Экономический анализ работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие экономического анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1.Сущность экономического анализа…………………………………4
2.Основы экономического анализа……………………………………5
3.Метод и методические приемы экономического анализа…………7
4.Анализ выпуска и реализации продукции………………………….8
Заключение……………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………...13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.91 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………...3

1.Сущность экономического анализа…………………………………4

2.Основы экономического анализа……………………………………5

3.Метод и методические приемы экономического анализа…………7

4.Анализ выпуска и реализации продукции………………………….8

Заключение……………………………………………………………12

Список используемой литературы…………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  все больше внимания уделяется качественной подготовке специалистов, способных  не только принимать грамотные экономические  решения, но и идти в случае необходимости  на риск, брать инициативу и ответственность  на себя, учитывать постоянные изменения  внутренней и внешней среды предприятия, быть грамотным руководителем и  тонким психологом.

Формирование рыночной экономики  обусловливает развитие экономического анализа в первую очередь на микроуровне  – на уровне отдельных предприятий  и их структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Все протекающие на предприятии  процессы рассматриваются во взаимосвязи  с внутренней и внешней экономической  средой, с учетом динамических изменений, политических и социальных аспектов развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность экономического анализа

Экономический анализ –  это система научных средств  познания экономики с целью ее дальнейшего развития. Как специфический  вид управленческой деятельности он предшествует принятию решений, предопределяет и уточняет принятые решения. На основе обработки, обобщения и изучения определенной информации анализ позволяет  глубоко и всесторонне познать  анализируемый объект.

Он является связующим  звеном между учетом и принятием  управленческих решений. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов  деятельности с данными за прошлые  отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми  показателями; определяется влияние  разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы  и т.д.

На основе результатов  анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический  анализ является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность  и эффективность. Следовательно, экономический  анализ можно рассматривать как  деятельность по подготовке данных, необходимых  для научного обоснования и оптимизации  управленческих решений

Задачи экономического анализа:

1)      повышение  научно-экономической обоснованности  бизнес-планов, нормативов;

2)      объективное  и всестороннее исследование  выполнения бизнес-планов и соблюдения  нормативов;

3)      определение  результативности использования  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов;

4)      контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

5)      выявление  внутренних резервов;

6)      проверка  оптимальности управленческих решений.

 

  1. Основы экономического анализа

В основе классификации видов  экономического анализа лежит классификация  функций управления, поскольку экономический  анализ является необходимым элементом  выполнения каждой функции управления.

По отраслевому  признаку, который лежит в основе общественного разделения труда, анализ делится на отраслевой и межотраслевой.

По признаку времени анализ может быть предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный) по итогам деятельности за тот или иной период.

Предварительный анализ, необходимый для обоснования управленческих решений и плановых заданий, для прогнозирования будущих результатов, проводится до осуществления хозяйственных операций.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после свершения хозяйственных операций. Используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, оценки результатов деятельности предприятия.

По пространственному  признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет лучше оценить конкурентоспособность предприятия.

Важное значение имеет классификация анализа по объектам управления. В связи с эти выделяют:

Технико-экономический  анализ, которым занимаются экономические и технические службы предприятия. Технико-экономический анализ предусматривает изучение хозяйственной деятельности не только на уровне предприятия, но и на уровне его производственных подразделений (отделов, филиалов) с целью выявления внутрихозяйственных резервов. Глубина изучения объекта достигается за счет изучения техники, технологии, организации производства. Для исследования используются не только обобщающие показатели, но и частные, в стоимостных и натуральных единицах измерения;

Финансово-экономический  анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: эффективности использования собственного и заемного капитала, повышению финансовой устойчивости предприятия, выявлению резервов роста прибыли и др.;

Аудиторский (бухгалтерский) анализ проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

Социально-экономический  анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

По методам  изучения объекта – сравнительный, факторный, экономико-математический, функционально-стоимостной и др.

Сравнительный анализ ограничивается сравнением отчетных показателей с  показателями плана текущего года, данными прошлых лет.

Факторный анализ направлен  на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Функционально-стоимостной – особый вид анализа. Основная его цель – снижение материальных и трудовых затрат. Его объектами являются изделия, технологические процессы, производственные, организационные, информационные структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод и методические приемы экономического анализа

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных  процессов в их становлении и  развитии. Характерными особенностями  метода являются: использование системы  показателей, всесторонне отражающих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи  между ними в целях улучшения  показателей работы предприятия  и повышения его конкурентоспособности.

Экономические явления обусловлены  причинной связью и причинной  зависимостью, поэтому задача анализа  – раскрыть и изучить эти причины (факторы). На деятельность предприятия, даже на отдельный показатель влияют многочисленные и разнообразные  факторы. Все их выявить невозможно, да и не всегда целесообразно. Задача – установить наиболее существенные из них, главным образом влияющие на тот или иной показатель. Метод  экономического анализа хозяйственной  деятельности предусматривает комплексное, системное изучение, измерение и  обобщение влияния каждого и  всей совокупности факторов на конечные результаты работы предприятия. Комплексность  анализа предусматривает изучение всех хозяйственных процессов, экономических  категорий, факторов, показателей работы предприятия не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Системность  метода предусматривает наличие  множества объектов с набором  связей между ними и их свойствами.

Методы экономического анализа

Логические  
способы  
обработки  
информации

Способы  
детерминированного  
факторного анализа

Способы  
стохастического  
факторного  
анализа

Способы  
оптимизации  
показателей

1. Сравнение 
2. Абсолютные, относительные и средние величины 
3. Графические и табличные методы 
4. Группировки 
5. Балансовый метод 
6. Эвристические методы

1. Метод цепных подстановок 
2. Индексный метод 
3. Метод абсолютных разниц 
4. Метод относительных разниц 
5. Интегральный метод 
6. Пропорциональное деление 
7. Логарифмирование

1. Корреляционный анализ 
2. Дисперсионный анализ 
3. Компонентный анализ 
4. Математический многомерный анализ 
5. Дискриминантный анализ

1. Программирование 
2. Теория массового обслуживания 
3. Теория игр 
4. Исследование операций 
5. Теория нечетких множеств и т.д.

  1. Анализ выпуска и реализации продукции

Каждому предприятию, перед  тем как планировать объем  производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и  по каким ценам продавать. Для  этого нужно изучить спрос  на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность  организовать производство по конкурентной цене и т.д. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с  маркетингового анализа. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику, на рыночный спрос.

Анализ производства и  реализации продукции на предприятии  тесно взаимосвязан с бизнес-планированием и маркетинговым анализом.

Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и номенклатурой  выпускаемой продукции, а также  объемом ее реализации.

Основными задачами экономического анализа выпуска и реализации продукции на предприятии являются:

1. Оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции (работ, услуг);

2. Проверка сбалансированности и оптимальности планов.

3. Выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства продукции.

4. Исследование взаимосвязи ритмичности производства с объемом выпуска продукции и эффективности производства.

5. Разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая и незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Объем реализованной  продукции включает стоимость продукции, отгруженной и оплаченной заказчиками и покупателями.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Анализ ассортимента продукции имеет важное значение для выработки мер по его улучшению, обоснованию плановых показателей, для изучения влияния ассортиментных сдвигов на объем выпуска и реализации продукции.

Оценка выполнения плана  по ассортименту может производится: по способу наименьшего процента; с помощью среднего процента (коэффициента ассортиментности, Кас)

.

Структурные сдвиги характеризуются изменением процентного соотношения отдельных видов или групп изделий, услуг в общем объеме производства (реализации) по сравнению с планом или предыдущим периодами. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Отдельные виды изделий и услуг различаются трудоемкостью их выполнения, материалоемкостью и рентабельностью, поэтому структурные сдвиги оказывают заметное влияние на степень выполнения плана выпуска продукции, оказания услуг и пр.

Прирост или уменьшение объема выпуска продукции под влиянием сдвигов в структуре продукции  или услуг, различающихся уровнем  трудоемкости их выполнения, рассчитывается следующим образом:

,

где Vот и Vпл – объем выпуска продукции (в стоимостном выражении) по отчету и плану;

∆t – выполнение плана трудоемкости, %.

Изменение объема производства продукции (∆Vстр) под влиянием структурного фактора можно определить по следующей формуле:

∆Vстр = (Уровень выполнения плана по производству продукции  
в стоимостном выражении – Уровень выполнения плана  
по производству продукции в натурально-условном выражении  
(можно в нормо-часах)) ´ Плановый выпуск валовой продукции  
в стоимостном выражении.

Объем выпуска продукции, ее качество, эффективность использования  производственных ресурсов во многом зависят от размеренности производства, его ритмичности и сезонности. Ритмичная работа предприятия предполагает равномерный выпуск продукции (работ, услуг) в течение месяца в соответствии с графиком. При анализе ритмичности выбор календарного периода зависит от возможностей составления планов-графиков выпуска продукции и учета их выполнения (на декаду, неделю, сутки, смену, час), а также от типа производства и длительности производственного цикла.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используют прямые и  косвенные показатели. Прямые – коэффициенты ритмичности, аритмичности и вариации. Косвенные – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции.

Сезонность производства продукции проявляется в неравномерной загрузке предприятия по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на продукцию или услуги. Коэффициент сезонности рассчитывается как отношение объема выпуска продукции по отчету в каждом месяце года к среднемесячному выпуску продукции.

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции (работы или услуг). Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Экономический анализ является одним из наиболее действенных методов  управления, основным элементом обоснования  управленческих решений. С помощью экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, проводится сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающий сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ конкретных потребителей и оценка последними качества выпускаемых товаров, проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Разнообразный методический инструментарий позволяет изучить внутреннюю и внешнюю среду фирмы, оценить результаты деятельности всего предприятия, его структурных подразделений, отдельных работников; определить конкурентную среду и место субъекта хозяйствования на конкурентном рынке.

Экономический анализ помогает выявлять негативные явления и дает рекомендации по улучшению и оздоровлению предприятия. Он играет важную роль в управлении и эффективном функционировании предприятия. Именно поэтому так важно правильно организовать систему экономического анализа, которая всегда поможет принять правильное решение и даст информацию руководителям и работникам предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. М.И. Биканов. Теория экономического анализа. Учебник для вузов.
  2. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1995
  3. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. – 13 –е изд. исп. – М.: Новое знание, 2007
  4. Басовский Л.В. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005
  5. http://abc.vvsu.ru/Books/sk_ekon_analiz/page0001.asp
  6. http://bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-4/50.htm
  7. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ekonomicheskiy-analiz.html

 


Информация о работе Экономический анализ работы предприятия