Холдинги. Особенности их создания и функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:48, реферат

Описание работы

Цели данной работы:
установить, что собой представляет холдинг;
определить цели создания холдингов;
разобрать, каким образом в белорусском законодательстве регулируется порядок создания и деятельности холдингов.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, структура и преимущества холдинга 4

2. Примеры холдингов в Республике Беларусь 6

3.Виды холдингов 9

4.Особенности создания и функционирования холдингов в Республике Беларусь 13

Заключение 21

Список использованных источников 22

Работа содержит 1 файл

холдинги.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

В зависимости  от видов работ и функций, которые  выполняет головная компания, различают:

  • чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
  • смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

С точки  зрения производственной взаимосвязи  компаний выделяют:

  • интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
  • конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

В зависимости  от степени взаимного влияния  компаний различают:

  • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
  • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты". [ 1 ]

3.Виды холдингов

 

Литература  и, в первую очередь, публикации в  периодической печати предлагают обилие словосочетаний, с помощью которых  осуществляется классификация холдингов  в зависимости от:

- характеристики  собственников,

- отраслевой  принадлежности дочерних обществ,

- функций  дочерних обществ.

Например, при обозначении собственника или  группы собственников встречаются  такие словосочетания: «семейный  холдинг», «государственный холдинг», «профсоюзный холдинг», «промысловый холдинг», «холдинг сберегательных касс», «почтовый холдинг», «холдинг сотрудников». Такие словосочетания как «промышленный  холдинг», «страховой холдинг», «банковский  холдинг», «газетный холдинг», «энергетический  холдинг», «телекоммуникационный холдинг» или «автомобильный холдинг» свидетельствуют  о приоритетной отраслевой направленности финансовых инвестиций («отраслевой  холдинг»).

Наряду  с этим, встречаются также следующие  определения: «контрольный холдинг», «холдинг на основе менеджмента», «холдинг по управлению делами фирмы», «холдинг ценных бумаг», «холдинг долевого участия», «холдинг капитала». Ввиду различного содержания используемых понятий, необходимо установить научную терминологию и систематизировать  понятия.

Наиболее  точной и корректной предполагается систематизация понятия, исходя из следующих  классификационных признаков:

1.Содержание деятельности основного общества.

2.Формы производственно-хозяйственной интеграции.

3.Функциональные характеристики головной компании.

В зависимости  от содержания деятельности основного  общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги. Такое разделение основывается на том, занимаются ли головные общества производственной, торговой или иной хозяйственной деятельностью, либо являются только держателями акций (долей участия) дочерних обществ. В чистом холдинге головная компания владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами. В смешанном холдинге головная компания наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

В мире наиболее популярны чистые холдинги, то есть занимающиеся только управлением  дочерними обществами, однако в России большинство холдингов относится  к смешанному типу. По мнению известного аналитика проблем холдингов, Шиткиной И.С., такая ситуация не случайна: «Российское  законодательство, в отличие от многих стран развитого правопорядка, не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления  бизнеса с использованием схемы  «чистого холдинга». Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств  и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к  тому, что многие холдинги для оптимизации  финансовых потоков осуществляют коммерческую деятельность через основное общество. Это повышает возможности использования  системы трансфертного ценообразования. Преобладание в России смешанных  холдингов, на мой взгляд, обусловлено  также схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ. В этом случае головная организация  продолжает заниматься производственной деятельностью, а на месте структурных  подразделений организуются дочерние общества, держателем акций которых  она становится».

По формам производственно-хозяйственной интеграции традиционно различают горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные холдинги.

Под горизонтальным холдингом (сбытовым холдингом) понимается объединение юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в одном секторе рынка, в одной сфере деятельности, они представляют собой, по сути, объединение однородных бизнесов в зависимые структуры, которыми управляет головная компания. Горизонтальные холдинги создаются для уменьшения издержек производства, максимально эффективного использования производственных мощностей, обеспечения мобильности в использовании ресурсов. Именно такие холдинги создают наибольшую угрозу для конкуренции в той сфере хозяйственной деятельности, в которой сосредоточены их интересы. Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены.

Вертикальные  холдинги (холдинги концернового типа или производственные холдинги) представляют собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность на различных уровнях технологической цепочки производства продукта.

«Вертикальные холдинги характеризуются объединяющей их технологической цепочкой от переработки  сырья до выпуска готовой продукции  и обладают следующими особенностями:

- хозяйственные  общества передают друг другу  свой продукт по себестоимости;

- по  всей цепочке обеспечивается  сквозное управление качеством;

- все  хозяйственные общества холдинга  должны быть уравновешены по  уровню оснащения производственных  процессов, квалификации персонала  и проч.» [5]

Наибольшую  популярность вертикальные холдинги получили в нефтяной отрасли. В качестве примера  можно привести НК «Лукойл», НК «ЮКОС», НК «Сургутнефтегаз», НК «Славнефть», НК «Роснефть».

Некоторые исследователи придерживаются точки  зрения, что вертикально-интегрированные  компании могут претендовать на выделение  их как самостоятельного вида интегрированного объединения наряду с холдингами. Этой точки зрения придерживается, в частности, Д.В. Гололобов. [6]

Подобное  мнение может быть учтено при анализе  организаций холдингового типа, однако мне кажется, что нет достаточного обоснования выделения вертикально-интегрированных  объединений из состава холдинга, по всем своим характеристикам они  соответствуют определению и  признакам объединений холдингового типа.

Диверсифицированные холдинги образуются участниками, относящимися к различным отраслям производства и сферам деятельности, не имеющим технологической связи.

В литературе выделяют три разновидности диверсификации, которые могут быть использованы при формировании холдингов:

1. Концентрическая  диверсификация заключается в  пополнении своей номенклатуры  изделиями или услугами, которые  с технической и маркетинговой  точки зрения похожи на существующие  товары фирмы. Осуществляется  это для привлечения клиентов  из новых сегментов рынка.

2. Горизонтальная  диверсификация производится за  счет пополнения своего ассортимента  изделиями и (или) услугами, которые  не связаны с выпускаемыми  изделиями, но могут вызвать  интерес существующей клиентуры.

3. Конгломератная  диверсификация, т.е. пополнение  ассортимента изделиями и (или)  услугами, не имеющими никакого  отношения ни к применяемым  фирмой технологиям, ни к ее  нынешним товарам и рынкам.

Диверсифицированные холдинги создаются, в основном, для  обеспечения финансово-хозяйственной  устойчивости компании и снижения предпринимательских  рисков. В чистом виде диверсифицированные  холдинги не получили широкого распространения  в России, хотя в мировой экономике  диверсифицированные холдинги получили широкое распространение. Особенности  производственно-хозяйственной интеграции в России заключаются в создании компаний, имеющих смешанный характер интеграции.

Рассматривая  деление холдингов с точки  зрения функциональных характеристик  головной компании, можно выделить финансовый, управляющий и финансово-управляющий холдинг.

Финансовый  холдинг основан на долевом участии с преобладанием таких функций как финансирование (инвестирование) и, при известных условиях, контроль. При этом, как правило, не предусматривается выполнение каких- либо функций оперативного управления.

В принципе понятие финансового холдинга не подлежит никакому количественному  ограничению относительно доли капиталовложений. Финансовый холдинг допускает участие  от нескольких процентов до 100% долей  в капитале с правом голоса и/или  без права голоса. Это означает, что даже при 100% -ном участии финансовый холдинг не оказывает никакого оперативного влияния на предпринимательскую  деятельность.

Управляющий холдинг через основное или материнское общество осуществляет единое экономическое руководство по отношению к зависимым обществам, что при создании холдинга выражается в следующем:

- экономически  единая постановка общей цели  долгосрочной предпринимательской  политики холдинга;

- организация,  соответствующая этому единству, и регулирование компетенции;

- осуществление  единого руководства и распорядительной  деятельности;

- контроль  за достижением цели.

Управляющий холдинг предполагает активное участие  зависимых предприятий в управлении холдингом. Тем самым структура  финансового холдинга, основанная исключительно  только на участии в капитале, трансформируется в структуру управления объединением.

Холдинг, сочетающий в себе функции финансового  и управляющего, именуют финансово-управляющим.

Таким образом, в предпринимательской  практике действуют разнообразные  виды холдингов, обладающие значительной спецификой, и каждый из видов имеет  свои преимущества и недостатки. Для  наиболее эффективной деятельности холдинга необходимо взвешенно проанализировать цели создания холдинга, и, соответственно, вид холдинга, который может максимально  способствовать достижению этой цели.[7] 

 

4.Особенности создания и функционирования холдингов в Республике Беларусь

 

Особенности создания холдингов в Республике Беларусь обусловлены Указом Президента Республики Беларусь  28 декабря 2009 г. № 660 г. Минск

« О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» 

В целях  определения правового статуса  холдинга, порядка его создания и  условий функционирования: 

1. Установить, что холдинг – это объединение  коммерческих организаций (участников  холдинга), в котором: 

1.1. одна  из коммерческих организаций  является управляющей компанией  холдинга в силу возможности  оказывать влияние на решения,  принимаемые другими коммерческими  организациями – участниками  холдинга (дочерними компаниями  холдинга), на основании: 

Информация о работе Холдинги. Особенности их создания и функционирования в Республике Беларусь