Управление оборотными средствами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть тему управление оборотными средствами предприятия.
Исходя из цели рассмотрим следующие задачи:
• исследовать формирование и использование оборотных средств предприятия;
• изучить методику анализа и управления оборотными средствами предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ…………………5
ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, формирование и использование оборотных средств предприятия…………………………………………………………………...…..5
1.2 Состав и классификация оборотных средств ……………………………….8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ…...13 СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………13
2.1 Система показателей оценки оборотных средств и эффективности их…13 использования ……………………………………………………………………13
2.2 Анализ эффективности использования оборотных средств ………………24
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….40
Приложение 1 …………………………………………………………………….42
Приложение 2 ……………………………………………………………………43
</h3>

Работа содержит 1 файл

курсовая экон.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

    2. Анализ функционирующего капитала, его структуры и стоимости, в разрезе:

    • основного капитала.

    • оборотного капитала.

    В данном разделе методики изучаются  конкретные формы существования капитала предприятия. Определяется состав материального и нематериального капитала, его структура и состояние, изучаются показатели динамики путем исчисления соответствующих коэффициентов. Производится оценка степени эффективности использования оборотного капитала и влияния внешних и внутренних факторов на его состояние, структуру и динамику.

    3. Факторный анализ текущего капитала.

    Методика  факторного анализа текущего капитала заключается в определении влияния внешних и внутренних факторов на величину текущего капитала предприятия. Определяется адекватность величины текущего капитала источникам образования капитала предприятия и реальному его размещению в активах.

    Проводится  анализ соответствия активной формы  существования капитала источникам его образования по суммам и срокам.

    Не  все текущие активы потребляются в хозяйственной деятельности предприятия. Денежные средства не потребляются предприятием напрямую, а в обмен на них можно приобрести товары и услуги. Краткосрочные финансовые вложения есть ни что иное, как свободные денежные средства, обращающиеся на финансовых рынках и не потребляемые в ходе деятельности предприятия.

    Поэтому управление ими не относится к операционному менеджменту, а только к управлению денежными средствами. Уменьшив текущие активы на сумму денежных средств и краткосрочных финансовых вложений мы получим чистые текущие активы, которые показывают часть активов, относящихся к компетенции операционного менеджмента.

    В текущих пассивах краткосрочные  кредиты не связаны с потреблением ресурсов, а следовательно с операционным менеджментом. Поэтому текущие пассивы уменьшают на величину краткосрочных кредитов и займов и образуются чистые текущие пассивы.

    ЧТА – ЧТП = Рабочий капитал (1)

    Денежные  средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочные кредиты и займы учитываются в кредитной позиции. Кредитная позиция – это величина, показывающая реальную сумму привлеченных кредитов, используемых для финансирования деятельности предприятия.

    4. Анализ эффективности использования капитала

    Проводится  путем определения результатов, полученных от использования капитала предприятия. Изучаются показатели эффективности и рентабельности, отражающие соотношения полученных финансовых, нефинансовых результатов и используемого в этих целях предпринимательского капитала.

    При этом, изучается также и влияние результатов деятельности предприятия на показатели его деловой активности, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и возможности дальнейшего развития.

    В ходе анализа источников формирования капитала определяется их величина, изучается структура и динамика, производится оценка балансовых соотношений между отдельными группами источников капитала.

    Эффективность использования оборотного капитала определяется путем исчисления ряда показателей, в частности: оборачиваемостью оборотного капитала, полнотой его использования, эффектом от ускорения оборачиваемости.

    Повышение эффективности использования оборотного капитала состоит, в первую очередь, в ускорении его оборачиваемости, и проявляется в увеличении капиталоотдачи при сохранении объема оборотного капитала, что создает реальную возможность для расширения бизнеса.

    В современной литературе по финансовому  менеджменту кругооборот средств описывается моделью цикла обращения денежных средств. Этот подход базируется на переводе оперативных событий в движение наличности.

    1.Период обращения запасов (длительность оборота запасов товарно-материальных ценностей, производственный цикл) – это средний период времени, необходимый, чтобы превратить сырье в готовые товары, а затем продать их.

    Период  одного оборота запасов часто  называют периодом хранения запасов. Запасы представляют собой: запасы товарно-материальных ценностей, запасы в незавершенном производстве, готовую продукцию на складах. Если период хранения производственных запасов сырья и материалов увеличивается при неизменном объеме производства, это говорит о перенакоплении запасов, т.е. о создании сверхнормативных запасов. Это в свою очередь ведет к оттоку денежных средств:

  • Из-за увеличения затрат на хранение, связанных со страхованием

    имущества и с перемещением товарно-материальных ценностей;

  • Из-за устаревания, порчи и расхищения товарно-материальных ценностей;
  • Из-за увеличения суммы уплачиваемых налогов
  • Из-за отвлечения средств из оборота.

    Если  увеличивается период хранения готовой продукции при неизменном объеме производства, это говорит о затоваривании предприятия собственной продукцией и является сигналом службе маркетинга о необходимости повышения эффективности работы.

    2. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности – это средний период времени, необходимый для превращения дебиторской задолженности в наличность, т.е. для получения денег от продажи.

    Для сокращения периода погашения дебиторской  задолженности необходимо применять следующие способы управления ею:

  1. Контроль за состоянием расчетов с покупателями по просроченным задолженностям. Наличие просроченной задолженности и ее увеличение замедляет оборачиваемость средств, а в условиях инфляции приводит к потере денежных средств.
  2. Диверсификация риска неуплаты, т.е. ориентация по возможности на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
  3. Предоставление скидок при досрочной оплате (спонтанное финансирование);
  4. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

    Если  дебиторская задолженность больше кредиторской, то создается угроза финансовой устойчивости и независимости, т.к. в этих условиях предприятие вынуждено дополнительно привлекать заемные ресурсы.

    Если  кредиторская задолженность больше дебиторской и намного, это ведет к неплатежеспособности предприятия.

    В идеале желательно, чтобы дебиторская  и кредиторская задолженности били равны.

    3. Период оборота (отсрочки) кредиторской задолженности представляет собой средний период времени между покупкой сырья и оплатой его наличными. Например, у предприятия может быть в среднем 30 дней, чтобы заплатить за труд и материалы.

    4. Финансовый цикл (период обращения денежных средств) объединяет три только что названных периода и, следовательно, равняется периоду времени от фактических денежных затрат компании на производственные ресурсы (сырье, труд) и до поступления денежных средств от продажи готового товара (т.е. со дня оплаты труда и/или сырья и до получения дебиторской задолженности).

    Таким образом, период обращения наличности равен периоду, в течение которого компания имеет средства, вложенные в оборотный капитал.

    Цикл  обращения денежных средств можно  сократить:

  1. путем сокращения периода обращения запасов, т.е. путем ускорения производства и продажи товаров;
  2. путем сокращения периода обращения дебиторской задолженности, ускорив взимание покупательской задолженности;
  3. путем удлинения периода отсрочки кредиторской задолженности через замедление своих собственных платежей.

    Эти меры должны применяться, если их можно использовать, не повышая затрат и не снижая объема продаж.

    Ускорение оборачиваемости оборотных средств  зависит от времени их нахождения на всех стадиях производственного  цикла. Значительные резервы ускорения оборачиваемости сосредоточены на стадии хранения производственных запасов, комплектующих на складах.

    В процессе анализа оборачиваемости  оборотного капитала рассчитываются следующие показатели.[17, с.61]

     Коэффициенты оборачиваемости, характеризующие капиталоотдачу, выраженную в отношении величины выручки от реализации продукции к средней величине оборотного капитала:

    Коб = Vp / Коб     (3)

    где Vp — выручка от реализации продукции;

      Коб — средняя величина оборотного капитала.

    Показатель  оборачиваемости оборотного капитала

    в днях ( Ро ), определяющий период прохождения оборотным капиталом одного оборота:

         (4)

     где Ко —-средняя величина оборотного капитала;

    Vp — выручка от реализации продукции;

    Т — длительность анализируемого периода в днях.

     Коэффициент загрузки или коэффициент закрепления использования оборотного капитала, показывающий сумму оборотного капитала, приходящуюся на единицу полученной выручки от реализации продукции можно исчислить следующим образом:

    Кzок =  Ко / Vp .   (5)

    При ускорении оборачиваемости потребность в оборотном капитале снижается, и наоборот. Величину высвобождения или необходимости привлечения дополнительных источников оборотного капитала, можно вычислить расчетным путем:

         (6)

    K01 и К00 — средняя величина оборотного капитала за отчетный и предшествующий периоды;

    кpr — коэффициент прироста производства продукции.

           Финансовые коэффициенты представляют  собой относительные показатели  финансового состояния предприятия.

    Анализ  финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

    Система относительных финансовых коэффициентов в экономическом смысле подразделяется на ряд характерных групп: [20, с.120]

    I. Оценка рентабельности предприятия:

    1.1. Общая рентабельность предприятия  = балансовая прибыль/среднюю стоимость имущества предприятия 100%;

    1.2. Чистая рентабельность = чистая прибыль/средняя  стоимость имущества предприятиях х 100%;

    1.3. Чистая рентабельность собственного  капитала = чистая прибыль/средняя  величина собственного. капитала х 100%;

    1.4. Общая рентабельность производственных  фондов == балансовая (валовая) прибыль/средняя стоимость основных производственных, и оборотных материальных. активов х 100%.

     II. Оценка эффективности управления  или прибыльность продукции:

    II. 1. Чистая прибыль на 1 тнг. оборота = чистая прибыль/продукция (оборот) х 100%;

    II.2. Прибыль от реализации продукции на 1тнг. реализации продукции = прибыль от реализации/продукциях 100%;

    II.3. Прибыль от всей реализации  на 1тнг. оборота = прибыль от всей реализации/ продукциях 100%;

    II.4. Общая прибыль на 1тнг. оборота = балансовая прибыль/продукциях 100%.

    III. Оценка деловой активности или капиталоотдачи:

    III. 1. Общая капиталоотдача (фондоотдача) = Продукция (оборот)/средняя стоимость имущества;

    III.2. Отдача основных производственных средств и нематериальных активов = Продукция / средняя стоимость основных производств. средств и нематериальных активов;

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия