Государственное регулирование государственного и муниципального заказа

Автор: d****************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать типичные нарушения при размещении государственного и муниципального заказа, выявленные УФАС по Челябинской области, и выработать рекомендации по их предупреждению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, касающуюся размещения государственного и муниципального заказа;
изучить публикации по практике размещения государственного и муниципального заказа;
проанализировать деятельность УФАС по Челябинской области в сфере контроля за размещением государственного и муниципального заказа;
выявить типичные нарушения законодательства о размещении государственного и муниципального заказа и выработать рекомендации по предотвращению нарушений.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     Например, итоги прошлых лет показали, что не все государственные заказчики успели провести торги, финансируемые из бюджета 2007 года.

     В результате для выполнения в I квартале 2007 года работ (услуг), имеющих непрерывный характер, государственные заказчики, вынуждены были заключать контракты (пролонгировать действующие) на срок до подведения результатов, намеченных на январь-март.

     Поэтому при выделении бюджетных средств  заказчикам в третьем четвертом  квартале текущего года, необходимо чтобы  эти средства были выделены с учетом срока, необходимого для размещения государственного и муниципального заказа в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о размещении заказов.

     Таким образом, по сравнению с периодом до 2006 года, законодательство в сфере  размещения заказов изменилось в корне, однако на практике эти изменения привели к исправлению ситуации не более чем на 5-10%. Основная причина, это потребность во времени для адаптации и осознания нового законодательства и заказчиками и предпринимателями24.

     Однако  для достижения полноценного результата и максимальной эффективности необходимо принятие всех отсутствующих в настоящий момент подзаконных актов. Но это требует времени. А с целью повышения эффективности контрольной деятельности и системы размещения заказов ФАС России в настоящий момент готовит необходимые изменения в Закон о размещении заказов, которые при сохранении принципиальных подходов, заложенных в законе, устранят его недостатки.

     К настоящему времени, сформирована достаточно полная нормативно – законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных и муниципальных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно – правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне. 

    1. . Основные понятия,  применяемые в  сфере размещения  государственного  и муниципального  заказа
 

     Статья 4 Закона о размещении заказов, дает понятие государственного и муниципального заказчика. Первоначально заказчиками  выступали органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные данными органами получатели бюджетных средств, при размещении заказов. В настоящее время, в связи с поправками, к государственным и муниципальным заказчикам теперь относятся и государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения. Соответствующие изменения внесены  и в статью 764 Гражданского кодекса РФ.

     Государственными  и муниципальными заказчиками являются  Федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления являются в совокупности самым крупным покупателем продукции и заказчиком услуг за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

     Эффективность расходования бюджетов всех уровней  в значительной мере зависит от полноты  и доступности информации о заключенных  контрактах на государственные закупки  товаров и услуг и информации об их исполнении для всех участников процесса закупок, как покупателей (представителей государства), так и для поставщиков. Только полнота и широкая доступность информационных ресурсов по государственным закупкам делают «прозрачным» расходование бюджетных средств и создают условия для добросовестной и открытой конкуренции между поставщиками продукции (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

       Под государственными нуждами  понимаются обеспечиваемые в  соответствии с расходными обязательствами  РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов РФ).

       Под муниципальными нуждами понимаются  обеспечиваемые за счет средств  местных бюджетов и внебюджетных  источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

     Размещение  заказов на конкурсной основе позволяет  достигнуть значительной экономии средств, однако это возможно только при правильной организации всего закупочного процесса от планирования закупок до реализации заказа.

     В зависимости от вида и объема закупаемой продукции Закон устанавливает  различные способы размещения заказов, которые условно можно разделит на осуществляемые:

        - путем проведения  торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

        - без проведения  торгов (запрос котировок, у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

        Решение о способе  размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказа.

        Конкурс – торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия  исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.

        Аукцион – торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

        Аукционы проводятся в тех случаях, когда размещаются  заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд, для которых  есть функционирующий рынок и  сравнивать которые можно только по их ценам. Перечни таких товаров, работ, услуг установлены Правительством РФ. Если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

        Запрос котировок  цен товаров, работ, услуг – способ размещения заказа не по конкретным заявкам  заказчика, для которых есть функционирующий  рынок, в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей, при котором победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

        Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю подрядчику). С 1 октября 2007 года данное положение дополнено новыми случаями. В частности заказчик может заключить контракт только с одним имеющимся поставщиком (исполнителем или подрядчиком), не прибегая к организации торгов, в случаях если:

        - осуществляются  услуги по канализации, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением  услуг по реализации сжиженного  газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ;

        -  осуществляются  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд на сумму,  не превышающую установленного  ЦБ РФ предельного размера  расчетов наличными деньгами  в РФ между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течении квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов наличными деньгами (в настоящее время 100 тысяч рублей) по итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные и муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ; 

        - осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя подрядчика), определенного Указом или Распоряжением Президента РФ и другими нормативно-правовыми актами.

     Введено дополнение о правилах проведения торгов с выделением лотов. В извещении о проведении конкурса или аукциона по каждому лоту указывается предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров (работ, услуг). Аналогичная информация отражается и в конкурсной или аукционной документации. Участник торгов подает заявку в отношении определенного лота; по каждому лоту заключается отдельный государственный (муниципальный) контракт25. Выделение лотов при размещении заказов путем запроса котировок Законом не предусмотрено.

     При размещении государственного и муниципального заказа любым из перечисленных способов, необходимым условием является заключение контракта. Сторонами муниципального контракта на выполнение подрядных  работ являются подрядчик (любое  юридическое или физическое лицо) и муниципальный заказчик. «Государственным и муниципальным заказчиком являются органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов, на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств, при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств»26.

     Полномочия  государственных и муниципальных  заказчиков определены в различных  нормативно-правовых актах, это ГК РФ, БК РФ, Закон о размещении заказов, а муниципальные заказчики, при размещении заказов руководствуются статьей 33 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»27, т.к обеспечение муниципальных нужд отражается в расходах местных бюджетов. Поэтому, предмет муниципального контракта значительно ограничивается, и органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение:

        - работ по благоустройству  территории муниципального образования;

        - работ по коммунальному  обслуживанию населения; 

         - работ по строительству  и ремонту объектов социальной инфраструктуры;

        -  работ по производству  продукции;

        - работ по оказанию  услуг, необходимых для удовлетворения  бытовых и социально – культурных  потребностей населения на соответствующей  территории;

        - на выполнение  других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств.

     Законом о размещении заказов предусматривается  также создание компетентных органов  по организации торгов. Для обеспечения  прозрачности закупочных процедур, на уровне субъекта РФ на основании Постановления Губернатора Челябинской области № 100 от 12 апреля 2006 года «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Главного управления материальных ресурсов Челябинской области»28 создан уполномоченный орган по размещению заказов для государственных заказчиков за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников (Главное управление материальных ресурсов Челябинской области). Основными функциями, осуществляемыми Управлением, являются:

  1. размещение заказов путем проведения торгов в форме конкурсов или аукционов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, закупаемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников, а также на договорной основе за счет средств бюджетов других уровней;
  2. размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем запроса котировок, на товарных биржах за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников, а также на договорной основе за счет средств бюджетов других уровней;
  3. проведение экспертной оценки государственных контрактов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников;
  4. ведение реестра государственных контрактов по итогам размещения заказов для областных нужд;
  5. осуществление информационного обеспечения государственных закупок.

     Уполномоченный  орган выбирает поставщика и товар  для конкретного учреждения и  на принадлежащие данному учреждению средства. Чтобы такая процедура  была эффективной, взаимодействие уполномоченного  органа и заказчиков, распределение прав и обязанностей должны быть четко оговорены.  

Информация о работе Государственное регулирование государственного и муниципального заказа