Гувернёрская деятельность в современной РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

С 90-х годов ХХ века в России стало возрождаться обучение и воспитание в условиях семьи с помощью профессиональных педагогов-гувернеров. Такая форма образования осуществляется индивидуальными методами, что выгодно отличает ее от технологии массовых учреждений. Закон РФ “Об образовании” предоставляет родителям право приглашать домашнего учителя или обучать детей самостоятельно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. История гувернёрства в России……………………………………………….7
1.1.Гувернёрство в XVIII в. ………………………………………………….....10
1.2.Гувернёрство в XIX – начале XX вв. ………………………………………13

2. Современное гувернёрство …………………………………………………..15
2.1.Юридический статус современного гувернёрства………………………...16
2.2.Виды гувернёрской деятельности и перспективы их развития………..…16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованных источников и литературы…………………………..18

Работа содержит 1 файл

гувернерство.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС» 
 
 

    Факультет__Социально-культурный туризм и сервис

                                                  (название факультета)

    Кафедра       «Образовательный сервис» 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Дисциплина: Теоретико-методологические основы образовательного сервиса 

На тему: «Гувернёрская деятельность в современной РФ» 
 
 
 

                                                               Выполнила студентка группы СКСЗ-108

                                                                Михайлова Е.Е.

                                                               

                                                                Преподаватель:

                                                                Курносова Ж.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 г.

 

Оглавление: 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 
 

1. История гувернёрства  в России……………………………………………….7 

1.1.Гувернёрство в XVIII в. ………………………………………………….....10 

1.2.Гувернёрство  в XIX – начале XX вв. ………………………………………13 
 

2. Современное  гувернёрство …………………………………………………..15 

2.1.Юридический  статус современного гувернёрства………………………...16 

2.2.Виды гувернёрской  деятельности и перспективы их развития………..…16 
 

Заключение………………………………………………………………………17 
 

Список использованных источников и литературы…………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В переводе с французского "гувернер" означает "воспитатель детей, приглашаемый в буржуазные семьи".

    Толковый  словарь русского языка так объясняет  значение слова гувернантка: "воспитательница детей, приглашаемая в семью, чаще иностранка".

    С 90-х годов ХХ века в России стало  возрождаться обучение  и воспитание в условиях семьи с помощью профессиональных педагогов-гувернеров. Такая форма образования осуществляется индивидуальными методами, что выгодно отличает ее от технологии массовых учреждений. Закон РФ “Об образовании” предоставляет родителям право приглашать домашнего учителя или обучать детей самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История гувернёрства в России

    История гувернерства насчитывает уже несколько  сотен, а то и тысяч лет. Еще Аристотель был, можно сказать, гувернером Александра Македонского. Такого рода примеров можно в истории найти тысячи. Но действительно массовый характер гувернерство приняло в 17-19 веках. Гувернерами работали великие умы того времени. Например, Василий Андреевич Жуковский много лет работал гувернером в богатых семьях России 19 века. Пушкин, Лермонтов, великий энциклопедист Александр фон Гумбольдт получили именно домашнее образование – у них были гувернеры, которые занимались с ними иностранными языками, математикой, естественными науками, музыкой.

    В Россию гувернерство пришло почти на век позднее, чем в Европу. В  допетровской Руси было принято нанимать нянек и дядек. Няньки и дядьки не имели никакого научного образования, в основном они учили детей христианским канонам. Между прочим, у того же Пушкина, помимо гувернера была небезызвестная Арина Родионовна.

    Многие  думают, что иностранных гувернеров в России начали нанимать с приходом к власти Петра Первого, который был озабочен образованием нации. На самом деле, Петр действительно ввел обязательное образование для дворян, но только академическое, а не домашнее. Домашнее образование он как раз отвергал и категорически запрещал наем иностранных частных учителей. Он видел в этом угрозу христианской религии.

    Получившая  же европейское образование Екатерина  II, наоборот, очень поощряла домашнее воспитание дворянских отпрысков. Ей, немке по происхождению, были безразличны православные каноны. Именно при Екатерине в России происходит расцвет гувернерства. Иметь в доме гувернера становится не только модным, но и необходимым – во всех приличных домах образованием детей занимаются гувернеры. Надо отметить, что работа гувернера была поначалу исключительно мужской прерогативой – женщины тех времен (даже западноевропейские) не имели доступа к такому образованию, которое получали мужчины.

    В России того времени не было такого количества университетов и других высших учебных заведений и поэтому людей с подобающим для гувернера образованием тоже было мало. Этим можно объяснить то, что в гувернеры, как правило, нанимали иностранцев. Для многих семей главным в образовании ребенка было научить его иностранным языкам, что считалось в высшем свете того времени просто необходимым. Но были, конечно, гувернеры, которые преподавали не только языки, но и музыку, и литературу, и математику. Надо сказать, что платили в России гувернерам весьма щедро. Некоторые гувернеры получали до 5000 рублей за год. Это по тем временам была баснословная сумма. Поэтому немудрено, что в щедрую и хлебосольную Россию из Европы с удовольствием ехали в качестве гувернеров молодые люди, иногда из разорившихся дворян. Среди них уже были и молодые дамы, но все равно это было еще редкостью. Не всегда образование таких людей было действительно высоким – часто это были просто искатели «теплого местечка», где можно отсидеться на полном пансионе, ничего особо не делая. А малообразованные родители, чтобы не отстать от моды, зачастую нанимали гувернеров, не особо вдаваясь в подробности образования оных.

    Возможно, именно из-за такого большого наплыва  желающих, указом Екатерины Второй было наложено ограничение на наем домашних учителей. Каждая гувернантка или гувернер, которые хотели преподавать российским юным дворянам, должны были окончить какое-то российское учебное заведение.

    А к середине 19 века время неквалифицированных  мадам, мусье, монсеньеров, фройляйн и фрекен вообще прошло. Всех домашних воспитателей объявили служащими Министерства народного просвещения России и даже ввели им пенсию после ухода на покой.

    Для подготовки гувернанток примерно в  это же время в Петербурге основали первый институт благородных девиц, известный как Смольный институт. Подобного рода учебные заведения открылись и в других городах России. Девушки, учащиеся там получали знания по истории, географии, музыке, рисованию, танцам, математике, они изучали не менее пяти иностранных языков.

    С этого времени российские гувернантки по уровню своей подготовки могли соперничать с лучшими гувернерами и гувернантками Западной Европы. И дворяне с удовольствием нанимали на работу отечественных гувернанток.

    Гувернеры были, зачастую, люди передовых взглядов. Иногда они имели довольно серьезное влияние на своих нанимателей – родителей своих учеников, русских дворян. В результате этого влияния, многие из российских дворян оплачивали своим гувернерам расходы на научные эксперименты и опыты, оборудовали для них мастерские и лаборатории. Именно благодаря гувернерам в России стала развиваться такая наука как естествознание. Они вели домашние наблюдения, проводили опыты, вели переписку с именитыми учеными того времени. Многим научным открытиям той эпохи было положено начало в этих письмах. По мнению некоторых историков, именно гувернеры вложили в умы русского дворянства многие вольнодумные мысли, которые в итоге привели к революции в России.

    Гувернеры и гувернантки воспитали десятки  поколений российских и европейских  дворян. Как правило, молодой дворянин 18-19 веков умел говорить свободно на четырех-пяти иностранных языках, музицировал, танцевал, пел, знал историю, географию, математику, естественные науки. Воспитанники гувернеров были гордостью российской империи. Однако с революцией 1917 года институт гувернерства был полностью уничтожен и только сейчас он начинает очень медленно снова развиваться. Возможно, в будущем Россию ждет расцвет домашнего образования. 
 
 

1.1.Гувернёрство  в XVIII в.

    Восемнадцатый век можно по праву считать  эпохой гувернерства. Слова «гувернер, гувернантка», образовались от французского «gouvernanter» – управлять – появляются в русском языке в первой половине XVIII века.

    Гувернерство  приобрело в XVIII в. широко распространенный характер и сформировалось в России как типичное для данного исторического периода.

    Приглашение гувернеров-иностранцев являлось показателем  достатка и соответствия высокому социальному статусу. Количество домашних учителей и гувернанток свидетельствовало о желании родителей дать детям наилучшее воспитание. Домашнее образование под руководством гувернеров-иностранцев признавалось в обществе привилегированным, а, следовательно, ему отдавалось предпочтение.

    Иностранцы-гувернеры  составили серьезную конкуренцию  отечественным домашним наставникам. Дядьки, прежде выступавшие в роли воспитателей, постепенно уступают свои позиции иностранцам-гувернерам и выполняют главным образом обязанности слуг.

    В то же время, отсутствие контроля за деятельностью  домашних гувернеров-иностранцев со стороны государства пошатнуло национальные корни просвещения. Приехав в Россию с целью решения своих материальных проблем, гувернеры-иностранцы, в отличие от домашних учителей царской семьи, редко соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в науках. Гувернеры-иностранцы не имели специальной профессиональной подготовки и не удовлетворяли потребность в домашнем образовании. Такое положение дел не могло не волновать общественность, прогрессивных деятелей государства.

    Государыня  Елизавета Петровна (1741-1761) Указом, изданным в 1755 году, запретила обучать и воспитывать русских детей иностранцам, предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельства о личности. Несмотря на Указ, иностранцы-гувернеры надолго обосновались в России. Граф И.И. Шувалов как курьез рассказывал, что выписанные им из Франции лакеи вскоре поступили в качестве учителей-гувернеров в частные дома.

    В конце XVIII в. в обществе назревает  протест против гувернера-иностранца. Возникающая потребность в отечественных  кадрах домашних педагогов привела к созданию в рамках государственной системы образования специальных учреждений для их качественной подготовки.

    Созданная к середине XVIII в. система домашнего  образования в России не решала проблем  обучения и воспитания юношества. В крупных городах и культурных центрах ощущалась острая нехватка в воспитательных учебных заведениях. Решить эти проблемы предполагалось путем создания в крупных городах и столицах частных пансионов. Открывали их, как правило, иностранцы. Первоначально обучение мальчиков и девочек осуществлялось совместно, позже произошло разделение на женские и мужские пансионы. В них принимались дети разных возрастов и даже взрослые; определенного срока и программы обучения не было. Воспитанники могли покинуть пансион в любое угодное для их родителей время.

    Обучение  детей в пансионах строилось  в соответствии с модой на все  французское, немецкое и вообще иностранное. Из воспоминаний Г.Р. Державина, воспитывавшегося в пансионе немца Розе, мы узнаем, что этот «наставник» прославился не только своей жестокостью, но и дурным нравом: он наказывал своих учеников самыми мучительными и неблагопристойными штрафами.

    Рассмотрим  на примере некоторых типов женских  учебных заведений содержание подготовки отечественных гувернанток и  домашних наставниц.

Информация о работе Гувернёрская деятельность в современной РФ