Учет затрат на производство по системе директ-кост

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

В системе учета затрат существует множество методов учета затрат на производство. В общем случае их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и на основе переменных издержек.
В практике отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «standard-costing», что означает учет полных (стандартных или поглощающих) издержек.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………. 3
1.1 Учет затрат на производств по системе директ-кост …....…...…… 3
1.2 Выручка от реализации продукции и ее планирование ……...…. 10
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………...…………….....……………………… 16
3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….....….…. 22

Работа содержит 1 файл

затраты к.р..docx

— 58.80 Кб (Скачать)

Выпуск продукции в  основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска  растет объем реализации, и наоборот.     Кроме того, сумма выручки зависит  и от ритмичности работы предприятия, комплектности продукции, характера  отгрузки, спроса на данную продукцию, форм расчета за продукцию и т.д.

Для определения выручки  от реализации продукции надо знать  объем реализации продукции в  действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов  и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручку от реализации продукции  за какой-либо период можно определить по формуле:

                               (1)

где остатокнач , остатоккон – остатки готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

Для отражения  (учета) выручки  от реализации законодательно закреплены два метода:

1) по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов – метод начислений;

2) по мере оплаты – кассовый метод.

     Между этими  методами имеется существенная  разница. В первом случае моментом  реализации и, следовательно,  образования выручки считается  дата отгрузки. В основе этого  метода лежит юридический принцип  перехода прав собственности  на товар. В российской же  практике большее распространение  получил второй метод – определение  выручки по фактическому поступлению  средств на счет предприятия. 

Не менее важным представляется процесс планирования объемов выручки  на предприятии. Оно необходимо для  определения плана прибыли и  плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может  быть рассчитана несколькими способами. Во-первых, путем прямого поассортиментного  счета (метод прямого счета). Данный метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции  и коротким циклом производства, когда  нет переходящих остатков готовой  продукции на складе или эти остатки  по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет  уровень разработки номенклатуры продукции  по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен  на планируемый период. Кроме того, метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

Но в условиях рыночных отношений большинство предприятий  не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод. Размер будущей выручки в этом случае определяют, исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод). По этому методу необходимо учитывать:

  • на планируемый год – объем производства продукции, работ и услуг;
  • на начало нового периода – ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;
  • на конец периода – рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

     Количество  ожидаемых остатков готовой продукции  на начало периода берется  из отчетных данных или прогноза  исходя из реального положения  дел. По бухгалтерскому учету  остатки нереализованной продукции  показываются по производственной  или полной себестоимости, поэтому  для пересчета в оптовые цены  используются коэффициенты перевода.

     При определении  переходящих остатков готовой  продукции на конец периода  на складе предприятия необходимо  провести анализ факторов, их  формирование, определить причины  сверхнормативных остатков, установить  ожидаемые изменения условий  реализации (изменения местоположения  потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

     При высоких  темпах инфляции необходимо учитывать  изменение цен через инфляционные  коэффициенты. Если отпускные цены  не совпадают с оптовыми ценами  предприятия, при составлении  товарного баланса необходимо  учитывать разницу между отпускными  и оптовыми ценами для расчета  выручки от реализации продукции: 

,          (2)

где ∆Р – разница между оптовыми ценами и ценами реализации продукции за счет налогов, скидок, изменения объема или цен и т.д.

     Выручка от  реализации продукции может определяться  и по факторным методом, исходя  из фактической выручки от  реализации продукции в базисном  периоде и тех изменений, которые  планируются в предстоящем периоде.  Основными факторами, корректирующими  объем выручки, являются:

  • изменения объема реализации;
  • изменения структуры реализуемой продукции;
  • изменения цен на продукции.

В этом случае объем предстоящей  выручки можно определить по формуле:

                              (3)

 где – фактическая выручка от реализации в базисном году;

– индекс изменения  объема реализации продукции;

– индекс изменения цен на реализуемую продукцию;

– индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции.

Наконец, выручка от реализации продукции может определятся  методом экстраполяции на основе прогнозирования темпов роста или  снижения объемов выручки, исходя из анализа их за предыдущие периоды  времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению. Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.

Планирование выручки  от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и  оперативно. Годовое планирование выручки  возможно при стабильной экономической  ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому  приходится использовать квартальное  планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления  денег за отгруженную продукцию  на счет предприятия.

От того, насколько грамотно спланирована выручка будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

Задача 1. Метод учета полных затрат.

Предприятие производит три вида светильников: А, В и С. До настоящего времени бухгалтерия использовала метод калькулирования себестоимости с полным учетом затрат. Применяемые нормы расхода прямых переменных затрат и цены представлены в таблице

Таблица 1 – Нормы прямых переменных затрат и цены (в ДЕ)

 

Материальные затраты

А

В

С

249

299

349

Средства на оплату труда (с начислениями)

А

В

С

11

13

15

Цена

А

В

С

428

508

578

Объем производства

А

В

С

999

1499

799


 

Нормы накладных постоянных расходов приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Накладные постоянные расходы

 

Вид затрат

%

Примечание

Материальные затраты

10

от прямых материальных затрат

Общецеховые расходы

100

от средств на оплату труда

Административные расходы

20

от производственной  себестоимости

Коммерческие расходы

20

от производственной себестоимости


 

Определите размер прибыли предприятия  от реализации каждого вида и всего  объема произведенной продукции.

 

Решение.

Для определения размера прибыли (убытков) по методу учета полных затрат необходимо воспользоваться следующей формулой:

                                                  (4)

где – прибыль на единицу продукции,

V – объем продаж.

Прибыль на единицу продукции определяется по формуле:

                                           (5)

где Ц – цена единицы продукции,

 – полная себестоимость единицы продукции.

Полная себестоимость содержит в себе следующие виды затрат:

                         (6)

где – материальные затраты труда на единицу продукции,

 – затраты на оплату труда по изготовлению единицы продукции,

 – административные расходы на единицу продукции,

 – коммерческие расходы на единицу продукции.

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Метод учета полных затрат

 

Вид затрат

А

В

С

Материальные затраты 

- прямые 

- накладные

 

249

24,9

 

299

29,9

 

349

34,9

Итого материальных затрат

273,9

328,9

383,9

Средства на оплату труда 

- прямые 

- накладные

 

11

11

 

13

13

 

15

15

Итого затрат на оплату труда

22

26

30

Производственная себестоимость

295,9

354,9

413,9

Административные расходы Коммерческие расходы

59,2

59,2

71

71

82,8

82,8

Полная себестоимость

414,3

496,9

579,5

Цена

428

508

578

Прибыль на единицу продукции

13,7

11,1

–1,5

Объем продаж

999

1499

799

Итого прибыль (убытки)

13726,3

16638,9

–1198,5

Общая прибыль

29166,7


Вывод. Согласно данным таблицы 3 производство светильников С является убыточным  и снижает общую прибыль предприятия  на 1198,5 ДЕ.

 

Задача 2. Метод учета переменных затрат.

Для использования метода калькулирования  себестоимости с использованием учета переменных затрат бухгалтерия  вычисляет переменные расходы на единицу продукции, добавляя к переменным расходам (табл.1) переменную часть условно-постоянных накладных расходов, по нормам, приведенным в таблице 4.

Таблица 4 – Переменная часть норм накладных расходов

Информация о работе Учет затрат на производство по системе директ-кост