Экономическая сущность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами – индивидуальными лицами, семьёй, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.

Содержание

Введение.................................................................................................3
1.Сущность категории «предприятие».................................................4
2. Основные цели и функции предприятия...........................................6
2.1 Основные цели предприятия...........................................................6
2.2 Основные функции предприятия....................................................7
3. Экономическая сущность торгового предприятия..........................9
Заключение............................................................................................16
Список литературы...............................................................................18

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 29.86 Кб (Скачать)

В гражданском  законодательстве Российской Федерации  подчеркивается, что под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ  или оказании услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. Этим критериям  в полной мере отвечает торгово-хозяйственная  деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие  следует рассматривать как форму  коммерческого предпринимательства.

Вместе  с тем следует учитывать, что  коммерческая деятельность торговых предприятий  имеет ряд характерных особенностей:

- ассортимент  товаров в значительной степени  зависит от характера спроса  и особенностей обслуживаемого  контингента, его профессионального,  национального, возрастного состава,  покупательной способности, условий  труда и быта;

- предприятия  организационно и торгово-технологически  достаточно автономны и самостоятельны  в процессе реализации товаров,  и каждое имеет свои доходы  и расходы, которые можно учесть  и сопоставить;

- предприятия  максимально приближены к потребителям  и по размеру сравнительно  невелики, что позволяет быстро  реагировать на изменения рыночной  ситуации;

- спрос  на товары и услуги торговых  предприятий с учетом профиля  деятельности подвержен значительным  колебаниям по временам года, дням недели и даже часам  суток;

- наряду  с реализацией товаров предприятия  оказывают большой объем дополнительных  услуг с целью привлечения  покупателей.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами  юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса  и специфической организационной  структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли  осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.

Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых  функций, организационно-правового  устройства, масштабов, профиля деятельности. Деятельность предприятий торговли независимо от выполняемых функций  подлежит законодательному регулированию. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением  тех, которые выполняют социальные функции (например, школьные столовые), главная цель деятельности которых - извлечение прибыли и ее распределение  между участниками.

В зависимости  от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:

- юридические  лица, обладающие правом оперативного  управления на имущество: учреждения  и казенные предприятия, что  нехарактерно для торговой деятельности;

- торговые  предприятия, обладающие правом  хозяйственного ведения на имущество;  государственные и муниципальные  унитарные предприятия, которые  встречаются в основном в системе  общественного питания. 

- торговые  предприятия, обладающие правом  собственности на имущество (АО, ООО и др.).

С позиции  количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать  как крупные, средние и малые. Основными параметрами в этом случае выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала и  т.д.

Крупные торговые предприятия (организации) с  экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический  и имущественный потенциал, высокий  уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут  проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную  ценовую политику, иметь широкую  торговую сеть для реализации товаров  и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны  в предпринимательской среде, они  инертны в развитии экономической  стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы.

Средние торговые предприятия действуют, как  правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические  запросы по реализации товаров определенного  ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики, сформирован круг постоянных потребителей. Все это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская  активность на таких предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется  постоянный поиск новых идей, совершенствование  торгово-технологического процесса. Однако вместе с тем отсутствует возможность  быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного  поставщика и сложившегося контингента  покупателей, а также риск потери ноу-хау.

Мелкие  торговые предприятия наилучшим  образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут  в полном объеме обеспечить крупные  и средние предприятия. Для этих предприятий характерны простота в  организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая  гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование  ресурсов, незначительные управленческие расходы, повышенная скорость оборота  капитала, заинтересованность каждого  работника в конечных результатах  труда и другие факторы конкурентоспособности. Но именно небольшие предприятия  в максимальной степени не защищены от внешних, независящих от них факторов: им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше требуется средств  на изучение рынка, получение необходимой  коммерческой и научно-технической  информации; сложнее проводить независимую  ценовую политику.

Без помощи государства такие предприятия  не смогут существовать и конкурировать  с крупными торговыми фирмами, которые  свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и  ассортиментом продукции, порой  в ущерб потребителям. В России по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется  законодательная база по развитию и  поддержке малых предприятий  по предоставлению им налоговых льгот.

В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости  от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия  общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет свои виды.

Существуют  следующие виды розничных торговых предприятий:

-смешанные,  ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами.

- специализированные, ассортимент которых составляют  товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные  продукты, молоко и молочные продукты  и т.п.);

- узкоспециализированные, ассортимент которых включает  отдельные товары какой-либо товарной  группы (сыры, колбасы, хлеб, женская  обувь);

- комбинированные,  торгующие товарами нескольких  групп, родственных по своему  потребительскому назначению (мясо  – рыба - овощи, трикотаж -галантерея  и т.п.);

- универсальные,  располагающие максимально широким  ассортиментом товарных групп  (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

В соответствии с товарной специализацией оптовые  предприятия бывают:

- специализированные, ориентирующие свою деятельность  на одну товарную группу или  близкие к ней;

- универсальные,  снабжающие розничные торговые  предприятия универсальным ассортиментом  продовольственных и непродовольственных  товаров.

Предприятия общественного питания подразделяются на:

- заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания);

- доготовочные (имеющие свою кухню);

- раздаточные  (столовые без кухни) и смешанные  (фабрики-кухни).

Все многообразие рассматриваемых торговых предприятий  в целом составляет единую самостоятельную  отраслевую систему. В соответствии с «Концепцией развития внутренней торговли товарами народного потребления» под системой внутренней торговли понимается совокупность субъектов торговой деятельности, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Итак, в  работе, мною были раскрыто понятие  «предприятие», а также его основные виды, цели и функции.

Предприятие – первичное, основное звено общественного  производства. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный в соответствующем  порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Высшая  цель деятельности предприятия —  превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли  или возможно высокой рентабельности.

 Для  достижения поставленной цели  предприятия должны:

1) выпускать  высококачественную продукцию, систематически  ее обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

2) рационально  использовать производственные  ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать  стратегию и тактику поведения  предприятия и корректировать  их в соответствии с изменяющимися  обстоятельствами;

4) систематически  внедрять все новое и передовое  в производство, в организацию  труда и управление;

5) заботиться  о своих работниках, росте их  квалификации и большей содержательности  труда, повышении их жизненного  уровня, создании благоприятного  социально – психологического  климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать  конкурентоспособность предприятия  и продукции, поддерживать высокий  имидж предприятия;

7) проводить  гибкую ценовую политику и  осуществлять другие функции.

В Российской Федерации законодательством предусмотрены  такие организационно - правовые формы  предприятий, как индивидуальное предпринимательство, полное товарищество и товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа), производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие предприятия.

Самой перспективной формой крупного предпринимательства  является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии  акций, дающее его участникам возможность  свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших  пакетов акций и мелких акционеров. Конструкции общества с ограниченной ответственностью и производственного  кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или  семейного бизнеса.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Булатов  А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Экономистъ, 2008. - 831с.

2. Бусыгин  А. И. Предпринимательство: Основной  курс. М.: НОРМА, 2007.- 352с.

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Части первая и вторая. Официальный  текст по состоянию на 1 мая  2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. -560 с.

Информация о работе Экономическая сущность торгового предприятия