Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи проекта. Целью работы является экономическое обоснование, оценка эффективности и анализ методики управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:
1. характеризуется предприятие ОАО «РЖД»: раскрываются основные направления деятельности, анализируются финансовые показатели.
2. исследуется категория «конкурентоспособность», оцениваются конкурентные преимущества предприятия.
3. изучается содержание конкурентной стратегии предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
1.Характеристика ОАО «РЖД»……………………………………..……...5
2.Конкурентоспособность: категория и свойство предприятия в современных условиях экономики……………………………..……..…..11
3. Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………..…..14
4. Содержание конкурентной стратегии предприятия……….........…….16
5. Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия….20
6.Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия и оценка его эффективности…24
7. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………………………..…………26
8.Направления совершенствования системы управления конкурентоспособностью…………………………………...…………….28
9.Автоматизированные технологии управления конкурентоспособностью……………………….……………………..30
Заключение………………………………...………………………………32
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая конкурентоспос РЖД.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Основными показателями стратегического плана железной дороги являются:

• объем перевозок (отправление) грузов, млн. т;

• грузооборот, млрд. тарифных т·км;

• пассажирооборот;

• себестоимость перевозок, млрд. пасс-км;

• расходы по перевозкам, млн. руб.;

• доходы от перевозок, млн. руб.;

• прибыль общая, млн. руб.;

• рентабельность, %;

• производительность труда, прив. т·км на 1 работника;

• объем инвестиций, в том числе привлеченных млн. руб.

В стратегическом плане указывают также ряд расчетных и информационных показателей, таких как: доля железных дорог на транспортном рынке, размеры амортизационных отчислений, лимиты численности работников и выработки на 1 работника по видам деятельности, объемы проектных работ, отцеп вагона, производительность подвижного состава, уровень качества транспортного обслуживания и др. Отдельно разрабатываются специальные программы развития отрасли (дороги), нового строительства, модернизации подвижного состава, жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая территориально-отраслевой принцип управления на железнодорожном транспорте, выделяют четыре уровня разработки стратегических планов работы:

• корпоративный – для сети РЖД,

• территориально-производственный – для отдельных железных дорог,

• функциональный – для функциональных служб дорог (движения, локомотивной, вагонной, пути и т.д.),

• линейный – для разработки стратегии и тактики работ отраслевых и линейных предприятий.

Показатели для каждого уровня планирования отличаются по количеству и содержанию. Стратегические планы содержат пятилетнюю и погодовую разбивку показателей и в процессе выполнения корректируются с учетом меняющейся экономической конъюнктуры, изменений внутренней и внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

5.      Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «РЖД».

Конкурентоспособность предприятия и услуг ОАО «РЖД» можно оценить, используя совокупность следующих показателей:

А) Уровень конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта и транспортной продукции в целом зависит от оптимального соотношения:  доходы от перевозок и объем перевозок.

Рассматривая железнодорожный транспорт по таким принципиальным показателям, как объем перевозок грузов и доходы от них, следует отметить, что за период с 1996 по 2006г. доля железных дорог в перевозке грузов (по количеству перевезенных тонн) всеми видами транспорта, включая трубопроводный, изменялась в пределах 26–41%, а в доходах от грузовых перевозок находилась на уровне 40–45%.[13] Однако по перевозкам отдельных конкретных грузов железнодорожный транспорт имеет доминирующее положение. Особенно это касается перевозок таких массовых грузов, как каменный уголь, руды, черные металлы, лесоматериалы, строительные грузы и др. Удельный вес железнодорожного транспорта в перевозках массовых грузов существенно больше 70%.

Б) Качественные показатели. Качество оказываемых услуг является основой конкурентоспособности компании сферы транспортных услуг, поскольку оно является источником удовлетворенности клиентов, в свою очередь продуцирующего долгосрочную лояльность, а значит, и источник генерации потока дохода, что позволяет компании сферы транспортных услуг максимизировать свою прибыль в долгосрочном периоде.

Можно выделить два основных показателя, характеризующих качество транспортных услуг:

Первый - уровень сохранности перевозимых грузов, который рассматривается по формуле: Ксг = ΣPо – ΣPпот(1 – ϕн) / ΣPо, где ΣPпот – объем потерь перевозимой продукции; ΣPо – общий объем перевозок; ϕн – средний норматив естественной убыли продукции.

По оценкам ученых и специалистов, средний уровень потерь грузов на отечественном железнодорожном транспорте в несколько раз превосходит нормы естественной убыли. Так, фактические потери при перевозках цемента при норме 1,2% составляют 4,0%, кирпича соответственно – 1,3 и 7,0 %, угля – 1,5 и 5,0%, железной руды – 0,9 и 3,5%, зерна – соответственно 0,1 и 0,2%. При несохранности перевозимых грузов железная дорога несет ответственность в размере полной стоимости утраченного груза или ее части в случае его порчи, а также возвращает взысканную за этот груз провозную плату и иные причитающиеся ей платежи пропорционально количеству потерь. По экспертным оценкам, средний фактический уровень сохранности перевозимых грузов на железных дорогах России сейчас составляет 0,85–0,87 (без учета косвенных потерь) [14].

Второй - уровень комплексности обслуживания грузовладельцев (Кко), представлен формулой: К ко =ΣPо / Σ Pдд где ΣPдд – объем перевозок, выполненных «от двери до двери».              В последние годы железные дороги увеличивают доставку грузов собственным автотранспортом, получают развитие комбинированные мультимодальные перевозки и доставка грузов, особенно контейнеров, по транспортным коридорам, в вагонах, имеющих автомобильные шасси, и т.п. Росту комплексности обслуживания клиентуры должно способствовать и развитие системы фирменного транспортного обслуживания на железных дорогах России. Ориентировочно показатель комплексности обслуживания грузовладельцев равен 0,82–0,84.

Однако только собственно качества продукта или услуги для повышения удовлетворенности клиентов недостаточно. Для управления конкурентоспособностью компании важно определить, насколько оптимален процесс приобретения продукта или услуги, насколько вежливы и внимательны продавцы или обслуживающий персонал, насколько они компетентны. Таким образом, для удовлетворенности клиентов важно не только качество продукта, но и качество обслуживания, большое значение имеет качество предложения: цена, система скидок, условия работы и т.д.

В) С помощью интегральных показателей, возможно, реально оценить уровень потенциальной конкуренции видов транспорта и отдельных перевозчиков. Во-первых, рассчитывается «нормативный» показатель по каждому из исследуемых значений (методом нахождения средней за  определенное количество лет) в разрезе видов транспорта. Далее методом деления фактического показателя на «нормативный» получается количество баллов по тому или иному виду транспорта. Индекс экономико-технологического потенциала: Iэтп = nфi / nсрi, где nфi, nсрi – фактическая и средняя (нормативная) за период величина показателя.

Индекс экономико-технологического потенциала железнодорожного транспорта выше автомобильного и составляет 1,1151 против 0,9348.[15] Однако следует отметить, что в расчетах по автомобильному транспорту не учитывались данные о перевозках, осуществляемых зарубежными компаниями по территории России. В связи с этим результативные показатели занижены. Следует отметить, что одной из целей создания ОАО «РЖД» является глубокая интеграция в евроазиатскую транспортную систему. В связи с этим необходимо решение ряда задач: обеспечение стандартов качества международных перевозок, гармонизация законодательства, разработка тарифной политики на международные перевозки. Железнодорожный транспорт обладает высоким техническим и технологическим потенциалом. При высоком уровне износа основных средств у российских железных дорог все же достаточно мощная инфраструктура на важнейших направлениях. Проекты, которые намечены к реализации, имеют высокую эффективность и при разумном менеджменте дадут положительный эффект.

Г) Уровень экологичности транспортных процессов (Кэк) может быть исчислен по формуле: К эк = К ф / К пд, где Кпд – предельно допустимая концентрация вредных веществ от перевозок; Кф – фактическая концентрация вредных веществ.

              Железнодорожный транспорт наиболее экологичен. Загрязнение окружающей среды железными дорогами составляет не более 10–12% против примерно 80% от автомобилей. Такая ситуация на железнодорожном транспорте возникает в результате более низкого удельного расхода топлива (за счет меньшего сопротивления качению при движении колесных пар по рельсам); широкого применения электрической тяги (в этом случае отсутствуют выбросы от подвижного состава).

Таким образом, оценивая предприятие ОАО «РЖД» по совокупности вышеуказанных показателей, соответствующих особенностям железнодорожного транспорта, можно сделать вывод о том, что предприятие, обладая рядом конкурентных преимуществ, является конкурентоспособным на рынке транспортных перевозок, однако отдельные направления совершенствования конкурентоспособности необходимо усиленно развивать, особенно в условиях вступления России в ВТО (например, технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке транспортных услуг и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Организационноэкономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия и оценка его эффективности.

Организационная структура холдинга состоит из материнской компании ОАО "РЖД", 65 дочерних (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). Механизм управления ОАО «РЖД» представляет собой иерархическую систему управленческих структур, устанавливающую внутренние связи, осуществляющую контроль исполнения, использующую рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия.

Успешная конкурентная стратегия фирмы формируется в условиях, когда руководство понимает, что транспортная компания должна перейти на новую ступень развития, например, повысить качество производимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок и т. п.

Организационный уровень производства определяется уровнем организации управления производством, уровнем организации производства, уровнем организации труда. Уровень организации управления производством предполагает совершенствование структуры аппарата управления, совершенствование системы управления производством, улучшение оперативного управления производственным процессом, внедрение автоматизированных систем управления производством. Уровень организации производства предполагает улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства; улучшение организации производственных подразделений и расстановки оборудования в основном производстве; совершенствование организации вспомогательных служб и хозяйств. Уровень организации труда предполагает: улучшение разделения и кооперации труда; использование передовых приемов и методов труда; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; применение технически обоснованных норм затрат труда; использование гибких форм организации труда; улучшение профессионального подбора и подготовки кадров, повышение квалификации; улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха.

Заработанный компанией авторитет на рынке, высокий рейтинг доверия банков к компании,  высококвалифицированный состав менеджмента, налаженный механизм функционирования - говорят о том, что система управления в ОАО «РЖД» эффективна и представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия.

Для формирования конкурентоспособности ОАО «РЖД», решающее значение имеет информационное обеспечение грузоотправителей и грузополучателей. Для грузовладельца актуальна информация об условиях перевозки, о местонахождении вагона с грузом в любой момент перевозки, о

предполагаемом времени прибытия.

За последние годы на железных дорогах создаются эффективные единые системы транспортно-экспедиционного обслуживания владельцев грузов. Ведутся работы по переработке основных действующих и созданию новых прикладных систем с одновременным развитием инфраструктуры. В составе инфраструктуры информатизации на железных дорогах завершено создание программно-технических комплексов. Вместе с тем предстоит

внедрить новые централизованные информационные системы, что становится возможным благодаря развитию телекоммуникаций.

В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию предоставления услуг, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области информатизации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось в кратчайшие сроки создать механизм реализации инвестиционных проектов на сети железных дорог и создать систему управления проектами.

Задачей на ближайшую перспективу является завершение строительства сетей передачи данных и создание развитой сети локальных вычислительных сетей, удовлетворяющей требованиям прикладных автоматизированных систем, в первую очередь – интегрированных систем управления финансами и ресурсами.

Развитие информационных сетей позволит решить следующие задачи:

• повышение эффективности управления на основе повышения качества и

надежности связи, достоверности передачи информации;

• удовлетворение требований по передаче данных в рамках существующих и внедряемых информационных комплексов;

• повышение оперативности управления;

Информация о работе Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия