предотвращению недобросовестной финансовой конкуренции, усилению контроля, законности и правопорядка в финансовой деятельности.

Информация о работе Характеристика элементов финансовой системы РФ