Понятие и роль коммуникаций в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Коммуникации играют большую роль в процессе управления. Они выступают связующим процессом, необходимым для осуществления управленческих действий. Почти 80 % рабочего времени управляющего персоналом расходуется на общение, это может показаться невероятным, но, если учесть, что ему приходится общаться, исполняя роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также для выполнения всех управленческих функций. Поэтому качество обмена информацией прямо влияет на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность и роль коммуникаций……………………………….4

Глава 2.Процесс коммуникаций в организации………………………….8

Глава 3.Современные виды коммуникаций………………………………13

Выводы………………………………………………………………………22

Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Копия коммуник в орг курсовая.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

Надежность  и достоверность. Характеризуют, насколько  получатель доверяет полученной по обратной связи информации и насколько  верно она отражает реальное состояние  дел. Искажение при передаче может  повлечь за собой как неверную реакцию руководителя, так и последующие  неверные изменения в действиях  подчиненного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Виды коммуникаций в организации.

 

Коммуникации, осуществляются в организациях, могут  быть классифицированы по ряду признаков (табл.1)

 

Таблица 1

Классификация коммуникаций в организации.

Признак классификации

Виды коммуникаций

Субъект и средства коммуникаций

Коммуникации с помощью технических  средств, информационных технологий

Межличностные

Форма общения

Вербальные

Невербальные 

Каналы общения

Формальные 

Неформальные 

Организационный признак (пространственного расположения каналов)

Вертикальные 

Горизонтальные 

Диагональное 

Направленность общения

Нисходящие 

Восходящие 


 

Коммуникации. Осуществляются с помощью технических  средств информационных технологий, в современных условиях приобретают  важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). С помощью УИС можно, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей области.

Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между  людьми в ситуациях «лицом к лицу»  и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они пр6едставляют большую значимость для изучения организационного поведения. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис.2).

Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью  отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно  ли понято и принято получателем.

 




 



 

Рис. 2 Факторы, влияющие на межличностные  коммуникации.

 

Получатель  должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обуславливает  различные подходы к кодированию  и декодированию информации. При  некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.

Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.

В отношении ожидания получателя важно  отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.

На  эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость  отправителя и получателя, неприятие  получателем целей и задач, которые  формулируются в сообщении, разрушают  коммуникацию.

Статус  отправителя может быть по-разному  воспринят получателем получатель может признавать его, а может  воспринимать статус как личною угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает её.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.

Коммуникации  по форме общения. Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с  помощью устной речи как системы  кодирования.

Большую часть рабочего времени управляющие персоналом тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А.Мейрабиана лишь 7 % с сообщений определены их вербальным содержанием, 93% имеют невербальную природу, из которых 38% определены модуляцией голоса, а 55%  - выражением лица.

Невербальные  коммуникации – сообщения, посланные  отправителем без использования  устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз. Взгляда, манер. Они выступают  как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.

С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.

Коммуникации  по каналу общения. Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Они определяются существующими регламентами:

    • организационными (например, схемой организационной структуры);
    • функциональными ( например, положение об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).

Формальные  коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую  структуру управления.

Неформальные  коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражения  человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.

Неформальные  коммуникации часто называются «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 2).

По  данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75% являются точными.

Коммуникации  в зависимости от пространственного  расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу  верх, а так же в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.3)

 

 

 

Таблица 2

Виды  слухов  и их характеристика.

Виды слухов

Краткая характеристика

«Мечты и чаяния»

Отражают желания и надежды  людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников

Слухи-«пугала»

Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в  коллективе, могут нанести ущерб

«Вбивание клиньев»

Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносит урон репутации как компании, так и отдельных работников

Финальный слух

Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками


 

Нисходящие  организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Почти половина контактов управляющих персоналом приходится на подчиненных, а вторая – делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами. Осуществляя нисходящие контакты, некоторые администраторы широко используют цветные буклеты, дорогостоящие презентации и тщательно спланированные встречи с работниками, что, возможно, привлекает внимание, но обычно не вызывает у подчиненных понимания (одной из целей эффективного общения). Ключ к более совершенным коммуникациям отнюдь не в использовании цветных рисунков, платков, громких акций или электронных средств, а в представлении управляющих тщательно отобранной, продуманной информации.

Управленци, добившиеся успеха в общении, восприимчивы к нуждам людей и открыты к искреннему диалогу с другими сотрудниками.

Кроме нисходящих коммуникаций, организации необходимы восходящие. Восходящие коммуникации выполняют также функцию снабжения информацией о происходящем на более низких уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Характеристика  вертикальных коммуникаций.

Вид коммуникаций

Цели 

Виды передаваемой в сообщении  информации

 

Нисходящие 

1.Поставить подчиненным конкретные задачи для выполнения работы.

2.Оперативно сообщить новости о деятельности организации.

3.Осуществить инструктирование по выполнению работы.

4.Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности.

5.Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы.

6.Обеспечить социальную поддержку подчиненным

1.Об изменениях в политике организации.

2.О бюджете организации, его изменении, исполнении.

3.Директивы вышестоящих органов управления.

4.О новых системах и процедурах.

5.Инструкции, информация для выполнения заданий.

6.О кадровых перемещениях и реорганизации.

Восходящие 

1.Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах.

2.Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях.

3.Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам.

4.Получить представление об улучшении деятельности организации.

1.Отчеты о выполнении работы, возникших в ходе работы проблемах.

2.Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам.

3.Жалобы подчиненных.

4.Предложения подчиненных.

5.Мнения подчиненных.


 

Благодаря им управляющие узнают о текущих и потенциальных проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время управляющие персоналом используют новую форму восходящих коммуникаций – рабочие группы, регулярно собирающихся раз в неделю для обсуждения и решения производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества. Восходящие коммуникации. Как правило, осуществляются в форме отчетов. Предложений и пояснительных записок.

Горизонтальные  коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Диагональные  коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений  различных уровней иерархии. Они  используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими  способами затруднены.

Электронные коммуникации . Электронная почта ( e-mail) представляет собой коммуникативную компьютерную систему, которую Энли Гров, исполнительный директор Intel Corporation, описывает как «первое проявление переворота в понятиях о том, как передается информация и как должно управлять этим процессом». Электронная почта позволяет практически мгновенно отправить сообщение конкретному получателю или сотне адресатов, которые будет храниться в их персональных компьютерах до тех пор, пока его не прочтут. Некоторые системы электронной почты позволяют рассылать сообщения в различных режимах, переводить их на иностранные языки. Основными преимуществами систем электронной почты являются высокая скорость передачи и удобство пользования, а самый существенный их недостаток – отсутствие непосредственного личного контакта и связанные с этим трудности точной передачи и интерпретации эмоций и тонких чувств в кратких (несколько стерильных) печатных сообщениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                                  Выводы.

1.Коммуникации  – обмен идеями, мнениями и  информацией в устном или письменном  виде по средством символов и действий.

2.Процесс  коммуникаций состоит из этапов: отправление сообщения, передача  сообщения, получение сообщения  и обратная связь. 

3.Важнейшими  элементами процесса коммуникаций  являются отправитель,  сообщение,  каналы передачи, получатель и  обратная связь. Именно наличие  обратной связи делает процесс  коммуникации двусторонним. Присутствие  всех этих элементов необходимо  для осуществления эффективного  общения.

4.Коммуникации  в организации могут классифицироваться  по ряду признаков: по субъекту  и средствам коммуникаций, по  форме общения, каналу общения,  по их пространственному положению,  по направленности общения. 

5.Важнейшим  средством эффективного общения  выступает активное слушание, поэтому управленцы должны учиться овладевать этим важным искусством.

6.Для организации  эффективных коммуникаций в группе, в организации необходимо правильно  строить и использовать коммуникационные  сети.

7.К основным способам совершенствования информационного обмена в организации относятся: регулирование информационных потоков, управленческие действия, внедрение систем обратной связи, внедрение систем сбора предложений, использование информационных бюллетеней, использование современных информационных технологий и мировых информационных ресурсов.

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник/ под. ред. Гапоненко А.Л. – М.: изд. «РАГС», 2004 – 558с.
  2. Королев Ю.Б. Управление в АПК: учебник/ под. ред. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. – М.: Колос, 2003-304с.
  3. Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2008 – 464с.:ил.
  4. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. 3-е изд., доп. И перераб. М., 2008.
  5. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия/под. ред. Литвинов Ф.И.//Менеджмент в России и зарубежом.-2008.-№2-с.91-96.

 

 

 

Информация о работе Понятие и роль коммуникаций в организации