Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность выбранной темы цель данной курсовой работы можно определить как полное и всестороннее рассмотрение основополагающих категорий таких субъектов административного права, как предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, общественные объединения.

Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- определить понятие и выделить виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, изучить их административно правовой статус;

- рассмотреть порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций, административно-правовые гарантии их самостоятельности;

- определить понятие и виды общественных объединений, изучить их административно-правовой статус.

Содержание

Введение.......................................................................................3

1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций.........................................................................5

2. Основы административно-правового положения предприятий, учреждений, организаций.......................................................8

3. Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций. Административно-правовые гарантии их самостоятельности.............................................................. 11

4. Понятие и виды общественных объединений.............................14

5. Административно-правовой статус общественных объединений.... 19

6. Особенности правового положения религиозных и иных объединений.....................................................................25

7. Взаимоотношения ОВД с предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями......................28

8. Негосударственные объединения в системе ОВД и в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности................... 30

Заключение..................................................................................33

Список использованных источников...................................................34

Работа содержит 1 файл

админ право кур 6 вар.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.......................................................................................3

    1.      Понятие и виды предприятий,  учреждений и иных некоммерческих  организаций.........................................................................5

    2. Основы административно-правового положения предприятий, учреждений, организаций.......................................................8

    3.  Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций. Административно-правовые гарантии их самостоятельности.............................................................. 11

    4.      Понятие и виды общественных  объединений.............................14

    5.      Административно-правовой статус  общественных объединений.... 19

    6. Особенности правового положения религиозных и иных объединений.....................................................................25

    7. Взаимоотношения ОВД с предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями......................28

    8.      Негосударственные   объединения   в   системе   ОВД   и   в   сфере обеспечения общественного порядка и безопасности................... 30

Заключение..................................................................................33

Список использованных источников...................................................34 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  существенным образом повлиял и на содержание административно-правового регулирования. Возникновение многообразных форм собственности потребовало равной защиты со стороны государства всех её форм, достаточно жёсткого государственного регулирования новых экономических процессов, без чего они могли бы протекать стихийно.

      Демократические преобразования в нашем обществе, привели к таким явлениям, как многопартийность, появление огромного числа коммерческих и некоммерческих организаций, что также требует административно-правового регулирования. В нашей стране в настоящее время существует множество общественных объединений, предприятий, учреждений. Эффективность административно-правового регулирования их деятельности во многом зависит от четкого  определения административно правового  статуса, порядка создания и прекращения любого из выше перечисленных субъектов административного права. Этим во многом и определяется актуальность данной курсовой работы: «Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации. Общественные организации».

    Учитывая  актуальность выбранной темы цель данной курсовой работы можно определить как полное и всестороннее рассмотрение основополагающих категорий таких субъектов административного права, как предприятия,     учреждения     и     иные     некоммерческие     организации, общественные объединения.

      Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

    - определить понятие и выделить виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, изучить их административно правовой статус;

    - рассмотреть порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций, административно-правовые гарантии их самостоятельности;

    - определить понятие и   виды общественных объединений,  изучить их административно-правовой статус.

      Теоретическую базу работы составляют нормативно-правовые акты - Конституция РФ, Федеральные Законы и положения, учебно-методическая литература и монографии отдельных ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие, виды  и административно-правовой  статус предприятий,  учреждений и иных некоммерческих организаций 
 

    К числу субъектов административного  права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства1.

    Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    В зависимости от видов собственности  предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

    По  значению и организационной форме  государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

    В соответствии с действующим законодательством  государственные

предприятия в зависимости от правового режима их имущества делятся на

два вида: основанные на праве хозяйственного ведения; основанные на праве оперативного управления. Разновидностью государственных предприятий являются: казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое положение характеризуется, прежде всего, меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями.

    К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

    По  характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо), пароходства, аэропорты и др.): связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.)

    Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

    Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

    Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:

    • образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
    • науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);
    • культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
    • здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
    • социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

    К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Фондом  признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, утвержденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Учреждения  и иные некоммерческие организации  могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включена слова «ассоциация» или «союз».

 
2. Основы административно-правового положения

предприятий, учреждений, организаций. 

    Правовое  положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

    Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации  являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

    Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:

    - общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

    - государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций;

    - порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

    - общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

    Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации  обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

    Компетентные  органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями  вышеуказанного  законодательства.   Они  наделены  правом применять     к     нарушителям     меры     административного     принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.2

    Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.

    К особенностям административно-правового  статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства. Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, назначает на должность и освобождает от должности, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

    Разновидностью  государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительными документами казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ. Оно же в праве принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия. В отношении федеральных казенных предприятий установлен режим директивного планирования. 

Информация о работе Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций