Труд и свободное время. Виды и функции рекреационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:38, реферат

Описание работы

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Работа содержит 1 файл

Экономика труда Реферат.docx

— 23.87 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный  технический университет

Кафедра «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Экономика труда»

на тему: «Труд и свободное время. Виды и функции рекреационных процессов»

 

Выполнил: Ст. гр. НЭ-08-2

Гамаюнова Д.Ю.

Научный руководитель:

Николаев  Ю.П.

 

 

 

Иркутск

2010

Труд - это  целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное  условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную  среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс  труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда  как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы  труда - это все то, на что направлен  труд, что претерпевает изменения  для приобретения полезных свойств  и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства  труда - это то, при помощи чего человек  воздействует на предметы труда. К ним  относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие  необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства  производства - это совокупность средств  труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к  человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда  являются:

    • Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
    • Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
    • Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между  человеком и природой, процесс, в  котором человек своей собственной  деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ  между собой и природой. Также  нужно учитывать, что человек, воздействуя  на природу, используя и изменяя  ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает  свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".

Характер  труда отражает в основном его  социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда  индивидов, а в различных общественно  экономических формациях связь  между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический  способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит  от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями  производственных отношений, при которых  труд совершается, и выражает степень  их развитости. Он отражает социально-экономическое  положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого  отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом  производственных отношений и в  различных общественных формациях  различны.

К показателям  характера труда относится форма  собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание  труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и  контроля, наблюдения, наладки и  др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую  сторону труда, показывает уровень  развития производительных сил, технических  способов соединения личного и вещественного  элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Альтернативой труда является свободное время, в течение которого происходит использование  дохода, полученного за время труда, идет процесс потребления, происходит   реализация благосостояния индивида.

Свободное время – это часть внерабочего  времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени  для свободного развития личности. Вот некоторые из показателей  свободного времени:

    • физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
    • культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
    • культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
    • прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
    • бездеятельный отдых и прочее.

Все затраты  времени – необходимого и свободного – для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в  свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью.

Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое самосовершенствование человека. По мере роста производительных сил  общества сокращаются границы необходимого, и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон  экономии общественного времени. Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обуславливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных и сил общества. Следует оговориться, что методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.

Фонд  и структуру внерабочего и  свободного времени обуславливают  общие (неспецифические) и специфические  факторы.

К общим относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Например, относительно высокий процент молодых специалистов и малосемейных граждан населения Севера повышают фонд свободного времени, а более высокий уровень доходов населения увеличивает свободное время и долю его затрат на культурный досуг и развлечения. Безусловно, для реализации данной тенденции необходима соответствующая материальная база.

Другая  группа факторов – специфические  – в решающей степени влияет на фонд, макроструктуру и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты  времени социально и демографически однородных групп населения. К таким  факторам, прежде всего, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Красноярского края и Магаданской области, а также в Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психическое состояние оказывает большое влияние годовой ход времени, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, самообразования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечатлений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два, три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контакты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, социальной активности.

Одной из важнейших задач государства  является сохранение и укрепление здоровья граждан. На формирование здорового  образа жизни человека большое влияние  оказывает рекреационная деятельность, включающая различные виды отдыха (в  том числе туризм, занятия физической культурой, разнообразные формы  развлечений и игр), обусловленные  социально-культурным характером времени  и места ее осуществления, а также  профилактику, связанную с медицинским  обслуживанием населения.

Рекреация выполняет в обществе множество  функций и охватывает все возрастные и профессиональные группы населения. Многофункциональность этой сферы  проявляется в том, что она  способствует развитию физических, эстетических, психологических и других качеств  человеческой личности. Необходимость  развития рекреации выдвигает проблему сохранения природы и в то же время  общедоступности ценных природных  комплексов. В научном плане решение этой проблемы связано в первую очередь с понятием «рекреационная емкость» природных комплексов. В практическом плане в основе рекреационного планирования, проектирования и эксплуатации природных объектов лежит комплексный подход к оценке их ресурсов, в котором должны быть учтены следующие аспекты: уникальность, доступность, плотность размещения в пределах региона, разнообразие и комплексность, физическое состояние объектов.

Рекреационные ресурсы – природные культурно – исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико – экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг. Следовательно, к рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.

Природные рекреационные ресурсы это территориальное  сочетание природных компонентов  с функциональной, временной и  территориальной комфортностью  рекреационной деятельности. Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на природе, в туристической поездке и т.п.

Комплексный характер рекреационной деятельности и многообразие ее связей с природными условиями обусловливает целесообразность рассмотрения в качестве природного рекреационного ресурса не только территориальное  сочетание природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека (так называемый антропогенный  фактор в экологии).

Важнейшими  характеристиками рекреационных ресурсов являются следующие:

  • объем запасов (дебет минеральных вод; площадь рекреационных территорий; экскурсионный потенциал (в часах) туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости территориально-рекреационных комплексов, уровня освоенности, оптимизация нагрузок;
  • площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;
  • период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
  • территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обуславливающая тяготение рекреационной инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;
  • сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;
  • возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

Информация о работе Труд и свободное время. Виды и функции рекреационных процессов