Химическое производство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Химическая промышленность принадлежит к числу базовых отраслей российской индустрии. Она востребована всеми другими отраслями хозяйства и от ее состояния и развития зависят уровень национальной конкурентоспособности, темпы роста экономики, благосостояние страны.

Содержание

1. Общая характеристика отрасли. ……………………………………………3
2. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность в отрасли……………………………………………………………………....11
3. Структура отраслевого рынка и дифференциация продукта на отраслевом рынке…………………………………………………………..15
4. Государственное регулирование экономики отрасли…………………....18
5. Малый бизнес в развитии рыночных структур…………………………...24
6. Экономическая эффективность отрасли…………………………………. 26
7. Список используемой литературы………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 65.36 Кб (Скачать)
  • создание Каспийского газо-химического комплекса, с целью организации производства этилена и его производных и конверсии метана в крупнотоннажную химическую продукцию;
  • развитие газо-химического комплекса в Томске со строительством ГПЗ для извлечения этана, установки производства этилена из этана и ее интегрирование с ЭП-300, нового производства полиэтилена мощностью 400 тыс. тонн в год;
  • строительство производства полипропилена мощностью 300-450 тыс. тонн в год на ООО «Тобольскнефтехим» и др.10 
            Рынок химической продукции, в особенности высокотехнологичной, в России динамично развивается. Сегодня можно констатировать увеличение спроса на химическую продукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей. Но есть еще огромные ресурсы — в России на душу населения производится примерно 4,6 кг/год химической продукции, а среднемировой показатель — 29-32 кг/год. При этом потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3 −10 раз. Стимулировать внутренний спрос на химическую продукцию планируется мерами по развитию других отраслей, таких как автопром, авиапром, машиностроение. Стимулом для развития производства шин, пластмасс, резинотехнических изделий и других химических материалов является планируемое удвоение производства автомобилей в России за счет реализации режима «промышленной сборки», который предполагает 30% локализацию. Это без учета стоимости кузова, а если с ним, — то более 50%. Есть и другие направления — инвестиционные программы естественных монополий, реализация национальных проектов, стимулирование развития сельского хозяйства. Растущий спрос на химические волокна и нити предъявляет легкая промышленность. Очевидно, что химическая отрасль имеет большой рыночный потенциал. 
           Утверждена «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России до 2015 года». Главная цель ее — развитие конкурентоспособности химического комплекса. Это означает обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукцией на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способной удерживать позиции на внутреннем и внешних рынках в условиях открытой экономики и вступления России в ВТО.11 Формирование конкурентоспособной материально-технической базы химической индустрии. К 2015 году доля химической промышленности в ВВП должна увеличиться с 1,7 до 3%. При этом объемы производства должны вырасти в три-четыре раза, а доля продуктов высокого передела возрасти с 30 до 70% при сокращении доли сырья с 70 до 30%. Решающее значение должно сыграть строительство крупных заводов по производству продуктов так называемой базовой химии — четырех комплексов в Восточной Сибири — Красноярск, Якутск, Иркутск и Приморск. В рамках стратегии предлагается выделить 16,5 млрд. рублей на Нижнекамский химический комплекс (его общая стоимость 130 млрд. руб.), а также 9,3 млрд. рублей на строительство комплекса в Новомосковске Тульской области (общая стоимость 46,4 млрд. руб.).12 
    Всего в нефтехимическую и химическую отрасли в рамках стратегии планируется вложить около 4 трлн. рублей, включая расходы на НИОКР. При этом государство согласно на паритетных началах финансировать разработки компаний по инновационным проектам: государство берет на себя риски финансирования НИР и НИОКР, а бизнес — ответственность за организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции. Хороший пример — инновационный проект по катализаторам для моторных топлив. Так что, у химической промышленности России есть неплохой потенциал развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Структура отраслевого рынка  и дифференциация продукта на отраслевом рынке.
 

    Потребителями продукции химического комплекса  являются практически все отрасли  промышленности, транспорта, сельского  хозяйства, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг, торговля, наука, культура и образование.

    В химической индустрии насчитывается  около 1000 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных  и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных  заводов.

    Предприятия химического комплекса размещены  во всех федеральных округах и  в 71-м субъекте Российской Федерации. Наибольшее развитие отрасль получила в четырех федеральных округах: Приволжском (доля округа в общем  объеме производства химического комплекса  РФ составляет 43,5%), Центральном (24,4%), Сибирском (11,2%) и Южном (10,4%) округах.13

    В химической индустрии получили широкое  развитие процессы территориальной  концентрации производства. Крупнейшие химические узлы сформировались в Республиках  Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской  и Иркутской областях, что в  значительной степени способствовало развитию этих регионов.

    Химический  комплекс является высоко приватизированной  отраслью.  
 
 
 

    Таблица 3 Структура отдельных показателей химического комплекса               по формам собственности в 2005 г., %14 

    Наименование  показателя Химичес-кое  произ-водство Производство  рези-новых и пластмасс-совых  изделий
    Число предприятий и  территориально-обособленных подразделений     100     100
    В том числе по формам собственности:            
    Частная собственность     79,3     88,8
    Смешанная российская собственность     6,6     2,9
    Государственная собственность     6,3     2,8
    Совместная  российская и иностранная собственность     3,9     3,0
    Муниципальная собственность     2,3     0,1
    Иностранная собственность     1,4     1,3
    Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)     0,2     1,0
    Собственность потребительской кооперации     -     0,1
    Всего отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами     100     100
    В том числе по формам собственности:            
    Частная собственность     41,9     65,0
    Смешанная российская собственность     25,9     13,1
    Совместная  российская и иностранная собственность     20,6     11,9
    Иностранная собственность     8,9     8,9
    Государственная собственность     2,7     1,0
    Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)     0,1     0,1
 

    В ряде отраслей химического комплекса  имеются и развиваются крупные  корпорационные структуры. Это такие  корпорации и холдинги, как «Сибур Холдинг», «Лукойл-Нефтехим», «Татнефть», «Фосагро», «Еврохим», «Акрон», «Амтел»  и другие, на которых выпускается  свыше 50% минеральных удобрений, около 40% полимерных материалов, от 50 до 70% процентов  отдельных видов синтетических  каучуков, 82% легковых и 95% грузовых автомобильных  шин.

    Тем не менее структура российского  химического комплекса пока далека от структуры современной химической промышленности развитых стран. Число  вертикально-интегрированных компаний незначительно, существенную долю российского  рынка занимают компании, владеющие  одним-двумя заводами.

    В объеме продукции обрабатывающих производств  удельный вес предприятий химического  комплекса по данным за 2006 г. составляет 10,2%.

    В общем объеме отгруженных товаров  по полному кругу предприятий  химического комплекса в 2006 г. на долю химического производства приходилось 74,5%, а на долю производства резиновых  и пластмассовых изделий – 25,5%.15

    На  экспорт отгружается до 40% произведенной  в России химической и нефтехимической  продукции.  Сравнение товарной структуры  российского экспорта и импорта  показывает, что из страны вывозится  преимущественно химическая продукция  низких переделов, а ввозится – продукции  высоких переделов, начиная от синтетических  смол и пластмасс, до изделий из них  и химических волокон и нитей.

    Химический  комплекс имеет не только важное экономическое  и оборонное, но и социальное значение. В отрасли занято более 791 тыс. человек, в том числе в химическом производстве – около 536 тыс. человек и в  производстве резиновых и пластмассовых  изделий – свыше 255 тыс. человек.

  1. Государственное регулирование экономики отрасли.
 

    С 1 июля 2003 года в России вступил в  силу Федеральный закон «О техническом  регулировании», разработка которого инициирована главным образом вступлением  России в ВТО. Целью принятия Федерального Закона является приведение российской системы стандартов в соответствие с международной.16 Федеральный Закон определил основные цели системы технического регулирования в России, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Подтверждение соответствия на территории страны согласно Закону может носить обязательный и добровольный характер.

    Документ  затрагивает сферы стандартизации; обязательного и добровольного  подтверждения соответствия сертификации; государственного контроля и надзора; а также сферы аккредитации испытательных  лабораторий и органов по сертификации. Кроме того, законом регламентируются процедуры добровольного и принудительного  отзыва продукции с рынка.

    Согласно  Закону, технические регламенты принимаются  в целях:

    * защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    * охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

     * предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

    Технический регламент должен содержать исчерпывающий  перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых  устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта  технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

    Оценка  соответствия проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки  и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

    В настоящее время в России  идет  разработка новых технических регламентов, многие из которых имеют прямое отношение  к модернизации химического комплекса. Это технические регламенты: «О безопасности химических производств»,  «О безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации», «О безопасности синтетических  моющих средств и товаров бытовой  химии», «О безопасности лакокрасочных  материалов и растворителей»,  «Опасная химическая продукция. Требования к  информации о характеристиках опасности  и мерах для обеспечения безопасности обращения», «О требованиях к безопасности процессов испытаний, производства, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов», «Об упаковке и упаковочных отходах», и многих других.

    В настоящее время в России практически  отсутствует нормативно-правовая база обращения с отработанными тарой  и упаковкой, что является препятствием формирования источников финансирования систем сбора и переработки вышедшей из употребления упаковки, как необходимого элемента инфраструктуры товарного  рынка. Имеющаяся законодательная  и нормативно-правовая база не упорядочена, устарела и не гармонизирована с  международной.

    В проекте технического регламента «Об экологической безопасности» фактически не затронуты вопросы территориальной охраны природы, являющейся важной составляющей экологической безопасности. В нем существенно сокращено количество объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе и практически не отражены права граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды. Таким образом, в случае принятия регламента в данной редакции и отмены действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды», будут существенно ограничены права граждан и общественных объединений в этой сфере, то есть будет нарушено закрепленное в Конституции РФ право граждан России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Кроме того, в проекте регламента полностью отсутствует раздел о порядке возмещения вреда, причиненного окружающей среде, что является важным фактором обеспечения экологической безопасности.

    Правовое  поле, призванное защитить население  и окружающую среду России от вредного воздействия опасных химических веществ отражено в ряде важнейших  нормативных правовых актах:

    Уголовном кодексе РФ (главе 26 «Экологические преступления»),

    Административном  кодексе РФ, 

    ФЗ  «Об охране окружающей среды»,

    ФЗ  «Об экологической экспертизе»,

    ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

    ФЗ  «О защите прав потребителя»,

    ФЗ  «О качестве и безопасности пищевых  продуктов»,

    ФЗ  «О безопасном обращении с пестицидами  и агрохимикатами»,

    ФЗ  «Об отходах производства и потребления»,

    ФЗ  «Об охране атмосферного воздуха»,

    Водном  кодексе РФ,

Информация о работе Химическое производство в РФ