Экономический анализ ОАО Газпром

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Специфика Газпрома заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у Газпрома есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

Содержание

Введение.........................................................................................................4
1. Анализ имущественного положения компании.....................................7
2. Анализ основных средств.......................................................................11
3. Анализ оборотных активов....................................................................16
4. Оценка динамики оборотных активов, сгруппированных по степени риска........................................................................................................................19
5. Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами..............................................................................................21
6. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности..............................................................................................26
7. Анализ состава и структуры источников формирования активов предприятия...........................................................................................................28
8. Анализ чистых активов...........................................................................31
9. Анализ ликвидности баланса.................................................................34
10. Оценка платежеспособности................................................................37
11. Анализ денежных потоков...................................................................42
12. Анализ финансовой устойчивости.......................................................47
13. Анализ финансовой устойчивости с позиции обеспеченности запасов...........................................................................................................................51
14. Анализ деловой активности.................................................................54
15. Анализ финансовых результатов.........................................................59
16. Факторный анализ прибыли от продаж..............................................62
17. Анализ показателей эффективности деятельности компании..........64
18. Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала........................................................................68
19. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам..............69
20. Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции....71
21. Расчет «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага.................................................................................72
22. Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции....................................................................................75
23. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия..............77
Заключение..................................................................................................81
Список используемой литературы............................................................88

Работа содержит 1 файл

ОАО Газпром.doc

— 848.00 Кб (Скачать)
stify">Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Анализ динамики финансовых результатов (горизонтальный анализ) проводится на основе таблицы 17.

Таблица 17

Динамика финансовых результатов предприятия

                                          (горизонтальный анализ)

№ п/п

Показатель

За отчётный период, тыс. р.

За аналогичный период прошлого года, тыс. р.

Абсолютное изменение, тыс. р.

Темп роста, %

А

Б

1

2

3

4

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, 

1774979437

1632652981

142326456

108,72

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

723781021

592118000

131663021

122,24

3

Коммерческие расходы

540917840

518675487

22242353

104,29

4

Управленческие расходы

23678150

17856671

5821479

132,60

5

Прибыль (убыток) от продаж

486602426

504002823

-17400397

96,55

6

Проценты к получению

13046491

3446856

9599635

378,50

7

Проценты к уплате

53551252

40113371

13437881

133,50

8

Доходы от участия в других организациях

44696539

30916289

13780250

144,57

9

Прочие доходы

2105342710

1510000738

595341972

139,43

10

Прочие расходы

2075739210

1512929853

562809357

137,20

13

Прибыль (убыток) до налогообложения

520397704

495323482

25074222

105,06

14

Налог на прибыль

122668035

131915177

-9247142

92,99

17

Чистая (нераспределённая) прибыль (убыток) отчетного периода

360449550

343680067

16769483

104,88

 

Вертикальный анализ финансовых результатов компании проводится на основе таблицы 18, в которой отражаются удельные веса элементов формирования чистой прибыли компании в общем объеме выручки от продаж. Полученные значения будут использованы для проведения факторного анализа прибыли от продаж.

Таблица 18

Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов

деятельности (вертикальный анализ)

№ п/п

Показатель

Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, %

Изменение структуры, %

Отчётный год

Предыдущий год

А

Б

1

2

3

1

Выручка от продаж

100

100

-

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

40,78

36,27

4,51

3

Валовая прибыль

59,22

63,73

-4,51

4

Коммерческие расходы

30,47

31,77

-1,30

5

Управленческие расходы

1,33

1,09

0,24

6

Прибыль (убыток) от продаж

27,41

30,87

-3,46

7

Прочие доходы

118,61

92,49

26,12

8

Прочие расходы

116,94

92,67

24,28

11

Прибыль до налогообложения

29,32

30,34

-1,02

12

Налог на прибыль

6,91

8,08

-1,17

13

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

22,41

22,26

0,15

16

Чистая (нераспределенная) прибыль

20,31

21,05

-0,74

 

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 17, показывает, что предприятие в отчетном году добилось хороших финансовых результатов в своей хозяйственной деятельности по сравнению  с прошлым годом. Так, чистая прибыль увеличилась на 16 769 483 тыс. руб., или 4,88% и составила в отчетном году 360 449 550 тыс. руб. Ее доля в выручке от реализации - 20,31%, в предыдущем году – 21,05.Снижение доли чистой прибыли в выручке на 0,74 пункта является отрицательным фактором.

Себестоимость  в 2007 году увеличилась на 22,24% или на 131 663 021 тыс. руб. и составила 723 781 021 тыс. руб. Ее доля в сумме выручки от реализации отчетного ода составила 40,78%, что на 4,51 пункта выше, чем в предыдущем году. При этом, доля валовой прибыли в выручке также снизилась на 4,51%, что является отрицательным фактором в деятельности компании.

Коммерческие расходы за анализируемый период увеличились на 22 242 353 тыс. руб., или 4,29% и составили 540 917 840 тыс. руб., однако их доля в выручке от реализации снизилась  на 1,30% и стала составлять 30,47%, что оценивается положительно.

Управленческие расходы составили в 2007 году 23 678 150 тыс. руб., что на 5 821 479 тыс. руб., или 32,6% больше, чем в 2006 году, их доля в общем объеме выручки также возросла на 0,24 пункта и составила 1,33%.

В результате значительного увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также роста накладных расходов прибыль от продаж в отчетном году уменьшилась по сравнению с прошлым годом на общую сумму 17 400 397 тыс. руб. и составила 486 603 526 тыс. руб.  Ее доля в объеме выручки также снизилась на 3,46% и составила 27,41%.

За анализируемый год значительно увеличился объем прочих доходов и расходов. Так прочие доходы составили 2 105 342 710 тыс. руб., что на 595 341 972 тыс. руб., или 39,43% больше значения  предыдущего года. Прочие расходы увеличились на 562 809 357 тыс. руб., или на 37,2%, и в отчетном году составили 2 075 739 210 тыс. руб. Необходимо отметить, что объем прочих доходов, превышает размер выручки от реализации на 18,61%, тогда как объем прочих расходов превышает общий объем реализации на 16,94%. В составе прочих доходов и расходов наибольший удельный вес занимает купля-продажа иностранной валюты, что обусловлено наличием экспортных операций в деятельности ОАО Газпром. Кроме того, в составе прочих доходов наибольший удельный вес занимают поступления от финансовой деятельности, а в составе прочих расходов значителен объем затрат на инвестиционную деятельность, а именно на приобретение дочерних организаций и осуществлению расходов по капитальному строительству.

Прибыль от продаж, а также положительный финансовый результат от прочих видов деятельности обеспечили получение прибыли до налогообложения на общую сумму 520 397 704 тыс. руб., что на 25 074 222 тыс. руб. больше предыдущего года. Однако, доля прибыли до налогообложения в общем объеме реализации снизилась на 1,02 пункта и составила 29,32%.

Положительный результат, полученный от финансово-хозяйственной деятельности, позволил увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению с предыдущим годом. За счет оставшейся суммы чистой прибыли формируются фонды потребления, накопления,   резервный фонд. Так в течение 2007 года ОАО Газпром по итогам работы за 2006 год выплатило дивиденды в размере 2,54 руб. на одну обыкновенную акцию. Общая сумма выплат дивидендов составила 60 131 960 тыс. руб. Однако в 2007 и 2006 гг. компания не производила отчисления в резервный фонд из чистой прибыли в связи с достижением установленного уставом общества размера резервного фонда.

 

16. Факторный анализ прибыли от продаж

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования прибыль (убыток) от продаж. Значение прибыли от продаж меняется под воздействием различных факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние.

Факторный анализ прибыли от продаж проводится на основе таблицы 19, кроме этого используются данные таблиц 17 и 18.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Так, по данным Госкомстата России, уровень инфляции в 2007 году составил 12%.

 

 

Таблица 19

Сводная таблица влияния факторов на прибыль

от продаж отчетного периода

 

Показатель–фактор

Сумма, тыс. р.

1. Количество проданной продукции (работ, услуг)

-14771351

2. Изменение цен на реализованную продукцию

58707777

3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

-80045159

4. Коммерческие расходы

22973161

5. Управленческие расходы

-4264824

Изменение прибыли от продаж, всего

-17400397

 

Данные таблицы  19 показывают, что в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах (рассчитанной с учетом инфляции) сумма прибыли от продаж уменьшилась на 14 771 351 тыс. руб.

Прирост цен на продукцию в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 12% привел к  увеличению суммы прибыли от продаж на 58 707 777 тыс. руб.

В результате увеличения уровня себестоимости по отношению к выручке от продаж на 4,51% сумма прибыли от продаж снизилась на 80 045 159 тыс. руб. Экономия по коммерческим расходам в отчетном периоде и их снижение на 1,30 % привели к увеличению объема прибыли от продаж на 22 973 161 тыс. руб. Перерасход по управленческим расходам и повышение их уровня на 0,24% уменьшил сумму прибыли от продаж на 4 264 824 тыс. руб. Совокупное влияние этих факторов привело к уменьшению прибыли от продаж на 174 003 97 тыс. руб.

Для увеличения прибыли от реализации ОАО Газпром необходимо снижать производственную себестоимость, уменьшать управленческие расходы, увеличивать удельный вес в объеме реализации более рентабельной продукции.

  

17. Анализ показателей эффективности деятельности компании
Доходы предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые поступления от всех видов деятельности.
Расходы предприятия - затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Расходы предприятия включают затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, оплатой труда, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов.

Кроме того, для оценки эффективности деятельности предприятия используются относительные показатели доходности и рентабельности, которые характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

Анализ динамики показателей, характеризующих доходы, расходы, доходности и рентабельности предприятия проводится на основе таблицы 20.

Таблица 20

Динамика показателей, характеризующих доходы,

расходы, доходность и рентабельность предприятия

 

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

2005 год

Изменение (+,-)

Изменение (+,-)

А

Б

1

2

3

4

5

1

Суммарные доходы предприятия, тыс. р.

3938065177

3177016864

2541132893

761048313

1396932284

2

Суммарные расходы предприятия, тыс. р.

3417667473

2681693382

1803977717

735974091

1613689756

3

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

520397704

495323482

289228306

25074222

231169398

4

Выручка (нетто) от продаж, тыс. р.

1774979437

1632652981

1231261784

142326456

543717653

5

Чистая прибыль, тыс. р.

360449550

343680067

203438682

16769483

157010868

6

Доходность активов, р.

7,38

7,81

5,56

-0,43

1,81

7

Рентабельность активов, %

7,38

7,81

5,56

-0,43

1,81

8

Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, %

45,07

51,39

48,45

-6,32

-3,38

9

Доходы на 1 р. расходов, р.

1,15

1,18

1,41

-0,03

-0,26

11

Рентабельность оборотных активов, %

34,11

39,81

26,22

-5,70

7,88

12

Рентабельность инвестиций, %

43,68

70,22

54,56

-26,54

-10,88

13

Рентабельность производственных фондов, %

13,58

13,03

8,99

0,55

4,60

14

Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), %

27,41

30,87

29,09

-3,46

-1,67

15

Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %

20,31

21,05

16,52

-0,74

3,78

16

Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), % 

37,77

44,66

41,02

-6,89

-3,25

17

Рентабельность собственного капитала, %

9,47

9,82

7,07

-0,34

2,40

Информация о работе Экономический анализ ОАО Газпром