Формы и виды управленческих решений, принимаемых органами государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Социально-управленческие нормы - это требования, выраженные в правилах поведения, упорядочивающих социальные отношения в соответствии с выбранными целями человеческой деятельности. С их помощью требования субъектов управления переводятся в модели, стандарты должного поведения объектов управления. Воплощение в реальной жизни они получают в процессе разработки и реализации управленческих решений, которые можно считать сердцевиной управленческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1. Управленческое решение, принимаемое органами государственной власти. Виды государственных решений……………………………………..4

2. Формы управленческих решений, принимаемых органами государственной власти…………………………………………………………………...6

3. Классификация государственных решений……………………...11

Заключение………………………………………………………........13

Литература…………………………………………………………….14

Приложение……………………………………………………….......15

Работа содержит 1 файл

РУР контрольная 5 doc.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Различают следующие формы государственно-управленческих решений:

- правовые (считаются те, в которые облекаются  решения, влекущие определенные юридические последствия). Среди них выделяются: 

1) правовые  акты;

2) правовые  договоры;

3) иные  акты, закрепляющие совершение юридически  значимых решений.

- неправовые (оформление организационных мероприятий  и материально-технических операций, совершаемых в процессе государственного управления, которые непосредственно юридических последствий не влекут).

Организационные формы - решения совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, бухгалтерская и статистическая отчетность и другие.

Неправовые  формы государственно-управленческих решений могут предшествовать правовым либо следовать за ними. При этом, в отличие от правовых форм, они  не требуют полного и строго определенного законом юридического закрепления; носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. Деление всех форм управленческих решений по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, накладываются одна на другую. Но все, же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.

В государственном  управлении необходимо максимально  точно и правильно выражать смысл  целесообразных форм, в которых содержатся властные требования, т.е. самих решений. Поэтому в юридической практике обычно закрепляются требования к правовым документам разного рода, их построению, соотношению частей, разбитых на статьи, пункты и подпункты, формулированию положений, используемой терминологии. Среди правил юридической техники выделим: а) правильное формулирование правовых норм и предписаний; б) ясное определение смысловых значений применяемых понятий и терминов; в) четкий юридический язык; г) емкие и точные заголовки глав и статей; д) отсылки к другим статьям; е) правильные обозначения госорганов, должностных лиц и других субъектов; ж) реквизиты. Реквизиты государственных решений, как правило, следующие: герб (государственный, субъекта федерации, города), наименование государственного органа, название акта (указ, приказ, постановление, распоряжение и т.п.), заголовок (о чем), номер, дата принятия (подписания), подпись должностного лица, визы согласования, исполнитель.

3. Классификация государственных решений

Многогранные  проявления общественной жизнедеятельности  и возникающих в ней ситуаций объясняют большое разнообразие соответствующих решений, принятие которых требуется со стороны  государства. Классификация государственных решений позволяет систематизировать их по различным основаниям, например, по субъектам управления, времени и сфере действия, содержанию и форме.

Государственные решения можно классифицировать следующим образом:

1.По  субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; г) единоличные, коллегиальные.

2. По  целям и времени действия - стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные).

3. По  масштабу действия - общегосударственные;  локальные (в пределах административно-территориальной  единицы); внутриведомственные; межведомственные.

4. По  нормативной природе - общие (нормативные), частные (ненормативные).

5. По  юридической силе - высшие (конституционные), законодательные; подзаконные.

6. По  видам государственного управления - гражданские, военные.

7. По  формам правовых актов - законы (конституционные, кодексы, федеральные,  субъектов федерации); указы (царские,  президентские); постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры);

распоряжения (президента, правительства, руководителей  законодательных и исполнительных органов власти); приказы (руководителей  госорганов и их структурных подразделений; военные); приговоры (суда); санкции (следственных, прокурорских органов); декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения.

8. По  порядку принятия - способу оформления  и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).

9. По  методам разработки - типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные).

10. По  содержанию - политические, административные, экономические, организационные,  технологические и др.

11. По  форме изложения - письменные, устные.

12. По  механизму действия - прямого (непосредственного)  действия, рамочные (отсылочного характера).

13. По  значимости для исполнения - обязательные, рекомендательные.

14. По  характеру воздействия — стимулирующие,  протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др.

15. По  степени публичности (открытости) — общего пользования, служебного  пользования, секретные, совершенно  секретные.

Данная  классификация выражает системную  характеристику всего комплекса  государственных решений. Она охватывает наиболее общие, но при этом и свойственные таким решениям, характерные признаки. 

Заключение 

Эффективность управленческих решений государства  в немалой степени зависит  от правильного использования всего  многообразия их видов и формального выражения. Оптимальное сочетание различных видов решений и соответствующих им форм способствует лучшей организации государственной власти, совершенствованию ее управленческих связей в воздействии на внешнюю среду. Практическую ценность содержания деятельности госорганов составляют принимаемые и исполняемые ими решения в целях реализации функций государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Ивасенко  А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н.  Разработка управленческих решений. – М.: КноРус, 2008, 168 с.

2. Ломакин  А.Л. Управленческое решение: Учебное  пособие. – М.: ФОРУМ, ИНФА-М, 2005.

3. Фатхутдинов  Р.А. Управленческое решение: Учебник  для ВУЗов.  – М.: ИНФРА-М, 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Словарь терминов

Формы разработки и реализации управленческих решений

Управленческие  решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются  в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в  реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят следующие.

Указ - решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.

Указание - решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон - решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.

Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ -решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.

Распоряжение - решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.

Протокол - решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция - решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан.

Договор - решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений.

Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.

План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.

Контракт - решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.

Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.

Правила - решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.

Формы реализации управленческих решений включают следующее:

Деловая беседа - встреча руководителя с подчиненным для обсуждения заранее оговоренной темы. Включает следующие этапы:

организация атмосферы взаимной заинтересованности;

согласование  целевых установок;

информационная  подготовка исполнителей;

обоснование целей и задач;

учет  предложений исполнителей;

принятие  решения.

Предписание - официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.

Убеждение - проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.

Разъяснение - проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.

Принуждение - деловая беседа, цель которой -- осознанно заставить работника выполнить управленческое решение.

Наставление - деловая беседа, цель которой -- обучить, подготовить работника к выполнению решения.

Информация о работе Формы и виды управленческих решений, принимаемых органами государственной власти