Понятие и свойства организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТО.doc

— 355.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра общего менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория организации»

Тема: «Понятие и свойства организационных систем»

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                                                        ______________________ Нам К.К.

Группа                                                                                                                                                                  304

Научный руководитель                                                                   _______ ассистент Газизуллина А.Р.

                                                                                                                «___» ___________________ 2009г.

 

 

 

 

Казань 2009

Введение

 

Ничто не происходит без   достаточного основания.

М. В. Ломоносов

Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации. Этим обусловлены фундаментальное значение науки организации в теории и практике формирования, функционирования и развития цивилизации, непреходящая актуальность проведения исследований организационных систем и применения их результатов.

Любой человек начинает познание окружающего его мира с исследования того, как все организовано. Изначальное, порой неосознанное стремление узнать «...что это, как устроено, как действует?» исторически являлось одним из основных двигателей прогресса. Со временем человек стремился упорядочить этот процесс, систематизировал объекты, предметы, методологию, инструменты, язык исследования, что и явилось предтечей формирования и становления всеобщей организационной науки.

Исследования окружающего человека мироздания, его материального проявления и интеллектуального представления вскрыли и показали общие организационные основы его построения. Последовательно выдвигавшиеся и развивавшиеся в научном мире механистические, иерархические, поведенческие, корпоративные модели организации производства и общества отразили единую организационную природу формирования, функционирования и развития любых процессов и систем. Это обусловило необходимость выделения, исследования и представления такого единства в виде универсальной целостной концепции всеобщей организации.

Теория организации последовательно и подробно рассматривает организационные системы, связи в них, зависимости, классификацию, структуру объекта, процедуры их формирования, функционирования и развития.

Изучить организационные системы как объект исследования в теории организации и определить их роль в жизнедеятельности человека – такова цель написания данной курсовой работы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а)     рассмотреть теоретические аспекты организационных систем;

б)     подробно остановиться на классификации организационных систем;

в)     раскрыть основные свойства организационных систем;

г)     показать на примере ОАО «ТатСтрой» проявление свойств организационных систем;

Информационная база, которая использовалась при написании данной курсовой работы следующая:

а)     учебная и научно-практическая литература по дисциплинам «Теория организации», «Менеджмент организации»;

б)     аналитические и научно-практические статьи из российских экономических журналов и газет (Экономика и управление: Российский научный журнал, Менеджмент в России и за рубежом, США-Канада. Экономика, политика, культура и т.д.);

в)     образовательные и аналитические сайты и статьи в сети Internet.

Вышеуказанные соображения определили структуру данной работы,  состоящей из введения, трех глав с разбиением их на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

 

1. Теоретические аспекты организационных систем

1.1 Понятие организационной системы

 

В основе теории организации лежит теория систем. Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную [6].

Применение термина «организация» в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни. Собственно все, что окружает людей, или то, что можно себе представить, так или иначе, рассматривается с позиций организации. Между тем в понимании термина «организация» можно выделить ряд самостоятельных и наиболее часто встречающихся определений, отражающих достаточно широкий спектр общепринятых представлений и применений.

Организация (от лат. organize» — стройный вид, объединение) — объединение людей для достижения совместных целей.

Организация (от франц. organisation — устройство) — внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленные его строением.

В каждодневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т. д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система.

При исследовании, анализе и описании цели, формы, внутреннего устройства, структуры, процедуры и механизма формирования, функционирования и взаимодействия такой организации с другими субъектами употребляется словосочетание «организационные системы», при этом имеется в виду уже нечто иное, чем собственно данное учреждение [3].

И так,  под организационной системой  понимается система, структурными элементами которой являются люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы.                           

Основными признаками организационной системы являются:

−        множество составляющих элементов;

−        единство главной цели для всех ее элементов;

−        наличие устойчивых взаимосвязей между элементами;

−        целостность и единство элементов;

−        наличие структуры и иерархичности;

−        относительная самостоятельность, автономность элементов;

−        требования системы к необходимости управления.

Организационная система представляет собой комплекс элементов. К основным составляющим организационной системы относятся:

1)     элементы. Элемент (от лат. elementum — стихия, первоначальное

вещество) - часть системы, которая рассматривается без дальнейшего членения как единое целое, его внутренняя структура не является предметом исследования. Выбор элемента как первичной единицы определяется характером и задачами модели системы. Каждый элемент организационной системы принимает решения по организации действий, т.е. явля­ется решающим элементом. Некоторые из них принимают решения по организации только своих собственных действий - это исполнительные элементы. Элементы, принимающие решения по организации не только своих собственных действий, но и действий некоторых других элементов, объединенных или не объединенных в коллективы и организации - это руководящие элементы системы.

2)     подсистема – это набор элементов, представляющих автономную

внутри системы область. Организационная система обеспечивает взаимодействие технических, технологических, экономических и социальных подсистем, включая информационное, математическое, программное, лингвистическое, правовое, кадровое и др. обеспечения.

3)     структура – это организация связей и отношений между подсистема-

ми и элементами системы, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция.

4)     функция – это процесс или деятельность, внешнее проявление

свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

5)     свойства – это качество параметров объектов, на основе которых

получают знание об объекте. Свойства выражаются в показателях системы (количественных и качественных). Подробнее свойства организационных систем будут рассмотрены во второй главе данной работы.

6)     связи характеризуются направлением, силой и характером и обеспе-

чивают возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы и характеризуют ее строение и функционирование. Предполагается, что связи существуют между всеми элементами системы.

7)     состояние – определяется как мгновенная характеристика системы,

которая обеспечивает определение знания свойств системы в конкретный момент времени. Состояние определяется либо через входные воздействия и выходные результаты, либо через общесистемные свойства. Статическая система это система одного состояния. Динамическая система это система с множеством состояний, в которых с течением времени происходит переход из одного состояния в другое.

Организационная система создается для решения слож­ных социально-экономических проблем, требующих скоордини­рованных усилий многих людей и значительных затрат ресурсов, а также информации, без которой невозможно определить, сколько их необходимо выделить для решения проблемы.

При наличии необходимой информации и ресурсов для решения проблем разрабатывают комплекс мероприятий, реализация которых должна привести к желаемому результату. В условиях ограниченности информации и ресурсов на решение проблемы ее разбивают на части (если это возможно) и решают по частям или поэтапно, постепенно приближаясь к цели.

Типичные примеры организационных систем - промыш­ленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, коопе­ративы.

Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы (материальные, финан­совые, информационные), участвующие в производственной и управленческой деятельности.

В связи с этим организационную систему можно рас­сматривать как целостную совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемую единством це­лей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным исполь­зованием ресурсом и наличием единого административного ор­гана управления.

Хотя организационные системы и обладают определен­ной целостностью, они не обязательно являются организациями, они могут быть частью организации и, наоборот, включать не­сколько организаций.

Организационные системы являются наиболее сложными для исследования системами, этим объясняются основные ограничения оценки их эффективности, а именно:

−        возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации;

−        необходимость учета в процессе управления многочисленных факторов;

−        высокая неопределенность исходных данных, влияющих на процессы управления;

−        субъективность при принятии решений;

−        большое число и разнообразие связей и отношений в системе, отсутствие четких границ между управляемой системой и объектами управления.

Тем самым можно сделать вывод, что эффективность организационной системы тесно связана с ее адаптивностью. Согласно исследованиям, организационные системы, максимально адаптированные в новых условиях, являются также наиболее эффективно функционирующими [8].

 

1.2. Классификация организационных систем

 

Любое наблюдение, а тем более исследование рано или поздно накапливает такое количество представлений об объекте, предмете, свойствах и т. д. изучаемого, что оно требует упорядочивания. Это необходимо для того, чтобы учесть, систематизировать, сохранить и обеспечить возможность эффективного использования таких представлений в научных и практических целях. Подход, состав, содержание и методика осуществления всех этих и им подобных действий получили название классификации.

Классификация (от лат. classis — разряд, класс) — представление совокупности системой соподчиненных, обусловленных группировок.

Классификация организационных систем многочисленна и может быть проведена по различным признакам. Имеется много попыток классифицировать системы. Их почти столько же, сколько определений понятия «система». Задача классификации, ее эвристическое значение заключается в том, чтобы дать исследователю инструмент выделения изучаемой системы и соотнесения ее с другими объектами. Именно поэтому большинство видов классификации систем связано с выделением специфических признаков конкретных систем с одновременным отграничением их от систем концептуальных, которые по отношению к ним признаются заведомо вторичными (их моделями).

Информация о работе Понятие и свойства организационных систем