Управление прибылью и рентабельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

  Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и расходов пени, штрафы и неустойки имеют непостоянный характер. При этом уплаченные штрафы, пени и неустойки могут превышать полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. В случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платеж-ной дисциплины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

       Итак, анализ состава валовой  прибыли фирмы показал ведущее  значение прибыли от реализации  продукции (работ, услуг), сравнительно  небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных средств и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

  Важная роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.

  Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

       Рентабельность может исчисляться  по-разному. В период, предшествовавший  перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

  Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

  Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов.

  Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

  Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

 Эти  показатели — рентабельности продукции и рентабельности продаж — взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

       В процессе анализа финансового  состояния фирмы могут исчисляться  и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение. Например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и др.

       Как в экономике в целом,  так и в промышленности в  2000 г. произошло значительное повышение уровня рентабельности. Главная причина — увеличение реальной прибыли.

  Рост любого показателя рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями и процессами. Это — прежде всего совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это — повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это — индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

       Важным фактором роста рентабельности  является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а  следовательно — росту прибыли.  Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на переходном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. 
 

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия