Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в
процессе обмена денег на товары.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность торговли, её формы и виды.
1.1.Основные понятия в сфере торговли…………………………………...5
1.2.Формы осуществления торговли и их сущность………………………6
1.3.Виды торговли и их характеристика……………………………………8
2.Современное состояние торговли в Республике Беларусь.
2.1.Законодательная база, регламентирующая торговую деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………10
2.2.Внешняя торговля………………………………………………………..10
2.3.Современное состояние внутренней торговли…………………………14
3.Направления развития и пути совершенствования торговли в Республике Беларусь.
3.1.Оптовая торговля………………………………………………………....20
3.2.Розничная торговля………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие и  сущность торговли, её формы и  виды.

     1.1.Основные  понятия в сфере торговли…………………………………...5

     1.2.Формы  осуществления торговли и их  сущность………………………6

     1.3.Виды  торговли и их характеристика……………………………………8

2.Современное  состояние торговли в Республике  Беларусь.

     2.1.Законодательная  база, регламентирующая торговую  деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………10

     2.2.Внешняя  торговля………………………………………………………..10

     2.3.Современное состояние внутренней торговли…………………………14

3.Направления  развития и пути совершенствования  торговли в Республике Беларусь.

     3.1.Оптовая  торговля………………………………………………………....20

     3.2.Розничная  торговля………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы ……………………………………………………………...32

Приложение 1

Приложение 2 
 
 
 

 

Введение 

    На  потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в  
процессе обмена денег на товары. Торговля выступает как специфическая общественно полезная деятельность, она заключается в организации  
и осуществлении эквивалентно-возмездного обмена денег на товар. Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет  
собой совокупность различных торговых предприятий (магазины, склады, рестораны ...)

     Миссия торговли (предназначение):

1. В организации  рынка и достижения на нем  оптимального соглашения между  спросом и предложением.  
2. Удовлетворение разнообразных потребительских запросов на рынке.  
3. Формирование и совершенствование торгового предложения.  
4. Организация рыночного ценообразования.  
5. Осуществление хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров.  
    Сущность торговли и ее миссия реализуется через функции:

1. Доведение  товара до потребителя:  
- установление хозяйственных связей с производителями;  
- изучение и формирование спроса населения;  
- преобразование производственного ассортимента в торговый;  
- организация и осуществление транспортировки (перевозки) товаров;  
- фасовка товаров (подсортировка, подготовка к продажи);  
- упаковка товаров;  
- хранение товаров;  
2. Продажа товара, процесс обмена денег на товар:  
- осуществление денежных операций;  
- рекламная деятельность;  
- продажа товара потребителю (взвешивание, демонстрация, дегустация, примерка ... );  
- обслуживание, до, во время, и после продажи товара;  

    Роль и значение торговли:  
1. Объем оборота торговли является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются  
затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.  
2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска.  
3. Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни (80% материальных потребностей людей, удовлетворяются с  
помощью купленных товаров).  
4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.  
5. Торговля способствует сближению уровня жизни населения разных социальных групп, разных регионов и стран.  
6. Торговля способствует рациональному денежному обращению.  
7. Торговля является плательщиком налогов и поэтому участвует в формировании государственных доходов.  
8. Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления.  
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.  
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие и сущность торговли, её формы и виды. 
 

    1. Общие понятия в сфере  торговли.
 
 

Торговля - 1) отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже; 2) коммерция, купля и продажа товаров.

Внешняя торговля - торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и (или) ввоз (импорт). В условиях рыночной экономики торгово-финансовые внешнеторговые операции осуществляются самостоятельно предприятиями и ведомствами, прерогативой государства является торговля оружием и стратегическим сырьем. 
Оптовая торговля - торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.

Розничная торговля - торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.

Биржевая  торговля - торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж.

Встречная торговля - внешнеторговые операции, контракты, сделки, предусматривающие встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на полную стоимость или часть стоимости экспорта (бартерные сделки, встречные закупки).

Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношении торгующих друг с другом государств.

Товар - материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения,  использования или потребления.

Продукция- все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени (в  мире, стране, отросли хозяйства, на предприятии, отдельным работником).

Рынок- система экономических отношений между товаропроизводителями, которые дифференцируют покупательский спрос и формируется в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов.

Цена  - денежное выражение стоимости товара, показатель ее величины.

Торговые  предприятия - это первичное основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставление разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения  прибыли.

Импорт – закупка и ввоз иностранных товаров, технологий и услуг в страну из-за границы для реализации их на внутреннем рынке страны-импортера.

Экспорт- продажа и вывоз товаров, технологий и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке. 
 
 

    1. Формы осуществления торговли и их сущность
 
 
 

    В Республике Беларусь в качестве форм осуществления торговли определены:

  • комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);

  • торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);

  • торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);

  • торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);

  • торговля с использованием автоматов;

  • выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);

  • посылочная торговля;

  Ÿ биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);

  • торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);

  • электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);

  • торговля на рынке;

  • иные формы, не запрещенные законодательством.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» рынок определяется как имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания ». 
 
 

    1. виды торговли и их характеристика
 
 
 

    Видами  торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание.

    Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования  товаров в предпринимательской  деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

    Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.

    Торговые  организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированны е склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

    В соответствии с п. 1. статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.

    Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон,  палатка, киоск,  лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).

    Общественное  питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторанов, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их. Сеть объектов общественного питания республики составляет 10,5 тыс. единиц.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современное состояние торговли в РБ 
 

2.1. Законодательная база, регламентирующая торговую деятельность в РБ 
 
 

    О торговле: Закон  РБ от 28 июля 2003 г. № 231-З.

Настоящий   Закон  определяет  правовые  основы   осуществления торговли   на территории  Республики  Беларусь,   государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на  создание благоприятных  условий  для эффективного  осуществления  торговли  в целях  удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.

[Изменения и  дополнения:

            Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г.  №  247-З

Информация о работе Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования