Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по дисциплине "Экономика отрасли"
1. Антимонопольное регулирование торг. деят
2. Валовый доход торговли, источники его формирования и экономическая роль
3. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле
4. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
...
40.Электронная торговля: сущность, формы, тенденции, плюсы и минусы

Работа содержит 1 файл

Шпоры по экономике отрасли.doc

— 237.00 Кб (Скачать)


1. Антимонопольное регулирование торг. деят.

Антимонопольное рег. Торг. Деят.  В России основывается на Конституции Российской Федерации; Федеральном  законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Этот закон состоит из 5 глав. Регламентирует общие положения (глава 1) регулирования, устанавливает и расшифровывает понятия в сфере торговли. Например, ФЗ говорит, что торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; Также устанавливает методы гос. Рег. Торговли:  1) установления требований к ее организации и осуществлению;2) антимонопольного регулирования в этой области;3) информационного обеспечения в этой области;4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области .В главе 2 ФЗ устанавливает требования к организации и осужествлению торговой деятельности. Здесь прописаны права и обязанности хозяйствующих субьектов. Глава 3 непосредственно посвящена антимонопольному регулированию, гос. контролю. над торговлей. В основном в этой главе хоз субъектам предписаны запретыв осуществлении их деятельности.Контроль за исполнением таких предписаний производится федеральным органом исполнительной власти. Глава 4. Меры по развитию торг деят. Глава 5.Заключительные положения. Также в России антимонопольное рег основывается на ФЗ « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» .Этот Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями; Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства. Из ФЗ: Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

 

2. Валовый доход торговли, источники его формирования и экономическая роль.

Валовой доход - это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.Валовой доход образуется за счет торговых надбавок, поступлений за оказанные услуги и выполненные работы (доставка товаров на дом, раскрой тканей, сборка и установка мебели и др.), прочих доходов от не основной деятельности.

Экономическое назначение валового дохода является торговая надбавка. Экономическое значение валового дохода - возмещение издержек обращения, образования прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода. Валовой доход рассчитывается по следующей формуле:

ВД = Н + Су + Пд, где ВД-- валовой доход; Н -- сумма торговой надбавки; Су -- стоимость оказанных услуг; Пд -- прочие доходы.

Валовой доход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (%). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме розничного товарооборота, умноженного на 100%.

Валовой доход предприятия торгового и сферы услуг - это суммарная величина, он состоит из: суммы реализованных торговых надбавок, наценок (скидок); доходов от выполнения работ и оказания услуг; внереализационных доходов.

Основным источником валового дохода предприятия являются наценка, надбавка, скидка.

При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода.

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: валовой доход является источником формирования прибыли; за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения; валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств; за счет валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды, за счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.

 

3. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле.

Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними “по горизонтали”, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Наиболее типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка вследствие слияния придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода. Можно привести ряд характерных причин, которые способствуют избранию стратегии горизонтальной интеграции, среди них отметим следующие:
-горизонтальная интеграция может быть связана с характеристиками роста в отрасли производства (например, быстрый рост);
-увеличившийся вследствие объединения эффект масштаба может усилить основные конкурентные преимущества;
-организация может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что позволит ей управлять расширившейся компанией;
-объединение может быть средством устранения товара, являющегося близким заменителем;
-конкурент, которого хотят купить, может иметь значительный дефицит финансовых ресурсов.

Вертикальная интеграция – производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Вертикальная интеграция — в микроэкономике, это степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.

В отличие от горизонтальной интеграции, при которой происходит консолидация нескольких компаний, производящих одни и те же товары или услуги, вертикальная интеграция направлена на захват одной компанией нескольких этапов производства товаров или услуг — например, производство сырья, собственно производство товара или услуги, перевозка к месту реализации, маркетинг и розничные продажи.

1)                   Горизонтальная интеграция – исходная форма торговой деятельности, объединение однородных магазинов по территориальному признаку.

Характерные черты: Единая торговая политика; единая система закупок товара; единая система управления.

2)                   Вертикальная интеграция – объединение предприятий, посредников, продавцов, производителей, покупателей в единую целостную систему на основах кооперации, слияния, поглощения и функционального взаимодействия и единого управления.

Типы вертикально интегрированных структур:

1.                   Одно предприятие

2.                   Объединение самостоятельных предприятий, выполняющих функции производства и реализации

3.                   Неформальные дл достижения объединенных целей.

4. Индекс Херфиндаля- Хиршмана

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли)[1].

С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100[источник не указан 716 дней].

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

                    I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 2000 < HHI < 10000

                    II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 2000

                    III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000

5.Институциональные трансформации в торговле: коммерциализация, разгосударствление, приватизация (1900-1995 гг)

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ —1) широкое использование коммерческих начал в экономике, расширение количества коммерческих организаций; 2) подчинение деятельности целям извлечения прибыли.

в России происходила в 1989-1990 годах и предполагала аренду государственной собственности. То есть государственная собственность находилась в частных руках. Арендатор владел и производил расчеты за эту собственность, так как он ей и пользовался.

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ — уменьшение функций, снижение роли государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям; развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными, рыночное саморегулирование. В Р. 90-91 года.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Из начально процесс приватизации проходил постепенно, и 45 % акций оставалось в руках гос-ва так называемый «блокирующий пакет»,которые постепенно распродавались.

6. Количественные и качественные показатели торговой деятельности и их назначение.

К количественным  пок-ям относят: численность занятых Т=ФЗП/ЗП;оборот: оптовый , розничный,оборот общественного питания и др. ;объем оборота на душу населения;покупка прод-х и непрод-х товаров; Количественные пок-ли – обязательные, отчетные, показатели для регионов, предприятий, отраслей. эти показатели могут изменяться под возд след факторов: количество населении (+/-); уровень доходов населения и их структура; природно-климатичесике условия; реклама, маркетинг и др.

Качественные:уровень и темпы роста производительности труда Пт= ОРТ/Кол-во занятых.; Рентабельность= прибыль/Товарооборот* 100, рентабельность на израсходованные ресурсы=ь прибыль/ресурсы и на сто процентов, Рен Капитала= прибыль/ использованный капитал в процентах.; Фондоотдача = Оборот/ Основные производственные фонды;  Фондоемкость =   ОПФ/оборот.

ОРТ общий и на душу населения является одним из важнейших показателей развития страны и уровня жизни населения.

 

 

 

7. Материальные ресурсы торговли и показатели их использования.

Ресурсы- это природные и экономические блага, используемые  в разнообразных видах деятельности человека.

В торговле выделяют:

А) природные ресурсы, преимущественно используют уже в обработанном виде

Б) экономические( материальные) – относят ОФ- это затраты предприятия на приобретение средств труда, в соответствии с ОКВД ОФ делят на 1. Материальные (здания сооружения машины оборудование транспортные средства) и 2. Нематериальные

Материальные ресурсы- это условия труда торговых работников, а также средства и предметы их труда.

Виды мат рес: 1)ОФ вкл:материальные условия  труда и орудия труда

2)Оборотные средства вкл: оборотные фонды и фонды обращения.

Преобладают на предприятии оборотные средства- запасы инвентаря, материалы на хоз средства, упаковочные материалы, топливо и тара, прочие активы. Готовая продукция и товарные запасы более 80%.

Классификация ресурсов по конкретным видам деятельности:

-природные

-экономические

Трудовые

-финансовые

-интеллектуальные

-информационные

8. Методы и инструменты государственного макроэкономического регулирования торговли.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"