Управление персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом (hrm) – это функция, которая включает множество действий, и ключевым среди них является решение вопроса «укомплектования» штата персоналом, а также определение потребностей в персонале той или иной квалификации, а также отдел управления персоналом или менеджер, отвечающий за подбор персонала, который принимает решение относительно использования услуг независимых подрядчиков или найма служащих; а также управление персоналом включает функцию обучения служащих.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 26.26 Кб (Скачать)

1.1 Управление  персоналом. Организация и оплата  труда работников.

Управление персоналом (hrm) – это функция, которая включает множество действий, и ключевым среди них является решение вопроса «укомплектования» штата персоналом, а также определение потребностей в персонале той или иной квалификации, а также отдел управления персоналом или менеджер, отвечающий за подбор персонала, который принимает решение относительно использования услуг независимых подрядчиков или найма служащих; а также управление персоналом включает функцию обучения служащих. Действия также включают управление вашим подходом к льготам и компенсациям служащих, отчетам служащих и политике управления персоналом. Обычно небольшие предприятия (коммерческие или некоммерческие) должны выполнить эти действия непосредственно сами, потому что они не могут позволить себе тратить средства на привлечение частичной или полной помощи в подборе персонала. Однако они должны всегда гарантировать, чтобы служащие знали политику hr (подбора персонала) своей компании, которая в свою очередь должна соответствовать долгосрочным целям компании.

Отметьте, что некоторые люди различают  отличия между hrm (управление персоналом) и hrd (развитие человеческих ресурсов). Hrd включает более широкий диапазон действий направленных, чтобы «развить» персонал в организациях, включая, развитие профессиональной деятельности, обучение, развитие организации, и т.д. За последние 20-30 лет функции hrm и hrd подверглись очень большому изменению. Много лет назад, большие организации смотрели на "отдел персонала", главным образом, чтобы управлять документами вокруг найма и платежей. Позже, организации стали рассматривать "отдел hr" как основной отдел в подборе персонала и комплектации штата, обучении и помощи в управлении персоналом.

Под оплатой труда (заработной платой) принято  понимать вознаграждение, установленное  работнику за выполнение трудовых обязанностей.  
Оплата труда каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничивается.  
Дифференциация размеров оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности, содержания и результатов труда работника.

При оплате труда рабочих могут применяться  тарифные ставки, оклады, а также  бестарифная система, если работодатель сочтет такую систему наиболее целесообразной.  
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято  понимать:  
• выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;  
• доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни и др.;  
• оплата простоев не по вине работника;  
• премии, премиальные надбавки и др.

К дополнительным выплатам за неотработанное время, предусмотренным законодательством  о труде и коллективными договорами, относятся:  
• оплата времени отпусков;  
• оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;  
• оплата перерывов в работе кормящих матерей;  
• оплата выходного пособия при увольнении и др.

Организация оплаты труда на предприятии определяется тремя взаимозависимыми элементами:  
• тарифной системой;  
• нормированием труда;  
• формами оплаты труда.

Тарифная  система позволяет качественно  оценить труд, нормирование - учесть количество затраченного труда, а формы - определить порядок расчета заработной платы.

Тарифная  система служит основой организации  заработной платы рабочих и служащих и строится в зависимости от условий  труда, квалификации работающих и формы  оплаты труда.

Нормирование  труда предусматривает установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия (шт., м, т), за единицу времени (час, смену, месяц) или выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях.

Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания, численности и другие нормы) устанавливаются  для работников в соответствии с  достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Норма выработки устанавливает количество натуральных единиц продукции (шт., м, т), которое должно быть изготовлено и получено в нормальных условиях работы за единицу времени (час, смену, месяц).

Норма времени предусматривает время, необходимое для выполнения работы в определенных организационно-технических  условиях (мин., ч).

1.2 Организация  внутрифирменного планирования

 

Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс  планирования с самого начала правильно  организован.

 

Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии  должны принять содержание и последовательность процесса планирования.

 

Крупное предприятие, как  правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается  как в стратегическом плане, так  и в среднесрочных планах и  программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая  фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых  товаров, новых подразделений

 

Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего  стратегического плана и годичных оперативных планов.

 

При этом, если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела).

 

Определив составные элементы процесса планирования, ответственные  за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.

 

Логически, как это вытекает из схемы процесса планирования, составление  тактических планов следует за стратегическим планированием. Однако многие менеджеры  и плановики, являясь крепкими практиками и имея обширный опыт оперативного планирования, при первых шагах в  стратегическом планировании опасаются  начинать плановую деятельность с определения  стратегии. Формулирование самых общих  направлений деятельности организации  представляется им занятием слишком  абстрактным, не совсем полезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к неотложным задачам. Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побочное занятие. В таких случаях последовательность планирования оказывается противоположной: сначала составление оперативных планов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, постепенно, через 2-3 годичных цикла, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике.

 

Встречаются ситуации, когда  стратегические и оперативные планы  выполняются одновременно. Главный  недостаток такой практики - это  возникновение препятствия к  эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры  своей деятельности.

 

Процесс планирования в организации  продолжается непрерывно в течение  года. Две основные части планирования выполняются в разные периоды  года: составление стратегического  плана обычно происходит в I и II четвертях (кварталах) финансового года, оставшееся время занимает оперативное планирование. Оперативные планы конкретизируют содержание 5-летних планов для первого  года действий.

 

1.3 Ценовая  политика организации

Ценовая политика – общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей.

Основная задача ценовой политики предприятия на выбранном рынке  – обеспечение устойчивой запланированной  прибыли и устойчивой конкурентоспособности  продукции. Однако эта задача может варьироваться в зависимости от тех целей, которые стоят перед предприятием в конкретный момент времени и на конкретном рынке.

При разработке ценовой политики на предприятии принимают во внимание следующие моменты:

  • какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом рынке, где действует предприятие;
  • какой метод расчета цены должен быть выбран; может ли выдержать предприятие роль «ценового лидера», т. е. выдержит  ли оно «ценовую войну»;
  • какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров;
  • как должна измениться цена в зависимости от жизненного цикла товара;
  • должна ли быть единая базисная цена для всех сегментов, на которых ведется торговля, или возможны разные базисные цены;
  • существуют ли какие-либо организации, которые могут подвергнуть анализу соотношение «издержки – прибыль» вашего предприятия и сравнить результат с тем же показателем конкурентов.

Ценовая политика продавца зависит  от типа рынка, на котором осуществляет свою деятельность предприятие.

Главным критерием классификации  типов рынков является характер и  степень свободы конкуренции  и ценообразования. В зависимости  от степени свободы конкуренции  и образования цен различают  четыре основных типа рынков (таблица).

Разработка ценовой политики включает следующие этапы:

1) выработка целей ценообразования;

2) анализ ценообразующих факторов;

3) выбор метода ценообразования;

4) принятие решения об уровне  цены.

Особенности ценообразования на различных  типах рынка

Показатели

Типы рынков

 

Свободная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

1. Характер ценообразования

Свободное, конкурентное

Конкурентное  ценообразование с приоритетом  монополизма в пределах рынка  дифференцированного продукта

Монополизированное, но обусловлено взаимной зависимостью немногих конкурентов

Монополизированное  ценообразование

2. Особенность продукта

Однороден, часто  стандартизирован

Дифференцирован, не входит в группу заменителей

Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным

Уникален, нет близких заменителей

3. Число предприятий

Очень большое

Много

Немного

Одно

4. Контроль рыночной  цены предприятием

Не контролируется, соглашается  с рыночной ценой

Контролируется  в весьма ограниченных пределах

Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор

Контролируется  монополистом

5. Неценовая конкуренция

Отсутствует

Имеет значительную роль

Является типичной

Является главной


Основные ценовые стратегии

Ценовая стратегия − это выбор предприятием возможной динамики изменения исходный цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

При разработке стратегии ценообразования  необходимо четко определить рынки, на которых предприятие будет  работать. Эти рынки существенно  отличаются по уровням деятельности, нормам правового регулирования, составу  спроса, эластичности спроса.

В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются ценовые  стратегии предприятия:

  • сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
  • расширение доли рынка;
  • максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;
  • поддержание и обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;
  • завоевание лидерства на рынке;
  • расширение экспортных возможностей предприятия;
  • обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
  • завоевание лидерства по показателям качества и др.

При выборе ценовой стратегии необходим  анализ положения, занимаемого изделием на рынке. Это означает оценку на прогнозируемый период движения цен и объемов  сбыта на основе изменения ряда показателей, отражающих воздействие различных  факторов циклического и нециклического характера (в частности, инфляционных тенденций, отраслевых и общеэкономических  циклов).

1.4 Организация  учета и контроля.

Организация учёта и контроля, своевременное представление отчётности. Координация деятельности производства и подразделений. Оценка эффективности  производственной деятельности.

1.5 Автоматизированная  информационная система.

В прямом (узком) значении АИС –  это комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических  средств и персонала, предназначенный  для решения задач справочно-информационного  обслуживания и/или информационного  обеспечения пользователей информации.

В расширенном значении АИС –  это комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических  средств и персонала, предназначенный  для сбора, обработки (первичной), хранения, поиска, обработки (вторичной) и выдачи данных в заданной форме (виде) для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.

Информация о работе Управление персоналом в организации