Построение организационных структур предприятия (на примере ЗАО «Сталепромышленная компания)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

задачами работы будут:
* осветить теоретические аспекты организации управления, такие как понятие организации, персонал и управление им, организационные отношения;
* проанализировать понятие организационных структур управления и дать их типологию.
Задача исследования – определить наиболее эффективные методы совершенствования системы управления в организации. Предметом исследования является система управления. Объект исследования – система управления предприятием на примере ЗАО «Сталепромышленная компания».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
§1.1 Организация как система 5
§1.2 Организационные отношения в системе менеджмента………………….10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЗАО "СТАЛЕПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
§ 2.1 Принципы организации и структуры управления Компанией 19
§ 2.3 Организационная структура Управляющей компании………………….22
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложения……………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 606.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский Государственный Университет»  

Миасский  филиал 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Теория управления» 
 

на тему: «Построение организационных структур предприятия»

(на примере  ЗАО «Сталепромышленная компания) 
 
 

                Выполнил: Обвинцев С.А.

                Группа: МУС-201 
                 

                Проверил: Перетягина Н.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Миасс

2009/10 уч. год

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 
 
 

 

       Введение 

      Управление  общественными делами на разных уровнях  организации общества (федеральном, региональном, местном) имеет много особенностей, без учета которых нельзя квалифицированно и рационально организовывать управление.

      Государственное и муниципальное управление специализировано. Оно осуществляется особым слоем людей, состоящих в органах управления, на профессиональных началах. Исключение составляет непосредственное управление со стороны населения при использовании институтов прямой (непосредственной) демократии, но и в этом случае его организацией занимаются выделенные должностные или иные лица.

      Необходимо  совершенствование новой системы управления на всех уровнях на основе целостного и системного подходов. Осуществляемая сегодня децентрализация в управлении требует, с одной стороны, четкого соблюдения принципа «проблема решается там, где она возникает», с другой — появляется острая необходимость последовательной координации усилий всех субъектов управления, действующих на разных уровнях в интересах одной генеральной цели, хотя и разными средствами1.

      Необходимость в исследовании системы управления возникла из-за сложившегося круга  проблем, с которыми приходится сталкиваться организациям и учреждениям. От правильности выбранного решения зависит успех работы организации. Решение этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.

      Согласно  поставленной цели задачами работы будут:

  • осветить теоретические аспекты организации управления, такие как понятие организации, персонал и управление им, организационные отношения;
  • проанализировать понятие организационных структур управления и дать их типологию.

      Задача  исследования – определить наиболее эффективные методы совершенствования  системы управления в организации. Предметом исследования является система управления. Объект исследования – система управления предприятием на примере ЗАО «Сталепромышленная компания».

      Теоретической основой работы стали научные  труды и исследования в данной области отечественных и зарубежных менеджеров и экономистов Ф. Тейлор, А. Файоль, Л.А. Велихов, П. Сорокин, О.М. Рой, М.М. Лебедева и другие.

 

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 

§1.1 Организация как система 

      Любая организация  как система является результатом  процесса ее объективной, субъективной или смешанной организации. Подавляющее  большинство процессов функционирования и развития осуществляются в реальных системах или между ними.2 Наконец, все окружающее человека воспринимается им в качестве объективно, субъективно или смешанно организованной системы.

      Именно  поэтому распространенность восприятия организации как системы, приоритет применения такого понимания на практике обусловливают необходимость всестороннего и комплексного ее исследования. Основным содержанием такого исследования становятся обоснование основополагающих понятий, отражение внутреннего строения организации.

      Сущность понятия «организация» выделяется уже в самом распространенном определении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Именно установление взаимосвязи в системе понимается под объективным или субъективным процессом динамической организации. Сама же система является наиболее общим и естественным представлением статической организации. Значение этого понятия в исследовании происхождения, построения и развития современной цивилизации является определяющим. На этой основе осуществляются разработка и структуризация определяющих классификаций организации как системы.

      Ведущее значение понятия «система» обусловливает общую систематизацию представлений в качестве универсального подхода к отражению и анализу любого объекта. Более того, взаимосвязи между отдельными объектами также рассматриваются с позиций систематизации, определяющей их в качестве элементов гиперсистемы. Такой подход предопределяет исключительное значение исследования социально-экономической системы, системного разнообразия, условий и форм его возникновения, становления и развития, целей и средств ее разработки, построения и совершенствования.3

      Из  всего многообразия определений  понятия "организация" можно выделить следующие:

      1. Организация как процесс, посредством  которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

      2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

      3. Организация как группа людей  с общими целями.

      Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

      1)  наличие не менее двух людей,  которые считают себя частью  этой группы;

      2) наличие по крайней мере одной  общественно полезной цели (т.е.  желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

      3) наличие членов группы, которые  намеренно работают вместе, чтобы  достичь значимой для всех  цели.

      Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

      Организационная структура управления является самым  распространенным применением  структурного подхода. Организационная структура  управления отражает внутреннее строение управляющей системы.

      При этом под управляющей системой организации принято понимать совокупность всех ее элементов, принимающих участие в разработке и выборе варианта решения, доведения его до исполнителей и контроле и оценке получения результата. Именно организационная система управления, разрабатываемая на основе конкретно-объектного подхода, отраженного в процессуальной (производственной, коммерческой, сервисной и т. д.) структуре, во многом обусловливает общее строение организации.

      Естественно, что разнообразие объектов управления предопределяет необходимость разработки и применения соответствующих концепций, методик разработки классификаций представления палитры организационной системы управления, что является предметом самостоятельных научных направлений и учебных дисциплин. В рамках рассматриваемой темы необходимо сформировать общий универсальный подход к типологии организационной системы управления, завершающий представление единой концепции отражения внутреннего строения организации.4 

Тип структуры
      Принципы  и проявления
Штабная Линейно-функциональная структура, выстроенная по принципу централизованно-лучевой конфигурации. Представляется классическими, эшелонными, дивизионными и другими вариациями.
Матричная Линейно-функциональная структура, выстроенная по принципу координатно-кооперационной конфигурации. Представляется программно-целевыми, проектными, сегментными, продуктными и другими вариациями.
Объектная Линейно-функциональная, комбинированная структура, выстроенная  по принципу объектного выделения. Представляется производственными, филиальными, корпусными, цеховыми и другими вариациями.
Органическая Приоритетно линейная, эволюционно складывающаяся структура без вертикальной доминанты иерархии. Представляется проектной, бригадной, звеньевой, групповой, комиссионной и другими вариациями.
Мобильная Инновационная структура, выстроенная на основе применения динамических приемов организационного проектирования. Представляется гибкой, ротационной, корректирующей, сканирующей  и другими вариациями.

       Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

       Вертикальное  разделение определяется числом уровней  управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:

       - подпроцессы промышленного производства;

       - изготавливаемые изделия;

       - пространственные производственные  условия.

      Организационная структура регулирует:

       - разделение задач по отделениям  и подразделениям;

       - их компетентность в решении  определенных проблем;

       - общее взаимодействие этих элементов.5

 

§1.2 Организационные отношения в системе менеджмента

 

      Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

      Приведем  краткую классификацию основных видов организационных структур управления.6

      Схема организационной структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

      Различают связи:

  • линейные (административное подчинение),
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

      В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.

      В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Информация о работе Построение организационных структур предприятия (на примере ЗАО «Сталепромышленная компания)