Организация и планирование производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами курсовой работы являются следующие:
1. рассмотрение теоретических основ планирования производства и реализации продукции на предприятии;
2. раскрытие содержания плана производства и порядок расчета его основных показателей;
3. произвести анализ производственной деятельности предприятия, оценить реальность выполнения плана;
4. обосновать показатели плана производства отрасли животноводства на 2009 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание планирования производства на предприятии 5
1.1. Содержание плана производства предприятия 5
1.2.Основные показатели плана производства 9
1.3. Последовательность формирования производственной программы 16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка производственной деятельности предприятия 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
Овощеводство 27
2.2. Анализ производственных результатов 31
2.2.1. Анализ динамики производства и реализации валовой продукции скотоводства 31
2.2.2. Анализ производства сельскохозяйственных культур и продукции животноводства 33
2.2.3. Анализ интенсивности сельскохозяйственного производства 34
2.3. Оценка эффективности работы предприятия 36
2.3.1. Анализ рентабельности 36
ГЛАВА 3. Разработка плана производства продукции 39
3.1. Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральном выражении 39
3.2. Расчет стоимостных показателей производственной программы 44
3.3. Оптимизация производственной программы 49
Заключение 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по организации и планированию.doc

— 672.00 Кб (Скачать)

 

 

4. Расчёт коэффициента  специализации ЗАО «Старорайчихинское»  

№п/п

Отрасли

Денежная выручка

Порядковый номер отрасли (i)

2i-1

Y(2i-1)

Сумма,

Тыс.руб

В % к итогу(Y)

1

Овощеводство

116281

86,63

1

1

86,63

2

Молочное скотоводство

17938

13,37

2

3

40,11

Итого по сельскохозяйственному  производству

134219

100,0%

*

*

126,74


 

К спец             =           100             =          100      =  0,789

                       Σ  Yтп  * (2i – 1)             126,74

 

Из приведенных выше таблиц можно сделать вывод. В  ЗАО «Старорайчихинское» имеется несколько товарных отраслей. Основными из которых следует выделить овощеводство защищенного и открытого грунта (73,02%) и отрасль молочного скотоводства (12,42%). Остальные отрасли, такие как зернопроизводство, картофелеводство и скотоводство. Составляют лишь около трех процентов от общей выручки.

Таким образом, предприятие имеет  К спец = 0,789 ( то есть высокая степень специализации) и специализируется в первую очередь на овощеводстве (Yтп =86,63%), а затем уже на молочном скотоводстве (13,37%). При этом можно отметить, что в данной организации довольно ярко выделена специализация.

За счет роста выручки, превышающего рост себестоимости по предприятию в целом на 9,3 %, прибыль  возросла на 19%. Т.о. можно сказать, что  данное предприятие ведет интенсивное  производство.

Что касается производства отдельных видов продукции, то в  таких отраслях как овощеводство, производство картофеля рост выручки опережает рост себестоимости, а значит, прибыль увеличивается за счет интенсивного производства и роста качества продукции. Следовательно, можно отметить, что данные отрасли являются конкурентоспособными.

Наиболее убыточными являются отрасли:

  • Производства зерна (убыток возрос на 80,7%), следовательно, производимое зерно нужно выводить из товарооборота и перевести на внутреннее потребление (это позволит снизить себестоимость продукции). Так же укрепится кормовая база в животноводстве и снизятся затраты  на закупку кормов.
  • Животноводства. Здесь требуется снизить производство мяса, а уже произведенное  пустить на внутренне потребление. Таким образом, снизятся затраты кормов на мясное скотоводство, и повысятся на молочное, а следовательно, появится возможность получить больший выход молока при том же уровне затрат.

Обеспеченность  рабочей силой и средствами производства

5. Численность и структура  работников предприятия.

Категории работников по предприятию

Среднегодовая численность, чел.

Структура численности,  %

2007

2008

2007

2008

Всего

744

677

100,00

100,00

в т.ч. работники занятые  в сельскохозяйственном производстве

671

604

90,19

89,22

Рабочие постоянные

534

485

71,77

71,64

 в т.ч.

Трактористы-машинисты

45

36

6,05

5,32

Операторы маш.доения

19

19

2,55

2,81

Скотники

14

11

1,88

1,62

Работники свиноводства

2

2

0,27

0,30

Работники овцеводства  и козоводства

1

1

0,13

0,15

Работники сезонные и  временные

-

-

-

-

Служащие

137

119

18,41

17,58

 в т.ч.

 

 руководители

13

13

1,75

1,92

 специалисты

68

62

9,14

9,16

Прочие работники

73

73

9,81

10,78


 

Из таблицы 5 видно, что  сокращается численность работников как в целом по предприятию (на 9%), так и в отрасли сельского  хозяйства ( тоже на 9%), что, прежде всего, связано с повышением механизации  основных трудовых процессов, особенно в отрасли животноводства, с чем связано сокращение скотников КРС (до 11 человек). Снизился также удельный вес трактористов – машинистов в общей структуре рабочей силы с 6,05% до 5,32%. Одновременно произошло снижение руководителей предприятия и специалистов. Недостаток рабочей силы в осенний весенний период компенсируется за счёт работников других подразделений и служб. В зимний период рабочие привлекаются на работы в хранилищах хозяйства.

Каналы  реализации сельскохозяйственной продукции

Одним из этапов  совершенствования  системы реализации сельскохозяйственной продукции является разработка стратегии действий потребителей. Сюда включаются  вопросы  изучения рынка потребителей  молока, молочных продуктов, а также овощей открытого и закрытого грунта, сбор данных о реальных и потенциальных  конкурентах  (стратегия  их  действий, преимущества и недостатки), совершенствование действующей системы реализации и расширение рынка сбыта собственной продукции.

К реальным конкурентным преимуществам хозяйства можно  отнести:

-  близость к потенциальному рынку сбыта, что позволяет экономить средства на транспортных расходах и своевременно поставлять свежую продукцию потребителям;

  • сравнительно низкие цены в связи с тем, что продукция  
    вырабатывается  из  собственного производства, в ее стоимости будет 
    отсутствовать посреднический доход;
  • качество  производимой  продукции;

В связи с тем, что  молочная продукция и овощи являются товарами постоянного потребления  всех слоев населения, основным путем  увеличения объемов продаж является внедрение розничной торговли. Основным принципом размещения торговых точек является их установка в местах наибольшего скопления  населения. 

У предприятия отсутствуют  потребители, на оборот с которыми приходиться  более 10% общей выручки от реализации продукции (работ, услуг). Рынком сбыта продукции является близлежащие населенные пункты. ЗАО «Старорайчихинское» отпускает продукцию мелким потребителям, в основном мелким фирмам и частным предпринимателям, непосредственно со своих собственных складов. Собственная розничная торговля развития не получила. Имеется несколько торговых точек в г.Райчихинск. В настоящее время экономическая ситуация благоприятствует успешному сбыту предприятием своей продукции. В то же время имеются факторы политического и внешнеэкономического характера, которые оказывают определенное влияние на ценовую политику агрофирмы. К таким факторам относится ввоз в Россию из-за рубежа по демпинговым ценам молочной продукции, овощей защищенного грунта.

В связи с тем, что спрос на основные виды производимой агрофирмой сельскохозяйственной продукции не удовлетворяется, говорить о наличии какой-то конкуренции на отечественном рынке не приходится.  В то же время имеются факторы политического и внешнеэкономического характера, которые оказывают определенной влияние на ценовую политику предприятия. К таким факторам относится ввоз в Россию из за рубежа по демпинговым ценам молочной продукции и овощей закрытого грунта. Но определить каких-то конкретных зарубежных конкурентов не представляется возможным.

Планы будущей деятельности связаны с возможностями инвестирования средств со стороны государства, а также с освоением кредитных ресурсов. При этом приоритетными задачами становятся:

  • дальнейшее развитее племенного животноводства;
  • дальнейшая модернизация и реконструкция тепличного комплекса, внедрение прогрессивных технологий выращивания овощей в закрытом грунте.

В современных экономических  условиях при отсутствии гарантированного рынка сбыта продукции существенным фактором повышения эффективности  реализации молочной продукции и овощей для ЗАО «Старорайчихинское»  может стать сотрудничество с предприятиями и организациями на долгосрочной основе, так как при заключении долгосрочных контактов (сроком на 1 год и больше), хозяйство сможет более эффективно планировать свою финансово-хозяйственную и сбытовую деятельность.

Претворение в жизнь  предложенных мероприятий по повышению  экономической эффективности реализации продукции потребует от хозяйства  вложения определенного объема финансовых средств, что при рыночных отношениях является необходимым условием, без которого невозможно повысит эффективность реализации молока.

2.2. Анализ производственных результатов

2.2.1.  Анализ динамики производства  и реализации валовой продукции  скотоводства

Рассмотрим, какие изменения произошли за 2006 – 2008 гг. в ЗАО «Старорайчихинское» по производству и реализации основных видов продукции.

6. Производство валовой  сельскохозяйственной продукции на предприятии в 2006 – 2008 гг.

Показатель, вид продукции

2006 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2006г.

план

факт

Производство валовой сельскохозяйственной продукции (в текущих ценах) - всего, тыс. руб.

130849,20

173347,62

148977,50

113,85

в т.ч. в растениеводстве

105336,80

149879,40

125539,68

119,18

в животноводстве

25512,37

23468,24

23437,85

91,87

Произведено, ц:

       

Озимые зерновые

2870,00

2700,00

1906,00

66,41

Картофель

6500,00

8000,00

11052,00

170,03

Овощи защищенного грунта

52565,00

53000,00

52898,00

100,63

Молока

33537,00

33770,00

29208,00

87,09

КРС на мясо

975,00

1338,00

844,00

86,56


 

Анализируя производство валовой продукции в текущих ценах, можно сделать вывод, что произошел рост производства продукции в целом по предприятию на 13,85 %, т.е. довольно значителен.

При этом повышение производства продукции растениеводства возросло к 2008 году на 19,18%, при этом произошло снижение производства продукции животноводства на 8,13%. Данные изменения в отрасли животноводства обусловлены тем, что производство данного вида продукции на предприятии нерентабельно.

Овощеводство защищенного  грунта – является специализацией предприятия. По данным таблицы можно отметить, что значительно снился объем производства озимых зерновых. Это связано с тем, что предприятию не выгодно выращивать данную культуру.  В ЗАО «Старорайчихинское»   озимые зерновые идут на внутренние потребление, то есть на корм скоту.

В отчетном году мы видим  перевыполнение плана только по картофелю (на 38,15%) Это объясняется тем, что  у производства данного вида продукции  довольно высокий уровень рентабельности, а, следовательно, его выгодно производить. Основные факторы изменения объемов произведенной продукции будут рассмотрены ниже. Одними из основных факторов, оказывающих свое непосредственное влияние на рост или увеличение объемов производства животноводческой продукции, являются поголовье животных (молочного стада и животных на выращивании и откорме).

 

 

2.2.2. Анализ производства сельскохозяйственных  культур 
и продукции  животноводства

В таблице 7 представлена перспективная урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйстве.

7. Перспективная урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйстве, ц/га

Культура

Фактическая урожайность  в хозяйстве, ц/га

Проект

2006 г

2008 г

Озимые зерновые

17,9

14,43

23

Картофель

130

221

180

Овощи открытого грунта

571,4

620

600

Овощи защищенного грунта

19,6

22

23

Многолетние травы

114,01

104,32

120

Однолетние травы

     

зеленая масса

65,05

62,27

80

Кукуруза на силос  и зеленый корм

     

зеленая масса

302,1

210

300

Информация о работе Организация и планирование производства на предприятии