Применение количественных и качественных методов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое – либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….4
1. Методология разработки и применения стратегических управленческих решений
1.1 Понятие количественных и качественных методов прогнозирования……6
1.2 Классификация методов прогнозирования…………………………….……9
1.3 Управление процессом прогнозирования………………………………….14
2. Анализ практики прогнозирования на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..17
2.2 Анализ количественных методов, используемых при прогнозировании стратегических управленческих решений на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..20
2.3 Оценка качественных методов, используемых в стратегии предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………….24
3. Мероприятия, направленные на улучшение стратегии предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»
3.1 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности на ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..28
3.2 Совершенствование организационной стратегии на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая РУР.docx

— 107.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….4

1. Методология разработки и применения стратегических управленческих решений

1.1 Понятие количественных  и качественных методов прогнозирования……6

1.2 Классификация методов прогнозирования…………………………….……9

1.3 Управление процессом прогнозирования………………………………….14

2. Анализ практики прогнозирования на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»

2.1.  Организационно –  экономическая характеристика предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..17

2.2 Анализ количественных  методов, используемых при прогнозировании  стратегических управленческих  решений на предприятии ОАО  «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..20

2.3 Оценка качественных  методов, используемых в стратегии  предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………….24

3. Мероприятия, направленные  на улучшение стратегии предприятия  ОАО «Волгогазоаппарат»

3.1 Пути повышения прибыли  и уровня рентабельности на  ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..28

3.2 Совершенствование организационной  стратегии на предприятии ОАО  «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………….……………..41

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

Введение

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную  разработку управленческих решений  и применение их на практике. От эффективности  разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И  прежде чем начинать какое – либо дело, необходимо определить цель своих  действий. В процессе производства руководителям предприятия очень  часто приходится сталкиваться с  критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Потребность в решении  возникает только при наличии  проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями  – заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование  будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения.

Прогнозирование – это  своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода ее изменения  в будущем. Так как каждое решение  – это проекция в будущее, а  будущее содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень  рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также  является неотъемлемой частью прогнозирования  как системы оценки возможных  потерь и выигрышей при принятии данного решения.

В процессе прогнозирования  нельзя ограничиваться решением задач  экономико – математического  моделирования и выбора оптимального по тем или иным критериям решения  из конечного множества альтернативных решений.

Приведенные выше данные свидетельствуют  о большом значении прогнозирования  для предприятия и отрасли  в целом, именно поэтому необходимо знать сущность, особенности и  значение прогнозирования.

Цель курсовой работы: изучить количественные и качественные методы прогнозирования при разработке управленческих решений на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат».

Задачи работы:

-  дать общую характеристику  прогнозирования;

- проанализировать практику  прогнозирования на предприятии;

- разработать и обосновать  предложения по совершенствованию  прогнозирования на предприятии.

Объектом исследования будет  являться открытое акционерное общество «Волгогазоаппарат».

Предметом исследования будут являться количественные и качественные методы прогнозирования, используемые на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат».

При написании работы использовались следующие источники:1. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – Москва: «Триада LTD», 2009.; 2. Журнал «Управленческий учет»: Статья А. В. Фандеева «Планирование как одна из функций управления развитием производства на предприятии», №2/2011; 6. Прогнозирование и планирование экономики/ Под ред. Г. А. Кандауровой. – Мн.: БГЭУ, 2009 г.

При написании работы использовались такие методы исследования, как метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), методы формализованного представления систем управления, аналитические и статистические методы.

В первой главе рассмотрена  методология разработки и применения стратегических управленческих решений. Во второй главе был проведен анализ количественных и качественных методов прогнозирования, используемых на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат». По результатам анализа, в третьей главе были разработаны мероприятия, направленные на улучшение стратегии предприятия ОАО «Волгогазоаппарат».

Данная работа представлена на 42 листах, содержит 14 таблиц, 1 рисунок, в библиографическом списке – 29 источников, 3 приложения.

 

1. Методология  разработки и применения стратегических  управленческих решений

1.1 Понятие количественных  и качественных методов прогнозирования

Количественные методы прогнозирования. Базируются на численных математических процедурах. Результаты прогнозирования  на основе количественных методов используются во всех сферах бизнес-планирования, включая  общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и т. п.

При исследовании и анализе  рынка количественные методы прогнозирования  применяются для решения следующих  основных задач:

- прогнозирования спроса;

- прогнозирования емкости рынка;

- прогнозирования объемов продаж фирмы и др.

К группе количественных методов  относятся:

- анализ временных рядов;

- экономико-математическое моделирование;

- метод аналогий;

- нормативный метод;

- метод стандартного распределения вероятностей[7,c.-54].

Качественные методы. Базируются на исследовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя. Наибольшее распространение в данной группе получили методы экспертных оценок. Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное  обоснование своего мнения о состоянии  и развитии того или иного рынка  либо проблемы. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.

Для прогнозирования рынка  методы экспертных оценок могут быть использованы для:

 

- разработки средне – и долгосрочных прогнозов спроса;

- краткосрочного прогнозирования спроса по широкому ассортименту продукции;

- оценки формирующегося спроса на новые товары;

- определения отношений потребителей к новым товарам и возможного спроса на них;

- оценки конкуренции на рынке;

- определения положения фирмы на рынке и т. д[7,c.-57].

Количественные методы можно  использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что  деятельность в прошлом имела  определенную тенденцию, которую можно  продолжить в будущем, и когда  имеющейся информации достаточно для  выявления статистически достоверных  тенденций или зависимостей. Кроме  того, руководитель обязан знать, как  использовать количественную модель, и помнить, что выгоды от принятия более эффективного решения должны перекрыть расходы на создание модели[7,c.-78].

Два типичных метода количественного  прогнозирования - это анализ временных  рядов (причинно-следственное моделирование).

Анализ временных рядов. Иногда называемый проецированием тренда анализ временных рядов основан  на допущении, согласно которому случившееся  в прошлом дает достаточно хорошее  приближение к оценке будущего. Этот анализ является методом выявления  образцов и тенденций прошлого и  продления их в будущее. Его можно  провести с помощью таблицы или  графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого[9,c.-156].

Данный метод анализа  часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности  в запасах, прогнозирования структуры  сбыта, характеризующегося сезонными  колебаниями, или потребности в  кадрах.

Основные понятия анализа  временных рядов: тренд, или длительная ("вековая") тенденция; лаг или  запаздывание одного явления по отношению  к другому, связанному с ним; периодические колебания (сезонные, циклические и другие).

Тренд - длительная ("вековая") тенденция изменения экономических  показателей. Когда строятся экономико-математические модели прогноза, тренд оказывается  первой, основной составляющей прогнозируемого  временного ряда, на который уже  накладываются другие составляющие, например, сезонные колебания. Среди  способов выявления тренда наибольшее распространение имеют метод  наименьших квадратов и разные способы  выравнивания временных рядов (по средней, скользящей средней и т.д.)[13,c.-98].

Временной ряд (ряд динамики, или динамический ряд) - ряд последовательных значений, характеризующих изменение  показателя во времени.

Временные ряды разделяются, во-первых, на моментные (данные которых  характеризуют величину явления  по состоянию на определенные даты) и интервальные (характеризующие  определенные периоды), во-вторых, на эволюторные  процессы, содержащие тренд, и стационарные, не содержащие тренда.

Показателями, характеризующими развитие экономических объектов, описываемое  временными рядами, являются абсолютный прирост, темп роста и темп прироста.

Для использования количественных методов прогнозирования необходимо располагать информацией, достаточной  для выявления тенденций или  статистически достоверной зависимости  между переменными. Когда количество информации недостаточно, руководство  не понимает сложный методы или когда  количественная модель получается чрезмерно  дорогой, тогда руководство может  прибегнуть к качественным моделям  прогнозирования. При этом прогнозирование  будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных метода прогнозирования - это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

Модель ожидания потребителя. Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные  потребности в будущем, а также  новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается  в состоянии точно предсказать  совокупный спрос[18,c.-70].

Метод экспертных оценок. Он является более формализованным  вариантом метода коллективного  мнения. Первоначально метод был  разработан фирмой Рэнд Корпорейшн для  прогнозирования событий, интересующих военных. Метод экспертных оценок, в  принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить  к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных  областях деятельности, заполняют подробный  вопросник по поводу рассматриваемой  проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем  получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть  свой прогноз, и если он не совпадает  с прогнозами других, просят объяснить, почему так. Процедура повторяется  обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению. Анонимность экспертов помогает избежать возможность группового размышления  над проблемой и возникновения  межличностных конфликтов.

 

1.2 Классификация  методов прогнозирования

В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных  методов прогнозирования. Однако на практике используется в качестве основных 15-20. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования.

Одним из наиболее важных классификационных  признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению классификационных групп методов прогнозирования, необходимо определить понятие метода или методов экономического прогнозирования. Под ними следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Информация о работе Применение количественных и качественных методов управления