Транснациональные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Базовыми принципами теории глобального менеджмента выступают:

• концепция абсолютных преимуществ (производство товаров в той стране, где выше производительность труда и ниже издержки);

Содержание

Базовые принципы теории глобального менеджмента (подкрепленные примерами деятельности реальных компаний)
Международный менеджмент: сущность, понятие, принципы
Концепции ТНК
Понятие и признаки ТНК (с примером реальной ТНК)
Транснациональная компания (корпорация) и многонациональная компания: определение, сущность, сходства и различия понятий. Примеры.
Типы подразделений ТНК (филиал, дочерняя компания, ассоциативные компании – с примерами)

Работа содержит 1 файл

ТНК - Тема 1.docx

— 30.52 Кб (Скачать)
  1. Базовые принципы теории глобального менеджмента (подкрепленные примерами деятельности реальных компаний)
  2. Международный менеджмент: сущность, понятие, принципы
  3. Концепции ТНК
  4. Понятие и признаки ТНК (с примером реальной ТНК)
  5. Транснациональная компания (корпорация)  и многонациональная компания: определение, сущность, сходства и различия понятий. Примеры.
  6. Типы подразделений ТНК (филиал, дочерняя компания, ассоциативные компании – с примерами)

 

  1.  Базовыми принципами теории глобального менеджмента выступают:

• концепция абсолютных преимуществ (производство товаров  в той стране, где выше производительность труда и ниже издержки);

• концепция относительных  преимуществ (при возможности выпуска  в стране нескольких видов товаров  необходимо сделать выбор, что производить  на экспорт, а что - для внутреннего  рынка):

• комбинация абсолютных и  относительных преимуществ (Япония),

• концепция международного жизненного цикла продукции базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским исследователем Р. Верноном (на стадии спада - передача производства в страны с более  низкими издержками, куда экспорт  осуществлялся и ранее, путем  прямых инвестиций);

• прямые иностранные инвестиции (капиталовложения на долгосрочной основе между предпрятием-инвестором и  фирмой принимающей страны).

 

2.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Международный менеджмент охватывает пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

• исследование, анализ и  оценка внешней среды бизнеса  и внутренней среды организации;

• процесс коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий, построение организации, мотивация, контроль и координация);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности  деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Основные особенности  международного менеджмента, так или иначе, лежат в сфере учета и использования в управлении национальными и мультинациональными коллективами всего того, что дает культура в самом широком значении этой категории.

Характеристика категории «международный менеджмент» с точки зрения ее единственного принципиального отличия от национального менеджмента - необходимость существенного учета культурной составляющей.

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредотачивается на трех основных направлениях, которые можно считать особенностями, но не принципиальными отличиями от национальной модели:

• поиск и освоение новых  рынков;

• поиск и использование  эффективных ресурсов;

• использование возможностей, открывающихся для бизнеса в  рамках данной страны и/или международной  правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые  опосредуют этот целевой список:

• уровень экономического развития отдельных стран;

• культурное сходство (различие) страны базирования и страны пребывания;

• природные особенности  стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т.д.);

• характеристика демографии страны (население, его размещение по стране, уровень урбанизации и  т.д.).

Таким образом, суммировав все  сказанное, можно сформулировать те задачи, которые в наибольшей мере несут в себе специфику экономической  категории«Международный менеджмент»:

• Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды  международного бизнеса в интересах  поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы;

• Углубленный анализ и  оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использования  его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических  и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом;

• Оценка, выбор и практическое использование организационных  форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем  чтобы максимизировать эффект использования  экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания;

• Формирование и развитие мулътинационального коллектива фирмы  и ее подразделений в стране базирования  и в странах пребывания в интересах  максимального использования личного  потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от их взаимодействия внутри фирмы;

• Поиск, развитие и эффективное  использование разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, и прежде всего - в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций. 

 

 

  

 

3.

Первоначально ТНК изучались  в рамках теории фирмы, затем стали  разрабатываться самостоятельные  концепции. В основе их лежат прежде всего идеи американских экономистов С. Хаймера о необходимости для фирмы иметь преимущества перед местными конкурентами при осуществлении прямых инвестиций за рубежом и Р. Коуза о наличии специфического рынка внутри крупной корпорации, а также Р. Вернона, который в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК в первую очередь стремлением национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар.

На марксистскую концепцию  ТНК оказал воздействие Дж. Гэлбрейт, который считает, что генезис  ТНК обусловлен технологическими причинами: современная продукция более  сложная, чем вXIX в., и ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирм создания там товаре- и услугопроводящей сети. Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК — это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.

Главная черта ТНК —  это наличие у них зарубежного  производства товаров и услуг, т.е. прямых инвестиций. Поэтому в рамках концепций ТНК разработано немало моделей прямых инвестиций, наиболее известными из которых являются следующие.

1. Модель монополистических преимуществ. Эта модель была разработана С. Хаймером и далее развита Ч.П. Киндлебергером, Р.Е. Кэйвзом, Г.Дж. Джонсоном, Р. Лакруа. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск (о котором писал Б. Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).

Для иностранного инвестора  монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной  конкуренции на местных товарных рынках (если у него оригинальный продукт) и на рынках ресурсов (при наличии  у иностранной фирмы совершенной  технологии, легкого доступа к кредиту, большого предпринимательского опыта); преимуществ в масштабах (за счет чего возможно получать большую массу прибыли); благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций (особые льготы иностранному капиталу) и др.

2. Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта). Данная модель была разработана американцем Р. Верноном на базе теории роста фирмы. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни (иногда их насчитывают пять): I — внедрение на рынок; II — рост продаж; III — их зрелость (IV — насыщение рынка); IV (V) — спад продаж.

Международный цикл жизни  продукта выглядит для фирмы, впервые  наладившей его производство, несколько  иначе: I — монопольное производство и экспорт нового продукта; II —  появление у иностранных конкурентов  аналогичного продукта и их внедрение  на рынки (прежде всего на рынки своих  стран); III — выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; (IV — выход конкурентов на рынок страны-пионера как возможная стадия).

Конечно, передовая в технологическом  отношении фирма к моменту  возникновения конкуренции со стороны  новых производителей продукта может  начать внедрение другого продукта. Однако существует и иной выход при  усилении угрозы экспорту — наладить производство продукта за рубежом, что  продлит его жизненный цикл. Тем  более что на стадиях роста  и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к, снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так  и для налаживания зарубежного  производства. Но по сравнению с  экспортом товара производство за рубежом  часто выгоднее из-за более низких переменных расходов, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций  в борьбе с иностранными монополиями  и т.д.

3. Модель интернализации опирается на идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок,  регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов (подразделений). Создатели модели интернализации — англичане П. Бакли, М. Кэссон, А. Рагмен, Дж. Даннинг и др. считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.

4. Марксистская модель. Как и вся теория вывоза капитала, эта модель базируется на постулате избыточного капитала. В XIX — начале XX вв. этот избыток вывозился главенствовавшими тогда в хозяйственной жизни мелкими собственниками капитала удобным для них способом — преимущественно в виде облигаций. Во второй половине ХХ в. избыток капитала вывозят прежде всего крупные и крупнейшие его собственники (монополии) и в основном через прямые инвестиции. При этом монополии, ставшие международными через вывоз прямых инвестиций, обладают преимуществом перед местными конкурентами из-за своей производственной, финансовой и технологической мощи (включая монополию на новые продукты).            ,

5. Эклектическая модель. Однобокость и узость моделей прямых инвестиций привели к появлению модели Дж. Даннинга. Она вобрала в себя из других моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистических преимуществ), почему ее и называют «эклектическая парадигма». По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (т.е. осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт знаний другим фирмам (преимущества интернационализации). В настоящее время эклектическая модель прямых инвестиций пользуется большой популярностью.

 

4.

Таким образом, транснациональные  корпорации это такие корпорации, производственная и торгово-сбытовая деятельность которых вынесена за пределы  национального государства, активно  использующие объективные тенденции  международного разделения труда и  усиливающие процессы интернационализации  мира, способствующие установлению новых  схем во всемирном разделении труда.

Транснациональным корпорациям принадлежат  или ими контролируются комплексы  производства или обслуживания, находящиеся  за пределами страны, в которой  эти корпорации базируются, имеющие  обширную сеть филиалов и отделений  в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

В иностранной литературе выделяются следующие признаки транснациональных  корпораций:[7, стр.82]

- фирма реализует выпускаемую  продукцию более чем в одной  стране;

- ее предприятия и филиалы  расположены в двух и более  странах;

- ее собственники являются резидентами  различных стран.

Следовательно, признаки транснациональных  корпораций относятся к сфере  обращения, производства и собственности.

Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми  тремя признаками одновременно.

Информация о работе Транснациональные компании