Понятие самоорганизации. Виды и особенности самоорганизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявить уровень самоорганизации персонала предприятия ООО «Солнечный тур».
Задачи работы:
• Раскрыть понятие самоорганизации;
• Рассмотреть виды и особенности самоорганизации;
• Определить самоорганизацию в деятельности руководителей;
• Дать характеристику ООО «Солнечный Тур»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Глава. Теоретические основы самоорганизации.
1.1. Понятие самоорганизации………………………………………………….6
1.2. Виды и особенности самоорганизации…………………………................10
1.3. Самоорганизация в деятельности руководителей………………...............13
II Глава. Исследование самоорганизации персонала ООО «Солнечный Тур»
2.1. Характеристика ООО «Солнечный Тур»………………………………….18
2.2. Самоорганизация, как метод повышения эффективности
работы персонала ООО «Солнечный тур»…………………………….....25
2.3. Рекомендации по повышению самоорганизации персонала
предприятия ООО «Солнечный тур»…………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной Литературы……………………………………......32
Ссылки…………………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по теории организации.docx

— 114.03 Кб (Скачать)

       В работах по синергетике акцент делается не на функционирование системы и  процессе управления, а на её структуре, на принципах построения новой структурной  организации: условиях её возникновения, развития и самоусложнения. Синергетика  исследует особые состояния сложных  систем в области неустойчивого  равновесия, вблизи точек бифуркации, когда даже самое малое воздействие  на систему может привести к непредсказуемому и быстрому (лавинообразному) развитию процесса.

       Если  говорить проще, то кибернетика занимается разработкой алгоритмов и методов  позволяющих управлять системой, для того чтобы та функционировала  заранее заданным способом, в то время как в синергетике мы изменяем управляющие параметры  более или менее непредсказуемым  образом и изучаем самоорганизацию  системы, т.е. её различные состояния, в которое она переходит под  воздействием «рычагов управления».

       И если в кибернетике цель задается заранее, то в синергетике система  сама выбирает путь своего развития к  более высокой организации.

       В настоящее время синергетика  и самоорганизация используются как синонимы. По большому счету  самоорганизация и синергетика  изучает то, как во времени и  в пространстве из хаоса возникает  организация, а также противоположные  процессы (самодезоорганизации) в сложных  открытых системах любой природы[4].

       Основное  определение самоорганизации гласит следующее:

       Самоорганизация системы - это такой процесс изменения  её состояния (или характеристик), который  происходит без целенаправленного  начала. 
 
 
 
 
 

       1.2. Виды и особенности  самоорганизации.

       В учебниках, как правило, выделяют три  вида самоорганизации.

       1. Техническая самоорганизация (как  процесс) основана на программе  автоматической смены алгоритма  действия при изменении свойств  управляемого объекта, цели управления  или параметров окружающей среды  (например, система самонаведения  ракет). Как явление техническая  самоорганизация - это набор альтернативных  интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность  вне зависимости от условий  функционирования. Среди них различают  самонастраивающиеся, самообучающиеся  и самоорганизующиеся системы.

       2. Биологическая - основана на генетической  программе сохранения вида и  на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор.

       3. Социальная - основана на общественной  социальной программе гармонизации  общественных отношений, включающих  меняющиеся во времени приоритеты, ценности и законы. Самоорганизация  реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация  — это конкретные поступки  человека или организации, формы коммуникаций, выводы[5].

       Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть как внешними, так и  внутренними.

       Если  говорить об абстрактной «организации», то причиной для начала процесса её самоорганизации может стать  что угодно. Конечно, если организация  хочет выжить в условиях современных  рыночных отношений. Пример - неизбежный рост организации в процессе своего становления - появление новых отделов  и подотделов. Смена стиля руководства  и как следствие изменение  уровня делегирования полномочий. Постановка новых задач. Борьба за рынки сбыта. И т.п.

     Для любых социально-организованных систем жизнедеятельности обязательным условием их существования является наличие  соответствующих управляющих систем. Специализированные классы и виды социальной организационной деятельности представляют собой трудовые процессы последовательно осуществляемых во времени и в пространстве операций и групп операций.

       Выполнение  каждой операции в процессе труда  предполагает системное объединение  субъектов деятельности (человека), техники, материально-сырьевых и энергетических ресурсов, информации, соответствующих  организационных условий деятельности и финансовых средств, необходимых  для приобретения всех необходимых  элементов деятельности.

       Получение социального экономически целесообразного  результата деятельности обеспечивается только при условии осуществления  трудовых процессов на системной  основе, т. е. обеспечении свойства целостности  социальной организованной системы. Поэтому  социальная организация может рассматриваться  только как система различных  видов деятельности, когда результат  этой деятельности представляет собой целостность системы [6].

       Индивидуальность, уникальность каждого отдельного человека, включаемого в совместную деятельность в рамках организации, приводит каждый раз к уникальным композиционным сочетаниям по человеческому «материалу». Таким образом, организации, рассматриваемые  как специализированные системы  человеческой деятельности с позиций  субъективной (человеческой) составляющей, приобретают особый специфический  признак, отличающий их от всех прочих системных объектов (даже подобных по результату деятельности), - уникальность, или экземплифицированность. Поэтому  проектирование, создание и функционирование организации всегда должно быть индивидуальным, конкретным применительно к наличному  кадровому ресурсу.

       Применение  понятия системы к объектам социальной природы требует введения в определение  системы некоторых весьма существенных дополнений. Прежде всего все социальные системы обладают признаком целесообразности, т. е. создаются и функционируют осмысленно. Другим системообразующим признаком является принцип искусственности социальных систем. И, наконец, еще одна особенность социальных систем, вытекающая из предыдущих принципов, - все они являются системными естественно-искусственными образованиями, где в качестве естественной субъектной составляющей выступает человек, а в качестве искусственной составляющей – все прочие элементы социальных систем.

       Совершенно  неприменимо к социальным системам, как и к системам вообще, понятие  «статическая система» («статическая организация»). Целостность, т. е. результативность социальных систем обеспечивается только в процессах жизнедеятельности  социальных систем. При этом на естественную эволюцию объективного мира в социальных системах обязательно накладываются  искусственные изменения элементов  социальных систем в результате управленческой деятельности с учетом динамики внешней  среды. Поэтому существенной особенностью социальных систем является  их объективная  и искусственная динамика[7].

       Все социальные производственные организации  могут существовать и осуществлять свою деятельность только в метасистемах, т. е.  в рамках социальных организованных территориальных систем различного уровня: сельских поселениях и урбанизованных территориях, мегаполисах, региональных административно-территориальных и  национальных автономных образованиях (районах, областях, краях, национальных округах, республиках), государствах и  межгосударственных системах, которые  нельзя относить к разряду организаций  по целому ряду признаков.

       Поэтому в целом организацию жизнедеятельности  общества необходимо рассматривать  с позиций социальных организованных систем различных типов, классов  и видов, в которых социальные деятельностные (производственные) организации  представляют, хотя и основную, но не единственную социальную форму организованной жизнедеятельности людей[8].

     1.3 Самоорганизация  в деятельности  руководителей.

     Основным  инструментом становления профессионального  руководителя является потенциал его  самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего, обязан организоваться сам. Понятие самоорганизации  включает не только осознанные, но и  инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробного определения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем  наиболее контрастно самоорганизация  руководителя проявляется в стиле  руководства, которое реализуются  руководителем на практике. И это  во многом определяет как результат  его деятельности, так и результат  функционирования всей организации  в целом.

     Механизм  самоорганизации генетически свойственен  любому человеку. Такой механизм является основой обеспечения существования, построения и проведения действий, формирования мировоззрения и осуществления  необходимого для человека взаимодействия. Обеспечивая собственное существование, ставя и достигая те или иные цели, каждый сначала самостоятельно организуется и только затем (в силу этой самоорганизации) целенаправленно мобилизует и использует собственные возможности построения взаимодействий с окружающими. Самоорганизация  в этом смысле характеризует личность как конструктивно сложившегося, адекватно мыслящего, самообеспечивающегося  и целенаправленно развивающегося субъекта, готового к эффективному взаимодействию с окружающими.

     Первичная самоорганизация проявляется уже  в неосознанных инстинктах, которые  не только обеспечивают функционирование важнейших систем, например организацию  дыхания, но и становятся прообразом разработки и осуществления целенаправленных, осознанных действий. Человек осмысливает  инстинктивно осуществляемые эффективные  действия и процессы, целенаправленно  закладывая их логику в построение и осуществление содержания разрабатываемых  процедур. Именно сознание, обеспечивая не только отбор, анализ, повторение, совершенствование, но и выработку принципиально новых процедур поведения личности, определяет необходимость, возможность, открытость и развитие самоорганизации. Оно становится конструктивной основой самоорганизации существования, ресурсом самореализации и инструментом позиционирования личности в обществе.

     На  этой основе человек последовательно  осваивает и совершенствует процедуры  самообеспечения, планирования, разработки и осуществления целенаправленных действий, анализ и оценку результатов, внесение корректив и мобилизацию  возможностей. Постепенно у него вырабатывается достаточно четкое представление состава  и содержания собственных потребностей, возможностей и процедур удовлетворения первого за счет второго. В этом смысле самоорганизацию можно квалифицировать  как целенаправленную и осознанную систематизацию восприятия человека, осуществляемую на основе аналитической  деятельности по упорядочению представлений  и овладению действиями.

     Особое  значение самоорганизация приобретает  для разработки и осуществления  самого разнообразного взаимодействия руководителя в организации. Осознавая  себя, свое место в организации  и роль организации в целом, он ассоциативно представляет поведение  окружающих в той или иной ситуации и вырабатывает на этой основе программу  предстоящих действий. Иными словами, руководитель совершенствует самоорганизацию, анализируя поступки и прогнозируя  поведение тех, с кем ему предстоит  общаться.

     Осуществляя руководство в организации, он широко и разнообразно использует этот подход, ставя себя на место того или иного  из своих подчиненных, проецируя, таким  образом, собственную самоорганизацию  на их поведение. В конечном счете, это  приводит к построению определенной модели формирования и взаимодействия самоорганизации руководителя.

     Самоорганизация руководителя отражает модель, эталон, "кондуктор" анализа и оценки конкретных действий подчиненных или  контрагентов. Такая модель позволяет  адаптировать его понимание и  реакцию на действия окружающих. Эта  роль самоорганизации руководителя приобретает всеобщее значение и  развитие в тех достаточно частых ситуациях, когда им реализуется  приоритетно-субъективный подход. На практике это означает, что руководитель предлагает подчиненным собирать информацию так, как он это привык делать сам, аналогично анализировать и оценивать ее значение, вырабатывать и реализовывать  решения.

     Далеко  не всегда недостатки и просчеты такого подхода адекватно оцениваются  как самим руководителем, так  и его подчиненными, что приводит к субъективизму, волюнтаризму и  в конечном счете к дезорганизации. В связи с реальностью такой  угрозы в условиях сложившегося менталитета  отечественного руководителя необходимо четко представлять и конкретно  позиционировать место и роль самоорганизации руководителя в  системе управления организации. Ее единственной прерогативой и непосредственным исполнителем является собственно руководитель, но ни в коем случае не вся организация  в целом.

     Разъяснение подхода к самоорганизации вместе с освоением комплекса профессиональных знаний должно обеспечиваться в процессе обучения руководителя основам управленческих систем и процедур. При этом мы подчеркиваем особое значение, придаваемое программам прикладной профессиональной подготовки, развитию и применению ассоциативных  основ самоорганизации руководителя. Вместе с тем приведенный выше пример убедительно показывает, что  самоорганизация, реализуя ее субъективную составляющую, свойственна не только начальному, но и любому периоду  профессиональной деятельности руководителя.

     Развитие  конструктивной самоорганизации позволяет  руководителю быстрее и реальнее проявить себя, оформить и закрепить  свой статус, обеспечить прозрачный механизм собственного взаимодействия с другими  работниками и организацией в целом. На этапах воспитания, обучения, становления и адаптации работника, данные задачи ставятся и решаются руководством, администрацией, организацией. В последующем модернизация состава и содержания конструктивных составляющих и эмоциональных побуждений в значительной степени переходит к самому руководителю. Адекватное понимание и эффективное осуществление этих процессов требуют четкого представления состава и содержания самоорганизации руководителя.

Информация о работе Понятие самоорганизации. Виды и особенности самоорганизации