Планирование деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Совершенствование планирования деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования на примере отдела экономики и ценообразования Администрации г. Осинники.
Задачи исследования:
1 Определение места и роли планирования в деятельности органов местного самоуправления;
2 Анализ нормативно-правовой базы регулирующей разработку планов деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования;
3 SWOT-анализ планирования деятельности отдела экономики и ценообразования Администрации г. Осинники.

Работа содержит 1 файл

КП ЭПГ Жданова ГМ-031.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для исполнения в отношении объектов планирования. Директивные планы являются, как правило, адресными и отличаются чрезмерной детализацией.

     На  макроэкономическом уровне директивное  планирование 
может служить эффективным средством решения многих задач, имеющих общенациональное значение (например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики и т.п.). На микроэкономическом уровне директивный характер планирования может применяться в отношении специализированных организаций, несущих в себе комплекс общенациональных задач.

     Индикативное  планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Оно не является подобием директивного планирования, потому что индикативный план не носит обязательного для исполнения характера. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

     Индикативное  планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных  планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании - директивное.6

     Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

     В результате стратегического планирования организация ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

     Тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок по реализации возможностей организации, выявленных в ходе стратегического планирования.

     Тактическое планирование позволяет использовать скрытые 
резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции услуг, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.7

     Оперативное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности организации.

     Основная  задача оперативного планирования состоит  в конкретизации показателей  тактического плана с целью организации  повседневной планомерной и ритмичной работы администрации и ее структурных подразделении. Под оперативным планированием понимается также составление бюджетов организации.

     Таким образом, управление любым муниципалитетом не будет рациональным при отсутствии планирования. Муниципалитету необходимы несколько типов планов, которые в идеале не противоречат друг другу, а формируют систему муниципальных планов. Для муниципальных образований наиболее эффективным будет рациональное сочетание всех вышеперечисленных видов планирования. Тактическое планирование позволит выявить и  использовать потенциал муниципального образования. Стратегическое планирование позволит ставить перспективные цели и вырабатывать средства их достижения. Директивное планирование обеспечит обязательность исполнения планов и детализирует их. Тем не менее, оперативное планирование не станет менее значимым.

            

     1.2 Нормативно-правовая база регулирующая разработку планов деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования

 

       Эффективное планирование деятельности органов местного самоуправления невозможно без создания нормативно-правовой базы.

    Анализ  действующей в Российской Федерации  нормативной базы в области  планирования деятельности органов местного самоуправления а также тенденций процесса создания новых элементов этой базы позволяет установить, что в этих направлениях имеют место существенные проблемы.

       Как правило, они проявляются в недостаточно высокой эффективности экономико-правовых норм, т.е. в ситуациях, когда эти  нормы, несмотря на их существование и определенный характер, игнорируются, либо в ситуациях, когда применение этих норм затруднено в силу их недостаточной конкретности или противоречия с другими, регулирующими те же правоотношения, нормами.

     Муниципальная система местного самоуправления в Российской Федерации юридически основывается на Конституции 1993 года и на основных федеральных законах - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 года, «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» 1995года. Новые российские муниципалитеты были созданы, только после 1995 года. Так же планирование деятельности органов местного самоуправления регулирует Устав муниципального образования, концепция социально-экономического развития муниципального образования.

     Российская  практика муниципального управления все  еще находится в стадии развития, и в российских муниципалитетах  отсутствует четкая унифицированная система планирования социально-экономического развития. Однако в статье 6 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» говорится, что в компетенцию муниципальных образований входят такие местные вопросы, как общее социально-экономическое развитие муниципального образования и регулирование планирования и строительства на территории муниципального образования. В статье 15 говорится, что представительные органы местного самоуправления должны нести исключительную ответственность за принятие планов и программ развития муниципального образования.

     Федеральный закон о государственном прогнозе и программах по социально-экономическому развитию, принятый в 1995 году, определяет социально-экономическое планирование внутри государственных организаций, но не упоминает муниципалитеты. Федеральный бюджетный кодекс 1998 года определяет рамки (структуру) муниципального бюджетного процесса, но в нем отсутствуют правила планирования развития муниципалитета. Федеральный кодекс по городскому планированию 1998 года определяет структуру планирования землепользования в муниципалитете. Все вышеперечисленные законы  рассматривают планирование только в узком смысле, что является отрицательным фактором, так как система муниципального управления, является сложной динамической системой, и нуждается в более широком рассмотрении.

     Российское  федеральное законодательство не предусматривает  систему  муниципального планирования. Это означает, что муниципалитеты имеют большую степень свободы  в развитии своей собственной системы планирования развития. Это является положительным фактором, поскольку муниципалитеты отличаются друг от друга, как по своему опыту планирования, так и по способности их персонала к планированию. Кроме того, и для субъектов федерации характерны региональные отличия в подходах к планированию.

       Таким образом, анализ нормативно-правовой базы в области планирования деятельности органов местного самоуправления показал, что необходимо совершенствование  российского законодательства, которое предполагает существенное обновление и развитие уже действующих законов и других правовых актов по вопросам планирования деятельности органов местного самоуправления, так как в данный момент сфера государственного планирования претерпевает серьезные изменения и  правительство осознает важность этого аспекта управления.

     1.3 Теоретические подходы к формированию  планов деятельности органов  местного самоуправления в сфере  экономики и ценообразования

 

       Стратегическое  управление отвечает на вопросы о  том,   каким  способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, разрабатывать планы и достигать поставленных целей.

       Стратегический  подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и изменением (развитием). Это        антитеза существующему во многих муниципалитетах приоритету   только     текущих, повседневных задач (оперативное планирование).

       Вопросы текущего функционирования и развития муниципального образования тесно  взаимосвязаны. В то же время между текущими и перспективными задачами, между сохранением равновесия и его нарушением существует объективное противоречие. Сложность его разрешения определяется не только ограниченностью ресурсов в каждый конкретный момент времени, но и сопротивлением существующих структур управления и работающих в   них руководителей  и специалистов любым изменениям и преобразованиям, затрагивающим их интересы. По этой причине погибло и продолжает погибать множество ценных инициатив во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в муниципальном управлении.

       Целостная система стратегического управления муниципальной деятельностью предполагает наличие в муниципальном образовании  ее важнейших компонентов, представленных на рис. 1.8

       

       Рисунок 1 – компоненты системы стратегического  управления муниципальной деятельностью

       Одним из важных компонентов стратегического  подхода к муниципальному управлению в условиях рыночной экономики является маркетинговый подход. Если в сфере  бизнеса он нацелен на создание благоприятных условий для сбыта продукции хозяйствующего субъекта и максимизацию прибыли, то в муниципальном управлении он направляет органы местного самоуправления на такой тип развития муниципального образования, при котором достигается максимальное удовлетворение нужд потребителей муниципальных услуг. Тем самым повышается имидж территории, ее  конкурентоспособность и привлекательность как места проживания, посещения или деятельности для различных групп потребителей.

       За  последние годы теория территориального (регионального и муниципального) маркетинга стала активно развиваться и использоваться в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом следует учитывать, что поскольку цели муниципальной деятельности носят некоммерческий, социальный характер, то и муниципальный маркетинг можно характеризовать как вид некоммерческого, социального маркетинга.

       С точки зрения потребителей муниципальных  услуг и других общественных благ территория города может рассматриваться как место постоянного или временного проживания или деятельности. Процесс принятия решения потребителем при выборе территории проживания или деятельности включает в себя уяснение потребности (требований) к условиям проживания или деятельности и оценку альтернативных вариантов их удовлетворения. В связи с этим важнейшей задачей органов местного самоуправления становится полное, своевременное и квалифицированное доведение необходимой информации до потребителей, что позволит им легче и объективнее провести сравнение конкурентных территорий и условий жизнедеятельности.        

       Факторами, определяющими конкурентные преимущества города, могут быть не только объективные  внешние и внутренние условия (природная  среда, экологическая ситуация, параметры социально-экономического положения, уровень благоустройства и др.), но и наличие у муниципальной власти осознанной стратегии развития,  ориентированной на нужды потребителей муниципальных услуг и других общественных благ территории.

       Вся деятельность муниципальной власти, особенно при принятии стратегических решений, должна строиться с учетом требований муниципального маркетинга.

       Ещё одним важным подходом к формированию планов деятельности органов местного самоуправления является бюджетирование.

       Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

       Бюджет  – это план деятельности организации в числовом выражении на определенный период времени.

       Бюджет  является воплощением долгосрочного  плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности организации осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.

Информация о работе Планирование деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования