Мотивация поведения и стимулирования труд в системе работы с кадрами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:23, реферат

Описание работы

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова, мотивированная деятельность - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

Работа содержит 1 файл

реферат на уп.docx

— 161.52 Кб (Скачать)

     1.ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ

      Эффективное управление невозможно без понимания  мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

      Вся деятельность человека обусловлена реально  существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В  узком смысле слова, мотивированная деятельность - это свободные, обусловленные  внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в  зависимости от внутренних побуждений и условий  внешней среды.

     Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

      Процесс мотивации можно  разбить на 4 этапа:

      · возникновение потребности (голод, жажда, желание получить образование и т.д.);

      · разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности (купить пищу, поступить в вуз и т.п.);

      · определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно, определение путей, анализ альтернатив, выбор решения);

      · удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

      Различают биологические и социальные потребности. Потребности находятся в постоянном развитии и имеют тенденцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом.

      Важное  значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. В переводе с латинского, буквально, остроконечная палка, которой подгоняли животных, имеет значение - принуждение. Поэтому более правильно рассматривать стимул как побуждение к действию или причину поведения человека.

      Различают четыре основные формы  стимулов:

      · принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор;

      · материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждения за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты, ссуды;

      · моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доска почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды;

      · самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, защита диссертации, публикация книги, авторские изобретения. Это самый сильный стимул из известных. 

     2.ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ 

      Теория  мотивации начала активно разрабатываться  только в XX веке, хотя мотивы и стимулы  использовались с  древних времен. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика “кнута и  пряника”.

      Проблемы  мотивации персонала  уже долгое время  находятся в центре внимания западных социологов.

      и А. Смит в своих  трудах подошли к  основам классической теории мотивации. Ее суть может быть сформулирована очень просто - деньги - единственный мотивирующий фактор в работе. Выразителем этой теории был и , которого часто называют отцом научного менеджмента. Позднее вопросы мотивации разрабатывались Элтоном Мэйо из Гарвардского университета.

      Современные теории мотивации  подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать. В процессуальных теориях мотивации поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

      К представителям первой категории относятся , Дэвид Макклелланд, Фредерик Херцберг. Ко второй относятся теории ожидания, теории справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.

      Одной из наиболее последовательных современных концепций  мотивации деятельности человека, ориентирующей  на активизацию человеческого  фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию “Х”, теорию “Y”.

      Теория  “Х” - это, собственно, теория Тейлора, предполагает, что человек ленив  и старается избегать работы. Людей нужно  принуждать к труду. Они ждут, что ими  будут руководить, избегают ответственности, не терпят перемен, им нельзя доверять.

      По  мнению Д. Макгрегора, люди совсем не такие по природе и им присущи противоположные качества (теория “Y”).

      Теория  “Y” получила развитие в теорию “Z”, выдвинутую профессором Калифорнийского  университета У.Оучи на основе изучения японского метода управления персоналом.

      Отличительными  чертами японского  опыта, обеспечивающими  реализацию "человеческого  потенциала", по мнению Йосихары, следует считать такие основные признаки:

      · гарантия занятости и создание обстановки доверительности;

      · постоянное присутствие руководства на производстве;

      · гласность и ценности корпорации.

      По  теории “Z” каждый работник имеет свободу  и работает самостоятельно, без надзора.

      Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотивации. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.

      Согласно  Маслоу, люди стараются достичь целей организации в том случае, если считают возможным удовлетворить одну из своих собственных потребностей в этом процессе. Эти потребности выстроены согласно иерархии: потребности могут быть реализованы только после удовлетворения первичных потребностей. Самые основные - физиологические потребности (питание, одежда, жилье), за ними следуют потребности в безопасности. Далее - социальные потребности (принадлежность к группе), затем потребности в признании. Наконец, существует потребность в самоопределении.

      К. Альфред считает, что потребности  человека могут быть объединены в отдельные  группы, но в отличие  от пирамиды Маслоу, он считает, что таких групп существует только три:

      · потребности существования;

      · потребности связи;

      · потребности роста.

      Согласно  теории Ф. Херцберга, факторы, которые определяют мотивацию, могут быть разделены на два вида:

      “Факторы  неудовлетворенности” известны как факторы  гигиены или условий  труда. Они действуют  как функциональные предпосылки: когда  происходит что-либо не так, люди могут  быть недовольными. Можно привести такие  факторы, как правила, условия работы, рабочие  отношения и т.д.

      “Факторы  удовлетворенности” - мотивирующие факторы, являются стимуляторами: они служат причиной удовольствия и дают людям чувство, что  они могут развиваться. Важно то, что работники  могут быть творческими  личностями, могут  быть признаны, могут  быть ответственными, успешными в работе.

      В следующей схеме  факторы гигиены  расположены во внешнем  круге. Они также  относятся к факторам окружающей среды  или внешним рабочим  факторам. Реальные стимулы расположены  во внутреннем круге  и называются “внутренними рабочими факторами”.

      Теория  Макклелланда делает упор на потребности высшего уровня. Три потребности - власть, успех, причастность.

      Теория  ожидания. (Виктор Врум).

      Ожидание  в отношении затрат труда и результатов  труда, результатов  и вознаграждения, валентность (степень  удовлетворенности  вознаграждением).

      Теория  справедливости Адамса. Соизмерение с  другими людьми, с  затратами.

      Модель  Портера-Лоулера (Портер Л., Лоулер Э.). Включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Процесс мотивации зависит от действия пяти переменных: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

      Датский психолог К. Б. Мадсен выделяет девятнадцать основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы:

      1. Органические мотивы:

      · голод;

      · жажда;

      · половое влечение;

      · материнское чувство;

      · ощущение боли;

      · ощущение холода (самосохранение);

      · ощущение жары;

      · анальные потребности (выделения);

      · потребность дышать.

      2. Эмоциональные мотивы:

      · страх или стремление к безопасности;

      · агрессивность или бойцовские качества.

      3. Социальные мотивы:

      · стремление к контактам;

      · жажда власти;

      · жажда деятельности.

      4. Деятельные мотивы:

      · потребность в опыте;

      · потребность в физической деятельности;

      · любопытство (интеллектуальная деятельность);

      · потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность);

      · жажда творчества (комплексная деятельность). 
 

      3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА 
 

      Мотивация труда формируется до начала профессиональной деятельности - в процессе социализации индивидуума.

      Основными факторами мотивации  труда можно назвать:

      · направления, стимулирующие работу (интересная работа);

      · условия и содержательность труда;

      · четкие цели - осознание того, что ожидается, и выделение соизмеримых целей;

      · система экономических нормативов и льгот;

      · уровень заработной платы;

      · справедливость распределения доходов;

      · авторитет, власть - способность принимать решения;

      · обратная связь - получение определенной информации относительно выполнения работы;

      · возможность продвижения по службе - отслеживание потенциала для продвижения, карьерные соображения;

      · поддержка от руководства – наличие опытных менеджеров, желающих помочь;

Информация о работе Мотивация поведения и стимулирования труд в системе работы с кадрами