Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Экономика организации".

Работа содержит 1 файл

Вопросы по эконом. теории.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Структура рынка

Базовые элементы рыночной системы:

  1. потребитель – эконом субъект, предъявляющий спрос на какие-либо товары или услуги, с целью удовлетворения своих потребностей.
  2. Производитель – это эконом субъект, обеспечивающий предложение путем производства и доставки на рынок необходимых товаров и услуг.

Рынок имеет  две «подсистемы»: - рынок товаров  и услуг; - рынок ресурсов (факторов производства).

Рынок товаров  и услуг включает в себя: 1)рынок  потребительских товаров; 2)рынок  капитальных благ (инвестиционные товары)

Рынок ресурсов: 1) рынок труда (рабочей силы); 2) рынок  капиталов; 3) рынок природных ресурсов.

Между всеми элементами рынка поддерживается определенная согласованность, обеспечивающая сбалансированность системы. В зависимости от условий обеспечения этой сбалансированности возникает достаточно стабильные образования (рыночные структуры), которые отличаются друг от друга: во-первых, числом и размерами участников, во-вторых, характером выпускаемой продукции и, в-третьих, условиями выхода на рынок. Эти образования называются рыночными структурами, наиболее типичными с которых являются:

1) совершенная  конкуренция (свободная конкуренция) – множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Характер продукта однородный (стандартный). Выход на рынок – свободный. Главная особенность: фирма производитель никак не может повлиять на цену. Поэтому при этих условиях фирма может только варьировать объемами производства, выбирая оптимальный.

2) Монополия  – один продавец (производитель)  и множество покупателей (потребителей). Характер продукта – уникальный. Вход на рынок для соперников  блокирован. Монополия может влиять на цену, но есть граница – платежеспособный спрос.

3) Олигополия  – несколько крупных фирм контролируют  отрасль. Характер продукта –  однородный или разнородный. Имеются существенные препятствия выхода на рынок. Главная особенность – взаимозависимость фирм. В условиях олигополии тяжелыми являются последствия конкуренции, поэтому фирмам всегда проще договориться об объеме выпуска продукции и об уровне цен. Наиболее характерными соглашениями такого рода являются картельные соглашения. Существуют также джентльменские соглашения, в которых договоренности о квотах выпуска и ценах не фиксируются документально и поэтому трудноуловимы для антимонопольного законодательства.

4) Монополистическая  конкуренция – много небольших  фирм-производителей. Характер продукта – разнородный (дифференцированный). Вход на рынок относительно легкий.

5) монопсония  – один покупатель и множество  продавцов. Проявляется более  ярко на рынке труда.

Вопрос №12

Рыночная  инфраструктура

 Нормальное функционирование рыночной экономики зависит от наличия развитой инфраструктуры рынка – это комплекс эконом институтов, обеспечивающий бесперебойную работу рыночного механизма. Эти институты призваны обслуживать перемещение и распределение товарных и денежных потоков. Совершение обменных операций происходит в рамках определенных организационных форм: магазины, базары, ярмарки. Движение денег порождает специальные организации – банки. Наиболее развитые формы рыночной инфраструктуры: биржи – они осуществляют регулярную и упорядоченную торговлю однородными товарами (товарная биржа), а также ценными бумагами и иностранной валютой (фондовая биржа). Товарные биржи делятся (по характеру деятельности) на специализированные и универсальные, (по характеру биржевых операций) биржи реального товара, фьючерсные биржи (продающие контракты на реализацию товаров). Фондовая биржа осуществляет торговлю ценными бумагами (акции, облигации, векселя).

 Вопрос № 13

Товарно-денежное обращение и его  законы

 Функции денег (с точки зрения трудовой теории стоимости):

1) мера стоимости – деньги выражают стоимость всех остальных товаров- эту функцию они выполняют при помощи масштаба цен – это весовое содержание денежного материала, принятого в данной стране за денежную единицу. Это техническая функция, а не социальная. Эту функцию могут выполнять только золотые деньги. Эту функцию деньги выполняют идеально (как мысленно представимые деньги наличие их не обязательно!).

Цена – это  стоимость товара, выраженная в деньгах. Цена товара зависит от стоимости  товара(прямопропорционально), от стоимости золота (обратнопропорционально)

2) Средства обращения  – являются мимолетным посредником  товарообмена. Т-Д-Т

Эту функцию  могут выполнять знаки стоимости (бумажные деньги). Наличие их обязательно  для выполнения этой функции.

  1. Деньги выполняют функцию средства накопления и образования сокровищ. Они «выпадают» из обращения и «окаменевают» в виде сокровищ. С точки зрения трудовой теории стоимости эту функцию могут выполнять только полноценные деньги
  2. Обусловлена функция необходимостью продажи товаров в кредит. В этом случае вместо денег продавцу выдается векселя (долговое обязательство, согласно которому к определенному сроку, определенному человеку будет выплачена определенная сумма денег) Вексель вместо денег выполняет функцию средства обращения, а когда наступает срок оплаты по векселю, то деньги выполняют функцию средства платежа. Также они выполняют ее при выплате зарплаты, процента и т.д. По мере развития товарно-денежного обращения возникает необходимость учета векселей, которой занимаются банки. Банки выпускают банкноты – вексель на банк или на банкира. В начале все банкноты были обеспечены золотом.
  3. Мировые деньги – при международном обмене деньги сбрасывают национальные мундиры и выступают в форме золота. В настоящие время роль мировых денег выполняют свободно конвертируемые валюты.

Законы денежного  обращения

Гл. проблема –  сколько денег необходимо для  обращения

Количество денег  необходимых в обращении = сумма  цен товаров подлежащих реализации -  сумма цен товаров проданных  в кредит – взаимопогашающие платежи + платежи срок оплаты которых наступил в данном году / скорость оборота денежной единицы.

Если в обращении  находятся только золотые деньги и их в обращении больше чем  нужно – то деньги осядут в виде сокровищ, а если обращаются бумажные деньги и если их больше, чем нужно в обращении, то происходит их обесценение – инфляция (она бывает открытая (проявляется в росте цен) и подавленная (проявляется в дефиците товаров)).

Вопрос №14

Закон стоимости и его  функции

В основе цен  товаров лежит их стоимость. Цены на товары колеблются вокруг стоимости. Стоимость является центром притяжения для цен. Т.О. содержание закона стоимости составляет формирование устойчивых связей по поводу сведения индивидуальных затрат труда к общественно необходимым. Проявление закона стоимости – сумма цен товаров = сумме их стоимости.

Функции закона стоимости:1) закон выступает стихийным  регулятором товарного производства – отклонение цен от стоимости  сигнализирует товаропроизводителю  о том производство, каких товаров  надо расширить, а каких сократить. В результате происходит оптимальное распределение ресурсов по отраслям и регионам страны.

  1. стимулирующая – ориентируясь на цены производители стремятся снизить свои индивидуальные затраты по сравнению с общественно необходимыми( применяя более совершенную технику и технологию, что бы получить максимальный доход, то есть закон стоимости стимулирует научно-технический прогресс.
  2. Приводит к дифференциации (расслоению) товаропроизводителей. Те из них у которых индивидуальные затраты выше общественно необходимых теряют часть стоимости и разоряются, пополняют ряды наемных рабочих, а те у кого индивидуальные затраты ниже общественно необходимых выигрывают и обогащаются (большинство пополняют ряды буржуазии)

Вопрос № 15

Товарное  производство и условия его возникновения

Товарное производство – это производство продуктов  для обмена или продажи.

Условия возникновения  товарного производства:

  1. Обобщенное разделение труда
  2. Обособление производителей, которое впервые нашла выражение: в частной собственности на средства производства.
  3. Наличие прибавочного продукта

Товарное производство бывает: - простое (докапиталистическое) – в одном лице соединяется  производитель и собственник  средств производства; - капиталистическое  – производитель, лишенный средств производства, работает под контролем капиталиста, который эксплуатирует наемный труд.

 Важнейшая особенность капиталистического товарного производства – товаром становится рабочая сила (способность человека к труду)

Вопрос № 16

Товар и его свойства

Товар – это продукт, созданный для обмена или продажи

Свойства товара (два внутренних):

  1. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какую-либо потребность людей.

  Полезность  – субъективное восприятие индивида  или человека потребительских  свойств данного товара.

  1. Стоимость – труд, воплощенный в товаре.

- Потребительной  стоимостью обладают не только  товары (также натуральные продукты). Эта категория внеисторическая

- Стоимость –  ею обладают только товары; категория историческая (свойственная только товарному производству).

 Стоимость может  проявится только через обмен (продажу), то есть только через меновую стоимость  – это внешняя форма выражения  и проявления стоимости. Меновая  стоимость выражает количественное соотношение товаров при обмене.

 Противоречия внутренних свойств товара – как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, а как стоимости однородны и соизмеримы (стоимость – затраты труда).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
 
 
 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"