Понятие и свойства организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТО.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

В этих классификациях системы подразделяются на открытые и закрытые, естественные и искусственные и т.д. Все эти признаки существенны для разграничения систем, однако проблема в том, что отношения между самими признаками остаются неустановленными, а поэтому и классификация систем оказывается нестрогой [7]. 

И так, по степени восприятия влияния на организацию внешних сил выделяют организационные системы:

      открытые. Организационную систему можно считать открытой, если она обменивается с внешней средой энергией и информацией.

      закрытые. Понимание организационной системы как закрытой (замкнутой) системы основано на независимости ее внутреннего состояния от внешней среды.

Следует отметить, что абсолютно открытых и абсолютно замкнутых организационных систем в природе не существует.

По способу образования:

      естественные;

      искусственные.

Организационные системы, возникшие в результате протекания природных процессов, без целенаправленного участия человека, относятся к естественным, рукотворные - к искусственным.

По предсказуемости поведения:

      детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом.

      стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами.

По жесткости:

      мягкие организационные системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью.

      жесткие организационные системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия.

По степени сложности:

      простая – характеризуется малым числом внутренних связей;

      cложная .

Признаки сложных систем:

−        сложная структура с мостиковыми, обратными, стохастическими и др. связями;

−        сложное поведение;

−        стохастические входы и выходы.

      очень сложная (большая) организационная система – человеко-машинная система.

Признаки больших систем (в добавление к признакам сложных систем):

−        наличие целей и системы управления (самоуправления, адаптации);

−        большое разнообразие по связям, функциям и информационным состояниям;

−        крупные размеры;

−        высокая степень автоматизации происходящих в них процессов.

При классификации организационных систем выделяют так же материальные и знаковые организационные системы. Объективно реальные материальные системы обычно определяются как совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (железная дорога, завод и пр.).

Системы абстрактные, знаковые, чисто информационные системы, являющиеся продуктом познания, — мыслимые, идеальные и модельные системы. Их элементами являются не вещи, а понятия, сущности, взаимодействующие массивы и потоки информации (например, система математических уравнений; система аксиом Эвклида; система множеств; логические системы; система химических элементов; правовая система кодексов, система власти, система целей компании, правила дорожного движения и т.п.; и, конечно, Интернет).

По уровню управления организационные системы можно подразделить на:

      территориальные. Примерами территориальных систем являются хозяйства крупных или мелких регионов страны (республик, областей, районов, городов), а также все народное хозяйство страны.

      отраслевые. Примерами отраслевых организационных систем являются отрасли, объединения, предприятия.

      функциональные. Примерами функциональных организационных систем являются АПК и другие народнохозяйственные комплексы.

      целевые. Примерами целевых – системы управления программами жилищного строительства, охраны здоровья и т.д.

По характеру решаемых ими проблем организационные системы делятся на:

      политические (государство, политические партии, общественные организации, профсоюзы)

      экономические (народное хозяйство, отрасли, объединения, промышленные предприятия, кооперативы)

      социальные (школы, ВУЗы, больницы, магазины, театры)

      идеологические

      экологические и т.д.

Поскольку в рамках практической деятельности существует огромное множество различных по своим признакам организационных систем, то представляется чрезвычайно важным и интересным осуществить их классификацию по следующим признакам:

−        характер отношений организационной системы с внешней средой;

−        характер взаимодействия организационной системы (организации) с отдельно взятым работником;

−        характер взаимодействия работников в организационной системе (организации).

Рассмотрим каждое основание классификации организационной системы более подробно.

1.      Типология организационных систем (организаций) по характеру взаимодействия с внешней средой.

С точки зрения характера взаимодействия организационной системы с внешней средой можно выделить следующие типологические группы:

1.1 Типология организационных систем (организаций) с точки зрения соотношения естественных условий для деятельности и искусственных усилий персонала и управленцев.

Эффективность деятельности любой организации зависит от двух групп факторов: наличие естественных предпосылок во внешней и внутренней среде для осуществления деятельности данной организации. Подобного рода предпосылками являются: потребительский спрос, наличие соответствующих ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых), наличие природно-географических условий для деятельности, наличие правовых и политических условий для осуществления деятельности организации.

Искусственные усилия персонала и управленцев, направленные на постановку целей организации и их соответствующую реализацию.

Соотнося два этих признака, можно выделить четыре типа организаций:

      организации, построенные исключительно на естественных предпосыл-

ках (лихорадка). Скажем, в СССР в конце 80-х гг. после развала централизованной системы материально-технического снабжения стали активно развиваться товарно-сырьевые биржи, поскольку они восполняли мгновенно возникший дефицит. Однако, как правило, век таких предприятий недолог. После нормализации спроса число подобных предприятий резко сокращается, выживают лишь те, кто изначально готовился к длительному функционированию.

      предприятия, построенные исключительно на искусственных усилиях

(авантюра). Данный тип организаций характеризует отсутствие или недостаток естественных предпосылок для их деятельности. В данном случае может идти речь об отсутствии спроса на продукцию или услуги, предлагаемые этой организацией, об отсутствии ресурсов, отсутствии природно-географических, политических или правовых условий для деятельности данного предприятия. Как правило, отсутствие естественных предпосылок для деятельности делает бессмысленными любые искусственные усилия персонала и управленцев (даже самые искренние и героические) по достижению целей организации, и она неизбежно погибает.

      естественно-искусственные предприятия. Для данного типа организа-

ций свойственно наличие обоих компонентов, однако приоритет остается за естественными предпосылками. К организациям такого типа можно отнести, например, сельскохозяйственные предприятия, где, несмотря на любые искусственные усилия, конечный результат в определяющей мере зависит от природно-географических условий. К этому же классу можно отнести и предприятия, занятые добычей природных ископаемых.

      искусственно-естественные (инженерные) предприятия. Для предприя-

тий этого класса характерен приоритет искусственных усилий персонала и управленцев, однако, при этом присутствуют и естественные предпосылки. К таковым можно отнести любое предприятие по производству товаров народного потребления, машиностроительные предприятия и т.п.

1.2  Типология с точки зрения целевой направленности организационной системы (организации).

По данному признаку все организации делятся на предпринимательские и бюджетные.

Цель предпринимательской организации является обеспечение положительной разницы между затратами и доходами, то есть получить прибыль. Как правило, предпринимательские организации самостоятельно осуществляют свою хозяйственную деятельность, в том числе и в вопросах доходов и затрат.

Цель бюджетной организации – уложиться в заранее   отведенный   бюджет.   Бюджетные   организации   в   большинстве   своем   не имеют самостоятельных источников доходов и финансируются учредителями, утверждающими их бюджет и контролирующими порядок его расходования. В бюджетной организации одинаково недопустимы как превышение бюджетных средств, так и их экономия.

1.3 С точки зрения взаимоотношения организационной системы (организации) с внешней средой организации делятся также на:

      механистический тип организации эффективен в условиях рутинной,

повторяющейся технологии и нединамического внешнего окружения. Важным условием эффективности механистической организации являются также возможность измерить квалификацию и результат сотрудника, а также наличие реальных властных полномочий у руководителя. Механистический тип организаций сходен с бюрократической организацией. Он характеризуется следующими признаками:

−        узкая специализация в работе;

−        работа осуществляется строго по правилам;

−        четкие права и ответственность;

−        ясность в условиях иерархии;

−        объективная система вознаграждения, зависящая от квалификации работника и его производственных результатов;

−        объективные критерии отбора кадров;

−        отношения в организации по преимуществу формальные и носят официальный характер;

−        основное мотивирующее воздействие осуществляется на потребности нижнего уровня (физиологические потребности и потребности безопасности).

      органический тип организации используется в условиях творческой

деятельности, когда неясен конечный результат и способ получения этого результата. Эффективность данного типа организации высока также в условиях, когда авторитет руководителя только формируется, в условиях, когда руководитель по каким-либо причинам лишен возможности использовать формальные властные полномочия, в условиях, когда невозможно измерить реальный результат труда сотрудников.

Признаки органической организации:

−        широкая специализация в работе;

−        персональные полномочия работника закреплены слабо, он может легко перемещаться с одной задачи на другую;

−        ответственность за результаты определяется не столько формально, сколько амбициозными притязаниями самого работника;

−        незначительная роль стабильных правил и процедур, широкое распространение практики, когда правила разрабатываются под каждую конкретную ситуацию;

−        размытость уровней управления;

−        субъективная система вознаграждения;

−        субъективные критерии отбора кадров;

−        отношения в организации по преимуществу неформальные и носят официальный характер;

−        основное мотивирующее воздействие осуществляется на потребности верхнего уровня (потребности в социальном статусе и творческой самореализации.

1.4 По мнению П. Блауи, У. Скотта, по отношению с внешней средой организационные системы (организации) делятся на 4 класса систем:

      деловые организации - коммерческие организации, ориентированные

на получение прибыли. Именно деловые организации обеспечивают общество необходимыми ему материальными ценностями. Особенностями деловых организаций является рыночный характер их отношений с потребителями. Предлагая свои товары или услуги потребителю, деловая организация преследует в первую очередь собственные цели, а не цели потребителя. Однако реализовать могут лишь в том случае, если найдут соответствующих потребителей своей деятельности.

      взаимовыгодные организации (союзы, ассоциации) - такие организации

объединяют представителей тех или иных профессий или социальных групп (союз художников, ассоциация военнослужащих запаса и т.д.), объединившихся для защиты своих интересов и реализации или лоббирования общих интересов. Довольно часто подобные организации вообще не ориентированы на получение прибыли. Если же в результате их деятельности прибыль все-таки образуется, она используется в соответствии с уставными целями организации.

Информация о работе Понятие и свойства организационных систем