Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение

3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях

5
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования

5
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия

12
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта»)

15
2.1 Краткая характеристика ООО «Анюта»

15
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

21
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности

30
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия

30
Заключение

36
Список литературы

39

Работа содержит 1 файл

Tema_19.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях

5

1.1 Экономическая сущность  прибыли и источники ее формирования

5

1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

9

1.3 Факторы, влияющие  на прибыль и рентабельность  торгового предприятия

12

Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта»)

15

2.1 Краткая характеристика  ООО «Анюта»

15

2.2 Анализ прибыли и  рентабельности предприятия

21

Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности

30

3.1 Пути повышения прибыли  и рентабельности предприятия

30

Заключение

36

Список литературы

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль также является источником формирования различных фондов предприятия, направленных на социальное стимулирование работников, расширение производства, осуществление различных инвестиционных проектов. Поэтому изучение источников формирования прибыли предприятия, факторов, влияющих на прибыль, необходимо для обоснования дальнейших планов развития предприятия, определения его возможностей, стратегии поведения на рынке.

Однако с помощью  прибыли невозможно оценить все  аспекты деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей рентабельности, которые выражают экономическую зависимость и взаимосвязь ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Курсовая работа написана на основе материалов и документов конкретного торгового предприятия ООО «Анюта», имеющего объекты розничной торговли и общественного питания в г.Набережные Челны.

В первой главе работы рассматриваются теоретические  основы формирования и использования  прибыли торгового предприятия: понятие и сущность прибыли и  рентабельности торгового предприятия; основные направления распределения прибыли; факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия.

Во второй главе анализируется  экономическое состояние ООО «Анюта», рассчитывается динамика товарооборота, издержек обращения и сумма чистой прибыли за 2010–2011 гг. Выявляются основные факторы, оказывающие влияние на изменение суммы прибыли ООО «Анюта». Также представлены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определяющие ее эффективность значения рентабельности. Рассмотрены возможности и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия.

В заключении представлены выводы по результатам анализа прибыли  и рентабельности ООО «Анюта» и предложены меры по совершенствованию работы фирмы, направленные на достижение более высоких показателей прибыли и рентабельности торгового предприятия.

Данная работа написана с использованием следующего учебного материала: Бланк И.А. «Управление торговым предприятием», Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Соломатин «Экономика торгового предприятия», журналы «Экономист», «Бухгалтерский учет», «Финансы» и др.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  формирования прибыли и рентабельности  торгового предприятия в современных  условиях

1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования

 

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В процессе анализа результатов  работы торгового предприятия применяются  различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль  от реализации основных фондов и иного  имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он может быть достигнут, например, за счет монопольного положения производителя.

Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть получение прибыли позволяет говорить об эффективности организации и осуществления хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Для такой оценки служат относительные показатели рентабельности как отношения полученной прибыли к авансированным и затраченным на производство продукции средствам.

Заинтересованность в  росте прибыли означает, следовательно, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с возможно меньшими индивидуальными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.

Механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя балансовой (валовой) прибыли (убытка) и ее производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка).

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем  на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и  не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль в торговле является выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые  заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без  налога на добавленную стоимость  и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В упрощенном виде прибыль  – это разность между валовым  доходом и издержками обращения  предприятия. Такую прибыль принято  называть бухгалтерской (валовой), она  отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

 

 

1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

 

Как уже отмечалось, прибыль  – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

«Нормой прибыли считается  показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала».

Расчет общей экономической  рентабельности (прибыльности) торгового  предприятия выполняется по формуле

Рο = П/Т • 100,

где, Рο – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовой или чистой);

Т – объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета  применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

Рο = П/К • Т/Т = П  • Т/ Т • К = П/Т • Т/К или Рο = Рт • Ок,

где, Рт – рентабельность товарооборота (продаж);

Ок – оборачиваемость  капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и

Информация о работе Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности