Понятие и сущность организационной культуры, ее соотношение с корпоративной культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрения понятия организационной и корпоративной культур, изучение подходов о соотносимости этих двух понятий. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

1)Рассмотреть понятие организационной культуры, изучить её специфические особенности.

2)Рассмотреть понятие корпоративной культуры, изучить её специфические особенности.

3)Изучить основные подходы к соотношению понятии организационной и корпоративной культур.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3 стр.

1. Понятие, структура и элементы организационной культуры…… …4-8 стр.

2. Корпоративная культура…………………………………………..…..9-11 стр.

3.Подходы к соотношению понятий организационной и корпоративной культур……………………………………………………………..…….12-15 стр.

Заключение………………………………………………………………….16 стр.

Список использованной литературы……………...……………………….17 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат по теории организации.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Глава 2.Корпоративная культура.

     Корпоративная культура – это качественная реализация позитивного корпоративизма на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых сообществом корпораций, которые определяют его поведение, характер деятельности,  максимизацию корпоративного духа и менеджмента, с учетом социально-этической ответственности.5

     Корпоративная культура – это также приобретенное, усвоенное и воплощаемое качество позитивного корпоративного поведения и общения работников корпорации (внутри – и вне) на основе коллективно разделяемых профессиональных интересов, ценностей, норм и традиций под контролем органов управления и самой общественности. Содержательно она включает в себя общественное соучастие, партнерство, комфортные условия труда, кадровую политику удержания работников, возможности их роста и раскрытия профессионального потенциала, кодекс  персонала и др.

Корпоративная культура обеспечивает:6

  1. Формирование морально-этических ценностей и установок жизнедеятельности корпорации, побуждающих потенциал интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов на эффективную реализацию её миссии.
  2. Упрочение связей (социальное партнерство) работников с руководством корпорации, чувства общности(солидарности) всех  уровней работников вокруг ценностей, норм, традиций и повышение их ответственности за качество деятельности.
  3. Организацию работы и распоряжение человеческими ресурсами таким образом, чтобы деятельность корпорации обеспечивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто  в ней работает.
  4. Создание фирменного стиля, направленного на развитие культуры качества, процветание корпорации, стимулирования удовлетворенности трудом работников и повышение социального вклада в общество.
  5. Завоевание благожелательного отношения со стороны общественности, находящейся вовне корпорации

Корпоративная культура включает в себя культурно-психологическую (ценности, суждения, поведенческие нормы и т.п.) и средо-объектную (микро-, мезо-, макроуровни) сферы. Схематично ее можно представить в следующем виде.

Факторы, влияющие на корпоративную культуру
Корпоративная философия
Национальная культура, менталитет
Культура эффективного бизнеса
Профессиональная  культура
Конкурентная  среда Государственные законы, идеология Мода
Корпоративная культура
 

Элементы корпоративной  культуры
Декларация  миссии организации Командный дух Стиль руководства  и лидерства Деловой этикет общения Мотивация и стимулирование работников Фирменный стиль Социальное  партнерство Культура качества
 
 
 
 
 
 

     Для корпоративной культуры характерно согласование формальных и неформальных отношений, слаженность взаимодействий различных подструктур и гибкость реагирования на складывающиеся ситуации, взаимовыручка и т.п. Здесь появляется заинтересованность единиц всех уровней в результатах работы в целом, а не только в исполнении собственных обязанностей. Поощряется креативность, инициативность, поскольку с их помощью нарабатываются механизмы быстрого перестраивания, трансформации, модернизации и т.п. В корпорации налаживаются механизмы, обеспечивающие развитие, позволяющие управлять изменениями, сохраняя целостность.

Корпоративная культура специально формируется (как  правило, первыми лицами в организации) и объединяет ценности организации; организационная культура образовывается спонтанно через взаимодействие ценностей самих работников (см. приложение). То обстоятельство, что корпоративная культура целенаправленно создается без учета организационной культуры, которая является неформальной системой, приводит к “культурной близорукости”: менеджеры не понимают, почему персонал не разделяет ценности корпоративной культуры, а также, почему она зачастую не в полной мере выполняет свои функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные подходы к соотношению понятий корпоративной и организационной культур.

В целом  можно выделить четыре основных подхода  к соотношению этих понятий7.                        1. Корпоративная и организационная культуры - самостоятельные феномены, имеющие пересечение в своих элементах.  

  1. Так, например, Грошев И.В., сравнивает эти два понятия по различным параметрам в таблице8  и находит существенные различия этих понятий по параметрам представленным в таблице.
Параметры сравнения Организационная культура Корпоративная культура
 
Объект  анализа
Локальная отраслевая организация Многопрофильная компания. Международная корпорация
Концептуальный  диапазон На уровне отдельной  организации На уровне корпораций
Содержание Общее Частное, не типичное для всех организации
Источник  возникновения Руководитель Совет директоров
Уровень анализа Макро Мезо
Доминирующая  институциональная  ценность Повышение качества

Ресурсосбережение

Расширение  рынка

Оргтехническое  развитие производства

Развитие  личности

Повышение качества

Ресурсосбережение

Расширение  рынка

Оргтехническое  развитие производства

Развитие  личности

Ситуация, иллюстрирующая актуальность проблемы организационной  культуры Несоответствие  структуры, стратегии и культуры организации Слияние, поглощение одних предприятий другими. Создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке.
Оказываемое влияние Элементы организации  и ее персонал Взаимодействие  между партнерами по бизнесу

 
Т.Ю. Базаров считает, что организационная культура - это «интегральная характеристика организации (ее ценностей, образов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определенной типологии», «целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования». Корпоративную культуру он определяет как «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения». Таким образом, в данной трактовке организационная культура является некой моделью, теоретическим конструктом и в этом ее основное отличие от корпоративной культуры, уникальной для каждой организации. При этом корпоративная культура каждой конкретной организации является «оригинальной смесью типов организационных культур».   
Также существует мнение (А.А.Максименко), что основой различия корпоративной и организационной культур является размер организации. Для малых и средних организаций, численность работников составляет десятки или сотни работников, подходит понятие организационной культуры.
В организации, имеющей в своем составе несколько тысяч человек, отсутствует внутренняя неформальная структура, статусно-ролевой контакт или вообще знакомство на уровне статусов; применительно к ней можно говорить о корпоративной культуре». По нашему мнению, такое разделение не вполне обосновано: в крупной компании тоже может присутствовать неформальная внутренняя структура, а в небольшой фирме отношения могут носить формализованный характер. Не ясно, какое количество сотрудников будет «пороговым» между организацией и корпорацией. И. Грошев полагает, что понятие «организационная» применимо к локальной отраслевой организации, «корпоративная» к многопрофильной международной корпорации, а «предпринимательская» к культуре малых предприятий.                 2. Корпоративная культура - часть организационной культуры.          По мнению некоторых ученых (Л. Колесникова, Ю.Д. Красовский, Б.З. Мильнер, Е.Г. Молл, Т.О. Соломанидина), наиболее подходящим для целей управления представляется термин "организационная культура", так не каждое предприятие, фирма или организация представляют собой корпорацию. Другими словами, понятие "организационная культура" шире понятия «корпоративная культура».                  3. Организационная культура - часть корпоративной культуры.    Если понятие «корпоративная» толковать как общепрофессиональная, на уровне ценностей и норм данного бизнеса, предпринимательской деятельности или сферы производства, то тогда корпоративная культура включает в себя более широкие нормы и ценности, определяющие социальную значимость и ответственность работников, занятых в этой сфере. В данном контексте понятие «корпоративная культура» охватывает организационные культуры отдельных компаний, занятых в определенном бизнесе. 
А.И. Пригожин считает, что «умело определив функции, мотивацию, развитие отношений между работниками, согласование интересов, вовлечение работников в выработку общих целей... можно развить организационную культуру до уровня корпоративной, когда интересы и действия работников максимально ориентированы на цели организации в целом».                         4. Корпоративная культура тождественна организационной культуре. Этого подхода придерживаются большинство исследователей, среди которых О.С. Виханский, С.В. Иванова, Л.В. Карташова, Е.Д. Малинин, В.Л. Михельсон-Ткач, В.А. Спивак.

 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, организационная  культура представляет собой сложное явление, на сущность, элементы, структуру до сих пор отсутствует единый, общепринятый взгляд.  Возможность полного  изучения феномена организационной  культуры  вряд - ли возможна, но необходимость изучения крайне необходима ввиду наличия запросов на формирование эффективной организационной культуры на предприятиях. Этим занимаются специальные фирмы, например "Центр Бизнес-Образования", или Агентство «Event Live Communication».

       Наряду с понятием организационной культуры широко используется понятие корпоративной культуры. Библиографическое исследование показывает, что в отечественной научной литературе отсутствуют единые устоявшиеся понятия "организационной культуры" и "корпоративной культуры". Классическая теория менеджмента под термином организация понимает, прежде всего, деловую организацию, а применительно к сфере бизнеса организационная культура получила своё второе название - «корпоративная культура». В литературе по вопросам управления персоналом также часто используется термин «корпоративная культура». Западный термин "corporate culture" иногда переводится как "корпоративная", а иногда - как "организационная" культура, что, вдобавок к несовпадению культурных контекстов, окончательно запутывает вопрос. Таким образом, можно констатировать, что до настоящего момента в большинстве работ, посвященных этой теме, понятия «корпоративная культура» и «организационная культура» четко не разводились, хотя само существование этих определений, по-видимому, предполагает различение феноменологии стоящей за каждым из них. Одни ученые считают данные понятия синонимами, другие совершенно разными, ссылаясь на различные основания, а некоторые ученые придерживаются мнения, что понятие организационной культуры шире понятия корпоративной культуры или наоборот.

Список  литературы

  1. Грошев, И.В. Организационная культура./ И.В.Грошев.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 357 с.
  2. Капитонов, Э.А. Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. / Э.А. Капитонов, А.Э.Капитонов Москва, Ростов-на-Дону: «Март», 2003.- 416 с.
  3. Колокнева, М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учебное пособие / М.В.Колокнева. - М.: Проспект, 2004. – 280 с.
  4. Мильнер Б. 3 - Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: ИНФРА-М, 2000. – 480с.
  5. Родин О. Концепция  организационной культуры: происхождение и сущность.// Менеджмент. 1998, №7, С.67-77.
  6. http://www.corpculture.ru/article - Черных Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? Публикации института корпоративной культуры от 24.12.2007
  7. http://wapedia.mobi/ru - понятие корпоративной культуры.

Информация о работе Понятие и сущность организационной культуры, ее соотношение с корпоративной культурой