Гувернёрская деятельность в современной РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

С 90-х годов ХХ века в России стало возрождаться обучение и воспитание в условиях семьи с помощью профессиональных педагогов-гувернеров. Такая форма образования осуществляется индивидуальными методами, что выгодно отличает ее от технологии массовых учреждений. Закон РФ “Об образовании” предоставляет родителям право приглашать домашнего учителя или обучать детей самостоятельно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. История гувернёрства в России……………………………………………….7
1.1.Гувернёрство в XVIII в. ………………………………………………….....10
1.2.Гувернёрство в XIX – начале XX вв. ………………………………………13

2. Современное гувернёрство …………………………………………………..15
2.1.Юридический статус современного гувернёрства………………………...16
2.2.Виды гувернёрской деятельности и перспективы их развития………..…16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованных источников и литературы…………………………..18

Работа содержит 1 файл

гувернерство.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    Период  царствования Екатерины Великой  связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О. Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия духа».

    Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей». Она открыла первое в России государственное учебное заведение для девушек из благородных семей. По образцу французского женского учебного заведения «Сен-Сира», 5 мая 1764 г. в стенах Воскресенского монастыря по велению императрицы открывается Воспитательное общество благородных девиц. Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок.

    Период  расцвета Смольного института (1764-1782) сменился периодом спада (после 1783 г.), уровень воспитания и обучения в нем подвергался критике, непорядки неоднократно разбирала специальная комиссия. Преподавали здесь в основном учителя-иностранцы, что во многом осложняло обучение, так как оно велось на иностранном языке, который девушки еще только усваивали. Впоследствии соответствующим постановлением было определено закрепить русский язык как язык преподавания, разговаривать вне занятий лишь на родном языке, подобрать лучшие кадры для обучения воспитанниц, ввести летние каникулы.

    В то же время, Смольный, без сомнения, являлся первым государственным образовательным учреждением для девушек дворянского сословия, а его мещанское отделение впервые готовило отечественные кадры гувернеров, домашних учителей и наставниц.

    К концу XVIII в. выделились три параллельных направления, в которых развивалось просвещение: церковно-просветительская система, домашнее воспитание под руководством гувернанток и система обучения в государственных воспитательных учреждениях.

    Существовавшие  институты и частные пансионы были закрытыми и в большинстве своем доступны лишь привилегированным сословиям. В конце 50-х – начале 60-х гг. в России создаются воспитательные учреждения, где могли обучаться дети не только дворян, но и других сословий.

    В 1798 г. в Петербурге было открыто училище для девиц обер-офицерского звания, получившее в дальнейшем имя ордена св. Екатерины. 

1.2.Гувернёрство  в XIX – начале XX вв. 

    Для обучения детей дворян в Москве создается  аналогичное петербургскому Московское училище св. Екатерины. Согласно правилам приема 1803 г. в училище зачислялись лишь дочери полковников и статс-советников. Прием дочерей чиновников недворянского рода, но высокого военного и гражданского чина был разрешен в 1814 г.

    К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 
184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы.

    По  указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна  возглавила воспитательные и благотворительные  учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.

    Формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости, воспитанности. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других – к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Таким образом, XIX век был ознаменован созданием многоуровневой системы учебных заведений, выпускники которых могли составить серьезную конкуренцию иностранцам-гувернерам.

    В феврале 1872 г. открылись специальные  курсы Санкт-Петербургского Фребелевского  общества. Общество Ф. Фребеля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребелевское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам.

    Готовило  русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское  реальное женское училище ведомства  императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт). Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки – за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству.

    В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

    В 1872 г. в Москве создается первое в  России учебное заведение для  женщин с университетской программой – Московские Высшие женские курсы профессора В.И. Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С. Тихонравов, В.О. Ключевский, П.Г. Виноградов, В.И. Гирье и многие другие.

    После 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запрещены, а подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена. Вместе с тем, в советский период сохраняются элементы наставнической деятельности в форме репетиторства, которое носило стихийный характер и было направлено на компенсацию недостатков государственной системы образования, а также существовало в качестве дополнительного обучения по желанию родителей. Отличительной особенностью этого этапа является перемещение акцента в деятельности гувернера с воспитательной на образовательную функцию.

    Кризис  государственной системы дошкольного  образования начала 90-х годов XX в., законодательно закрепленная возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства вновь актуальной. Смена образовательной модели с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную в контексте гуманизации системы образования не только возобновила интерес к этому виду наставнической деятельности, но и повлекла за собой создание курсов, школ, экспериментальных площадок, направленных на подготовку домашних учителей и воспитателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современное  гувернёрство 

    В послереволюционное время к факторам, снижавшим интерес исследователей к изучению домашнего образования царской России, добавился еще и классовый подход. Придерживаясь его, советские историки педагогики сознательно акцентировали внимание на тех формах образования, что были доступны "трудящимся классам", и на проектах внесословной школы. Качеству домашнего обучения дворянских детей дается однозначно негативная оценка: "Среди учителей иностранцев появляется много случайных людей, не имеющих необходимого образования и опыта в обучении и воспитании детей. Даже дворянские правительства, сами зараженные преклонением перед иностранщиной, вынуждены были обращать внимание на это:"

    Гувернер, точнее, гувернантка сейчас - преимущественно женская профессия, хотя иногда встречаются и мужчины-гувернеры, которых приглашают для обучения мальчиков (особенно, если мальчик обладает непростым характером, и родители не в состоянии справиться с его воспитанием сами).

    У современного гувернера три основные функции: обучающая, воспитательная и коммуникативная. Какой бы хорошей ни была школа (даже если это частная школа, где в классе 12 человек), обучение в ней - групповой процесс. Оно изначально построено как групповое. В то же время каждый ребенок индивидуален. Один общительный, другой замкнутый; одному нравится история, другому физика, третьему иностранные языки, а четвертому - футбол. Один запоминает быстро, другой - медленно. А учатся все в одном классе и по одной программе. Как показывает практика, наиболее востребовано обучение иностранным языкам и музыке. Иногда требуется просто помощь в приготовлении уроков. Зачастую функции гувернантки сегодня совмещаются с функциями няни: забрать ребенка из школы, покормить, погулять. Наиболее сложная и интересная функция гувернера - воспитательная. Хорошие манеры, правильная речь, уровень общей культуры ребенка - вот основное поле деятельности гувернера.

    Сегодня найти хорошего гувернера непросто. Часто его по рекомендации передают из одной семьи в другую. Порой приходится ждать, когда он закончит работу в одной семье, чтобы сразу же перейти в другую.

    Основное  требование к гувернеру при приеме на работу – высшее педагогическое образование (также возможно медицинское, языковое, психологическое, музыкальное). Важен опыт работы в семьях, рекомендации, хорошее здоровье и психологическая устойчивость, соответствующий этой работе имидж. Размер оплаты гувернера зависит от очень многих факторов - это и уровень его образования, и возможности семьи, в которую он попал, и даже его личные амбиции. В среднем же, по сведениям агентств по подбору персонала, гувернантка получает от 3 до 8 долларов в час. Каких-то общих критериев нет, все очень индивидуально. Одно можно утверждать определенно: гувернеры сегодня - востребованная профессия и в дальнейшем спрос на них будет расти. 

2.1.Юридический  статус современного гувернёрства 

    Гувернеры (гувернантки) – являются физическими  лицами и не имеют право на выдачу дипломов, аттестатов, сертификатов и прочих документов об образовании.  

2.2.Виды  гувернёрской деятельности и  перспективы их развития 

    Гувернерство  можно разделить по видам деятельности:

    - воспитание и домашнее образований детей дошкольного возраста;

    - воспитание и домашнее образование детей в возрасте от 6 (7) 

    - воспитание  и преподавание полной школьной  образовательной программы;

    - воспитание  и преподавание нескольких предметов  (иностранные языки, живопись, музыка)

    - воспитание  и музыкально (художественное) домашнее образование.

Заключение

    Возвращение российского образования к гувернёрству как определённому типу образования объясняется многими причинами. Здесь можно говорить о неудовлетворённости уровнем образовательной подготовки, стандартизации образовательных программ, не учитывающих индивидуальных способностей и склонностей ребёнка. К гувернёрству обращаются как противоположному типу образования по ряду параметров школе. Следует отметить, что разные субъекты образовательного процесса - родители (как основной заказчик уровня качества образования детей), идеологи возлагают разные ожидания на гувернёрство.

    В сознании родителей первоначально  гувернёрство ассоциировалось с  классическим универсальным образованием, наполненным гуманитарным содержанием, с акцентом на лингвистическом компоненте и цикле общекультурных развивающих предметов (музыка, основы живописи) особенно для учащихся начальной школы или дошкольников.

    Можно рассматривать гувернерство как  один из механизмов реализации вариативного принципа в системе образования, который направлен на фундаментализацию общего образования и удовлетворения различных образовательных потребностей населения.

    Учителя увидели в гувернёрстве возможность  изменения условий труда, позволяющие  реально перейти к индивидуальной работе с ребенком, перенести акцент своей деятельности на развитие особенностей ученика.

    Говоря  о функциях образования, следует  отметить, что система образования является одним из основных институтов социализации человека в обществе, формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также важным фактором в осуществлении задач социально экономического и культурного развития общества. В этой связи первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запросы общества, учитывая основные тенденции его развития. Реализация данной задачи не может быть достигнута только на основе внедрения новых технических средств и технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гувернёрская деятельность в современной РФ