Экономика предприятия. Точка безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Практика показывает, что производство того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Изучение зависимости объёма производства и себестоимости
продукции 6
Раздел 2. Обеспечение безубыточной деятельности и прибыльности
предприятия 16
2.1 Влияние величины изменения постоянных расходов 16
2.2 Влияние изменения величины переменных расходов 17
2.3 Влияние снижения уровня действующих цен 17
2.4 Влияние изменения структуры ассортимента 18
2.5 Совокупное влияние факторов 19
Раздел 3. Формирование цены на продукцию в условиях совершенной
конкуренции 21
ВЫВОД 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

П = 327, 18 – 247 ,39 = 79,79 тыс. руб.

     Следовательно, при увеличении переменных затрат на 22% критический объём возрастает 10%, а прибыль при плановом объёме продаж падает на 24,4%.

     2.3 Влияние снижения уровня действующих  цен (на 12%)

=(
)/3= 0,29

=
=1214,45 тыс. руб.

= 1214,45-1151,54=62,91 тыс. руб.

П =1635,31*0,88-430,87-862,26=145,94 тыс. руб.

П = 327,18-145,9 = 181,28 тыс. руб.

     Следовательно, при снижении уровня действующих  цен на 12% критический объем продаж возрастает на 5,4%, а прибыль при  плановом объёме продаж сокращается на 55,4 %.

     2.4 Влияние изменения структуры  ассортимента 

     Плановая  структура при объёме выпуска 1030 шт. изделий характеризуется соотношением: изделие №1 – 37%, изделие №2 – 34%, изделие  №3 – 29№.

     Фактическое число выпущенных изделий равно 400+350+310 = 1060 шт.  Фактическая структура выпуска при 65% объёма продаж характеризуется соотношением: 38%:33%:28%.

          При плановой структуре выпуска  реализация 1060 изделий обеспечила  бы прибыль 

П =287,36*1030*0,37+268,05*1030*0,34+413,91*1030*0,29= 327, 02 тыс. руб.

     При фактической структуре прибыль  равна 

П

=287,36*1030*0,38+268,05*1030*0,33+413,91*030*0,28= 322,95 тыс. руб.

         Изменение структуры выпускаемой  продукции приводит к снижению прибыли на П =327,02-322,95= 4,07 тыс. руб. или на 1,2%.

         Изменение структуры ассортимента может дать значительный прирост прибыли, если в объёме выпуска будут преобладать изделия, имеющие более высокий уровень рентабельности. В данном случае таким изделием является изделие №1, у которого наибольший уровень рентабельности (35%). Однако его удельный вес в плановом объёме производства составляет 25,75%, тогда как изделие №2 составляет 28,69%, изделие №3 – 45,56%. То есть преобладает выпуск изделия №3,  имеющего самый низкий уровень рентабельности (20%).

     Однако, общий критический объём не изменяется, происходит изменение критических объёмов по каждому наименованию изделий:

     N

=400*46/65=283 шт.

     N

=350*46/65=248 шт.

     N

=310*46/65=219 шт.

     Вместе с тем изменение структуры ассортимента может дать значительный прирост прибыли, если в объеме выпуска будут преобладать изделия, имеющие более высокий уровень рентабельности. В нашем случае таким изделием является изделие №1, у которого наибольший уровень рентабельности (35%). Однако его удельный вес в плановом объёме выпуска незначителен (421/1635,31)*100 = 25,75%, тогда как изделие №2 (469,091/1635,31)*100=28,69%, а изделия №3 (745,032/1635,31)*100=45,56%.

     Дальнейшей задачей анализа является поиск структурного соотношения, позволяющего увеличить прибыль предприятия. Так как в условиях выполняемой работы не представляется возможным учесть рыночный спрос, ограничения по ресурсам и другие факторы, структурное соотношение устанавливается, исходя из условия наибольшей рентабельности.

     Возьмём соотношение изделий как 40%:40%:20%. Тогда объём продаж будет равен:

  = 1635,31*40/100=654,20 тыс. руб.

=1635,31*40/100=654,20 тыс. руб.

= 1635,31*20/100=327,06 тыс. руб.

     Соответственно  количество изделий равно:

 654,20/1,1=595 шт.

=654,20/1,34= 488 шт.

= 327,06/2,48=132 шт.

     При этом прибыль составит:

П = 595*287,36+488*268,05+132*413,91=356, 42 тыс. руб.

     Прирост прибыли:

П = 356,42 – 327,18 = 29,24 тыс. руб.

     2.5 Совокупное влияние факторов

     Рассмотрим  ситуацию, когда поставлена задача получить максимальную прибыль в  размере 1200 тыс. руб.

     Определим прибыль при плановом ассортименте продаж 65% и принятой структуре ассортимента исходя из уровня рентабельности:

П=595*1,1*1,05-488*1,34*1,05+132*2,48*1,05-595*0,25*0,85-488*0,34*0,85-132*0,72*0,85-862,26= 507, 07 тыс. руб.

     Объём реализации

= 595*1,1*1,05-488*1,34*1,05+132*2,48*1,05=1717,58 тыс. руб.

     Чтобы обеспечить прибыль в размере 1200 тыс. руб. при теж же условиях, объём  продаж необходимо увеличить до 1200×1717,58/507,07 = 4064, 71 тыс. руб.

     Критический объём продаж:

=
=927,74 тыс. руб. или 27%.

     При этом объём выпуска в натуральном  выражении составит

     

595*27/65= 247 шт.

     

=488*27/65=202 шт.

     

=132*27/65=5 шт.

          Снижение критического объёма продаж свидетельствует об укреплении финансовой устойчивости предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  №3

Формирование  цены на продукцию  в условиях совершенной  конкуренции

     Процесс ценообразования можно представить как совокупность последовательных этапов:

  • анализ спрос;
  • учет издержек;
  • сравнительный анализ цен и товаров конкурентов;
  • выбор метода ценообразования;
  • установление окончательной цены.

     Установить  оптимальное соотношение между  объемом произведенной продукции  и прибылью с учетом конкретной цены реализации можно с помощью метода безубыточности, основанного на учете постоянных и переменных затрат.

     Методика  безубыточности производства позволяет  анализировать затраты двух и  более предприятий и проводить, исходя из этого анализа гибкую ценовую  политику. Ключевым моментом является определение точки критического объёма производства (ТКОП)

ТКОП = ПОИ/(Ц  – СПИ),

где  ПОИ –  общая сумма постоянных издержек предприятия;

       Ц – цена единицы продукции;

       СПИ – средние переменные издержки.

     Эта величина рассчитывается через коэффициент покрытия издержек предприятия:

= (ВВ – ПИ)/ВВ,

где  ВВ –  валовая выручка от реализации продукции;

       ПИ – переменные издержки;

       разность (ВВ – ПИ)  - величина  покрытия (ВП) издержек предприятия.

ТКОП= ПОИ/

     Тогда цена:

Ц = СПИ/(1 -

)

     Определим политику ценообразования двух предприятий  в сложившихся условиях, используя  метод безубыточности.

Таблица 5

Показатели Предприятие А Предприятие Б
1.Постоянные  издержки, ден.ед. 40000 32000
2.Средние  переменные издержки, ден.ед. 3,2 3,2
3.Цена  реализации, ден.ед. 4,0 4,0
4.Средняя  величина покрытия издержек, ден.ед. (п.3 – п.2) 0,8 0,8
5.Коэффициент  покрытия издержек, ден.ед. (п.4/п.3)×100% 20 20
6.ТКОП (п.1/п.5), ден.ед. 200000 160000
 

Таблица 6

Предприятие

Б

ПОИ СПИ Ц СВП
ТКОП
32000 3,2 3,8 0,6 16 200000
 

     По  цене реализации 3,8 ден. ед. безубыточность реализации предприятия Б будет  равна 200000 ден.ед., как у предприятия  А, т.е. предприятие Б может снизить  цену реализации на 5% и окажется в более выгодных условиях для завоевания большей доли рынка продукта Х, чем предприятие А.

Таблица 7

Предприятие

А

ПОИ СПИ Ц СВП
ТКОП
40000 3,0 4,0 1 25 160000
 

     Таким образом достаточно снизить СПИ  на 6,25% и предприятие А окажется в условиях, обеспечивающих возможность снижения цены реализации до уровня предприятия Б, т.е. до 3,8 ден.ед. 

Таблица 8

Предприятие

А

ПОИ СПИ Ц СВП
ТКОП
40000 3,0 3,8 0,8 21 190476
 

     Из  сравнения двух конкурирующих предприятий видно, что, несмотря на 5% снижение цены реализации, предприятие А ещё более укрепило своё положение на рынке сбыта.

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД

     Успех работы любого предприятия зависит  от величины полученной прибыли и  от её роста. Рост прибыли связан с  ростом продаж. По мере развития предприятия  растут его потребности -  сначала  осваивается родной регион, затем соседние, в перспективе мировой рынок. На каждом из этапов развития возникает стремление получить максимальную прибыль.

     Однако  для успешного ведения бизнеса  необходимо не только просчитывать, сколько  предприятие заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объём продаж необходим для обеспечения безубыточной работы. Этот минимально допустимый объём продаж, который покрывает затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков, получил название точка безубыточности. Как только предприятие достигнет точки безубыточности можно начинать подсчитывать прибыль предприятия. Если объём продаж не достиг точки безубыточности ведется подсчет убытков.

     Точка безубыточности определяется на основании данных об объёмах реализации продукции и затратах на её изготовление. Обязательное условие расчетов – распределение затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются пропорционально объёмам производства, постоянные не зависят от объёмов производства . Точка безубыточности меняется пропорционально оборотам предприятия. Но точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. Она всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы предприятие работало без убытков. Изменение структуры ассортимента позволяет получить прирост прибыли  за счёт рентабельности того или иного изделия (но при этом в данной работе мы не учитываем рыночный спрос и ограниченность ресурсами).

Информация о работе Экономика предприятия. Точка безубыточности