Типы корпоративных образований в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:25, доклад

Описание работы

1. Типы корпоративных образований в России.
2. Типы корпораций в США.
3. Типы корпораций в Японии и Южной Кореи.
4. Типы корпораций Европы.

Работа содержит 1 файл

2 Типы корпоративных образований в России и за рубежом.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


2 Типы корпоративных образований в России и за рубежом

 

1. Типы корпоративных образований в России.

2. Типы корпораций в США.

3. Типы корпораций в Японии и Южной Кореи.

4. Типы корпораций Европы.

 

1. Корпорации представляют собой эффективный инструмент внутриотраслевого и межотраслевого перелива капитала, и являются, как правило, обществами с ограниченной ответственностью с акционерным капиталом и занимают господствующее положение в экономике развитых стран. В настоящее время в мире сложился своеобразный многоуровневый тип корпоративной экономики: верхний уровень – мощные транснациональные корпорации (ТНК), средний – корпорации национального масштаба (ФПГ, холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации), нижний (фундамент) – отдельные фирмы, предприятия, малый бизнес и т.п. /168/.

В ведущих странах поощряется создание крупных и разветвленных корпораций: им предоставляются большие налоговые льготы на прибыль, предлагаются в первую очередь подряды через действующую контрактную систему и приоритетное участие в государственных программах. Они освобождены от фискального налогообложения оборудования, сырья, материалов, поступающих в порядке технического содействия из-за границы, и от двойного налогообложения товаров во внутрифирменном обороте. Для фирм, работающих на военный рынок, смягчается или полностью отменяется антимонопольное законодательство, а также предоставляются экспортные квоты и льготы /168/.

В России корпорации, как форма бизнеса, возникли вследствие развития рыночных отношений. Они являются важнейшей составляющей рыночной экономики, и поэтому процессы их формирования не могут быть государством пущены на самотек, тем более что государство является прямым и часто крупнейшим акционером многих корпораций, фактически контролируя остальные через сеть иерархических холдинговых образований.

В Приложении 1 представлена авторская классификация корпораций, действующих в России.

Следует отметить, что в России термины «компания», «корпорация», «концерн», «фирма» не означают некоторой специальной организационно-правовой формы – обычно это акционерные общества (АО), хотя в названиях АО эти слова часто присутствуют: нефтяная компания «ЮКОС», Энергомашкорпорация, концерн «Кузбассразрезуголь» и т.п. /103/. В российском деловом языке все эти термины имеют смысловой статус субъекта деятельности, то есть юридического лица. Таким образом, корпорация, компания, фирма – это субъекты права, а принадлежащие им на праве собственности имущественные комплексы в виде предприятий, фабрик, заводов, производств – это объекты права.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) термин «акционерное общество» – юридический, обозначающий определенную организационно-правовую форму бизнеса: АО – это юридическое лицо, субъект права. В то же время юридически термин «предприятие» обозначает имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. объект права (ГК РФ, ст.132) /1/.

В англоязычных странах термин «корпорация» обозначает организационно-правовую форму ведения бизнеса, соответствующую российскому «Акционерное общество». Законодательство США, например, определяет следующие виды корпораций /103/:

         Общая корпорация (General Corporation) – соответствует открытому акционерному обществу в законодательстве РФ;

         Закрытая корпорация (Close Corporation) – закрытое акционерное общество  по законодательству РФ;

         С-корпорация (S Corporation) – акционерами могут быть только физические лица (не более 75 человек) – граждане США. Такая организация освобождается от налога на прибыль; акционеры платят лишь подоходный налог. В России аналога нет.

В то же время термины «корпорация», «компания», «фирма» используются для обозначения субъекта бизнеса в англоязычных странах. При этом под корпорацией обычно понимается крупная организация со сложной структурой, где чисто административные методы управления, включая материальное стимулирование, становятся малоэффективными и на первый план выдвигаются такие гуманитарные ценности, как корпоративный дух и корпоративная культура внутрифирменных соотношений.

Сегодня в западных странах накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных объединений. Структура и характер высокоинтегрированных структур в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему в первую очередь способствует деятельность транснациональных компаний), так и заметные отличия. Они в значительной степени связаны с конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, в зависимости от состояния производства и рынка, но прежде всего обусловлены спецификой законодательного регулирования деятельности финансовых организаций, имеющей отношение к корпоративной собственности и управлению.

Экономика индустриальных стран демонстрирует многообразные формы организационно-хозяйственного взаимодействия корпоративных объединений и построения на их основе крупных транснациональных и национальных корпораций. Среди многообразия форм корпоративных объединений есть как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые финансово-промышленные объединения, сформировавшиеся вокруг банков.

Рассмотрим наиболее типичные модели корпораций некоторых высокоразвитых стран /25, 59, 76, 77, 136, 168, 179/.

 

2. В США лицо промышленности определяет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по сути дела высокоинтегрированные корпоративные компании. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США /168/. Здесь занято 45% рабочей силы. Сюда направляется до 60% инвестиций. Каждая из 100 обследованных американских компаний насчитывает в своем составе предприятия 25 отраслей, 35 фирм работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50 /25/.

Американская модель корпорации создавалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов /179/.

На сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпорации. В первом случае консолидирующим ядром группы выступает банковский холдинг, во втором – производственно-технологический комплекс /86/.

К наиболее известным корпорациям США, основу которых составляют крупнейшие финансовые институты, относятся группы «Chase», «Morgan», «Melon», «Liman-Goldman», «Sax» и др. /25/.

К корпорациям, основу которых составляет крупная промышленная компания, можно отнести группы «General motors», «Du Pont», «General electric», «Ford motors», «АТ&Т» и др., которые в свою очередь владеют банками и финансовыми компаниями /25/. Характерная черта данных групп – преобладание вертикальной составляющей над горизонтальной. Несмотря на многие различия, американские корпорации, вместе с тем, объединяет и много общего.

Во-первых, отношения внутри группы строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую. В последние годы обострившаяся конкуренция на американском рынке вынуждают к переходу от традиционных контрактных к долгосрочным партнерским отношениям промышленных предприятий с коммерческими банками.

Во-вторых, в США союз банковского и промышленного капитала закрепился в виде семейных групп (Рокфеллеров, Морганов и других) и региональных групп (кливлендская, чикагская и прочие) /25/.

В-третьих, главной особенностью кредитной системы США стало исключительно высокая степень концентрации ссудного капитала, наличие банковских монополий, имеющих международных характер. Это во многом предопределило выбор способа образования корпораций. В качестве основного стало слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная фирма) овладевает контрольным пакетом акций другой. Группирование опирается на банки, которые финансируют деятельность компании и при этом ее координируют /86/.

В-четвертых, изменчивость состава группы и подвижность границ при жестко закрепленном центре контроля – важная черта, присущая всем без исключения корпорациям США /168/.

 

 

3. Промышленный комплекс Японии сегодня состоит фактически из шести равновеликих экономических комплексов – корпораций (японский вариант – сюданы): «Mitsubishi», «Mitsui», «Sumitomo», «Daishi Kangin», «Fue», «Sanwa», образованных по определенным общим принципам /25/.

Согласно официальным данным, совокупный годовой объем продаж шести групп-гигантов составляет примерно 14 – 15% валового национального продукта страны /138/. Они контролируют (с учетом входящих в них компаний) примерно 50%, а по некоторым оценкам – и до 75% промышленных активов страны /25/. На торговые фирмы сюданов приходится более половины экспортно-импортных операций, их доля в импорте отдельных товаров достигает 90%. Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40% общего капитала всей банковской системы страны, а страховые компании – 55% всего страхового капитала /168/.

Сюданы представляют собой универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою организационную структуру финансовые учреждения (банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, а также набор производственных предприятий, составляющих полный спектр отраслей народного хозяйства /86/.

Верхний уровень сюданов образуют горизонтальные объединения, включающие в среднем 21 (группа «Sumitomo») – 50 (группа «Daishi Kangin») равноправных членов (в зависимости от количества основных отраслей деятельности), представляющих собой головные фирмы крупнейших промышленных объединений. В качестве консолидирующего ядра сюданов выступают компании тяжелой и химической промышленности. Обязательным членом группы, а по многим оценкам и стержнем, является крупнейший банк. Он контролирует крупную сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают также страховые и инвестиционные компании, траст-банки; все они для фирм данного сюдана являются «своими» и образуют его финансовую основу /25/.

Обязательным членом группы (сюдана) является также универсальная торговая фирма. Они выполняют в сюдане функции универсального «сбытовика» и «снабженца», более того – своеобразного «департамента внешних связей» при освоении новых сфер деятельности, в которых фирмы сюдана практически не имели возможностей сбыта и снабжения.

Промышленные объединения, входящие в корпорацию, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции (японский вариант называется «кэйрэцу») /86/. Под эгидой головной фирмы собрано множество подчиненных ей дочерних (в единстве они образуют своего рода верхний ярус вертикальной интеграции). Всего таких ярусов насчитывается до четырех, поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим началом другие, включая всевозможные субподрядные /103/. Размеры акционерного капитала в дочерних компаниях могут быть самыми разными – от 10 до 50%. Иногда же у них вообще нет акционерного капитала, то есть долевое участие не присутствует вовсе, но тем не менее во всех случаях связи исключительно крепки и надежны. Внутригрупповое взаимодействие в японских корпорациях обеспечивается следующими способами /168/:

1. В качестве руководящего органа  выступает совещание президентов головных фирм, одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров. Это совещание принимает важнейшие решения по всем вопросам производственно-финансовой деятельности.

2. Объединение корпораций посредством взаимоучастия в акционерном капитале (перекрестное акционирование). Каждая фирма, член сюдана, имеет небольшие, недостаточные для одностороннего контроля пакеты акций всех остальных фирм; а вместе они располагают контрольными пакетами акций каждого из своих членов.

3. Реализация общекорпоративных проектов.

4. Внутрикорпоративные контрактные отношения и обмены охватывают циркуляцию финансовых и промышленных ресурсов, научно-технической информации между участниками группы.

Внутри сюданов действует принцип не конкуренции, а целенаправленно организуемой внутренней специализации (когда сферы деятельности фирм не пересекаются).

Японские корпорации оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как в качестве примера становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственно участвуя в их экономической жизни. Опыт японских корпораций на сегодняшний день стал основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации хозяйственного оборота в любой стране, в любой экономике /24/.

Для Южной Кореи характерна высокая степень концентрации производства и капитала, монополизация несколькими крупными корпорациями почти всех отраслей экономики. Практически все крупные и средние предприятия принадлежат различным группам, которых уже насчитывается несколько десятков («Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai» и т. д.). Крупнейшие среди них («чеболи» или «чаеболы» – корейский вариант названия) во многом схожи с ведущими корпорациями в Японии (сюданами). Отличия же связаны с тем, что корейские группы базируются на семейном капитале /25/.

В то время как модель, сформированная послевоенной Японией, реализует импортозамещающий вариант индустриального развития при жестком государственном контроле над внешнеэкономической сферой и при финансовом самообеспечении инвестиционного процесса, модель, избранная Южной Кореей изначально нацеливает на экспортоориентированный путь развития при широко открытой экономике и опоре на иностранную кредитную помощь. Отличительной особенностью данного пути является то, что хозяйственный подъем протекает в условиях хотя и контролируемого, но устойчивого роста цен. Однако ускоренное развитие происходит по одной и той же воспроизводящейся схеме, по определенной заложенной общей программе /168/.

Информация о работе Типы корпоративных образований в России и за рубежом